Конспект по развитию речи в старшей группе "Снежная Баба"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Онучина Екатерина Васильевна

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности

 

ФИО педагога, должность: Онучина Екатерина Васильевна

Возрастная группа воспитанников: Старшая группа

Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "детский сад №17 "Сказка" 

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Пересказ рассказа "Снежная баба"

Цель: Формировать умение детей пересказывать текст с использованием схем(мнемотаблиц).

Задачи: -Формировать умение детей целостно воспринимать произведение.

              -Развивать способность к наглядному моделированию.

              -Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.

              -Воспитывать уважительное отношение друг другу, формировать умение слушать друг друга

Интегрируемые образовательные области: коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательная деятельность.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации  (познавательно-исследовательская, игровая, общение деятельность): Общение и игровая деятельность.

Форма организации детей: игровая

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): Рассказ "Снежная баба", 3 куба на гранях которого расположены картинки к рассказу, комок снега из ваты, наборы пластилина (по количеству детей), доски для лепки, стеки, стаканчики с водой, салфетки, кисти для рисования, бумага, краски.

Планируемый результат: Пересказ рассказа "Снежная баба" с опорой на схему.

Предварительная деятельность с воспитанниками: Беседа "Зима" и "Зимние забавы", рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику, лепка снеговика на участке группы во время прогулки.

 

Части НООД

Деятельность воспитателя

 

Деятельность детей

 

 

 

Способы

 поддержки

 детской

инициативы

 

1 часть – вводная

Цель: Переключить внимание детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к совместной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой от совместного общения.

 

Создание образовательной ситуации

-Встаньте дети, встаньте в круг. Слева друг и справа друг.

Ты мой друг и я твой друг!

 

-Ребята, посмотрите что я вам принесла?

Правильно, это комок снега. Я вам предлагаю поиграть со мной в игру, слепить снежную бабу. Давайте представим, что у каждого из нас есть комочек снега и будем его катать. (проводится игра"Снежная баба")

"Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает:"Чужой во дворе!"

И.Деменьянов.

-Понравилась Вам дети игра?

Ребята, а теперь присядьте на стулья.

Дети встают в кругом.

Смотрят по сторонам.

Обнимают рядом стоящего ребенка с лева, затем справа.

 

 

 

 

-Давайте поиграем. Дети представляют что в руках у них снежные комочки, проводится игра "Снежная баба".

 

Дети идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.

"Рисуют" руками три круга, начиная с маленького.

Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.

Идут по кругу ,последние слова говорит один ребенок- Жучка.

-Да!

Дети присаживаются на стулья.

Создание эмоционально-положительного настроя.

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

-Ребята а какое сейчас время года?

-Вы любите зиму?

-А какие бывают зимы?

 

-Мороз какой?

 

-Снег какой?

 

 

 

 

- А что вы больше всего любите делать зимой?

-Зама.

-Да.

- Холодная, снежная, морозная, долгая и т.д.

- Сердитый, озорной, веселый, жгучий и т.д.

-Мягкий, пушистый, белоснежный, сверкающий, красивый, холодный, нежный, искристый, серебряный, мокрый, мягкий, твердый.

- Мы любим играть в снежки, кататься на лыжах и на коньках, строить снежные крепости, снеговиков и снежных баб.

Выслушать мнение каждого ребенка.

Создание условий, чтобы каждый ребенок не боясь мог высказать своё мнение.

2 часть – основная

 

Цель: Формировать умение детей пересказывать текст с использованием схемы.

 

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

-Дети, а у меня есть рассказ про то как дети зимой слепили снежную бабу. Он так и называется"Снежная баба", Вы хотите его послушать?

(Воспитатель читает рассказ "Снежная баба"(приложение1))

-Ребята, посмотрите у меня есть кубики, рассмотрите их.

(Воспитатель задает вопросы по рассказу. После каждого ответа детей педагог предлагает найти соответствующие картинки на гранях кубика.)

-В какое время года дети гуляли во дворе?

-Как дети слепили из снега снежную бабу?

 

 

 

-Что надели на голову снежной бабе?

 

-Как и из чего дети сделали снежной бабе нос, рот, глаза?

 

 

 

-Чем Аня украсила снежную бабу?

 

 

-А вы бы чем украсили?

 

-Ребята, Вам понравился рассказ?

 

 

 

-Да.

 

 

Дети рассматривают предложенные воспитателем кубики с картинками к рассказу.

(После ответа на вопрос дети находят на граях кубика соответствующие картинки)

 

- Дети гуляли во дворе зимой.

 

- Они слепили из снега комки: большой, поменьше и самый маленький. Снежные комки поставили друг на друга, и получилась снежная баба.

- На голову снежной бабе надели старую бабушкину шляпу.

- Вместо носа вставили морковку. Рот нарисовали красной акварельной краской. Глаза сделали из двух черных угольков.

 

- Аня принесла из дома бусы, которые она смастерила осенью из засушенных ягод рябины.

-Дети высказывают свои ответы.

- Да.

Создание доброжелательной, доверительной атмосферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважение мнения детей, их интересов.

 

 

 

 

 

 

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

-Сейчас я еще раз прочту  вам рассказ, а вы слушайте его внимательно и постарайтесь его запомнить.(повторное чтение рассказа)

Дети повторно слушают рассказ.

 

 

 

 

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

 

-Ребята, а теперь попробуем пересказать рассказ про снежную бабу, с помощью кубиков.

Дети поочередно пересказывают рассказ самостоятельно, выстраивая схему пересказа на кубиках.

 

3 часть – заключительная

 

Цель:

 

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

 

-Очень хорошо у Вас получилось пересказать рассказ! Вы были очень внимательны, и теперь все смогут своим родителям и друзьям пересказать этот рассказ.

Ребята, давайте вспомним из чего слепили бабу?

-Дети а как можно ласково назвать снег?

-Давайте поиграем  пальчиками со  снежком.(пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре,

 

Мы с тобой снежок слепили.

 

Круглый, крепкий, очень гладкий

 

 

И совсем-совсем не сладкий.

Раз -подбросим.

 

Два- поймаем.

 

Три- уроним

 

И...сломаем.

Н.Нищева.

-Дети, чему мы сегодня с вами научились?

 

-О чем этот рассказ?

 

 

 

 

 

 

 

- Дети снежную бабу лепили из снега.

-Снежок.

 

Дети готовят пальцы для пальчиковой гимнастики.

-Загибают пальцы начиная с большого.

-"Лепят" меняя положение ладоней.

-Показывают круг, сжимают ладони вместе. гладят одной ладонью другую.

-Грозят пальчиком.

-Смотрят в верх, подбрасывают воображаемый снежок.

-Приседают, ловят воображаемый снежок.

-Встают и роняют воображаемый снежок.

-Топают

 

- Пересказывали рассказ "Снежная баба" по картинкам, играли в игры.

-Рассказ о том, как дети зимой во время прогулки слепили снежную бабу из снега.

Словесная похвала, доброе слово.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

 

-Дети, я думаю, что снежной бабе будет скучно стоять одной. А как мы можем ей помочь?

-Правильно ребята! Мы сделаем снежной бабе друзей- снеговиков. А из чего мы можем их сделать.

-Молодцы ребята, давайте присядем за столы и вы на свой выбор слепите, или нарисуете снежной бабе друзей снеговиков.

-Мы можем сделать ей друзей.

 

 

-Мы можем их нарисовать, слепить.

 

-(Дети присаживаются за столы и выполняют работу).

Создание условий для творческой деятельности детей. Поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу

 

(Приложение1)

Рассказ "Снежная баба"

"Была зима. Во дворе гуляли дети. Они слепили из снега комки: большой, поменьше и самый маленький. Снежные комки поставили друг на друга, и получилась снежная баба. На голову снежной бабе надели старую бабушкину шляпу. Вместо носа вставили морковку. Рот нарисовали красной акварельной краской. Глаза сделали из двух черных угольков. Аня принесла из дома бусы, которые она смастерила осенью из засушенных ягод рябины. Бусы повесили на снежную баба. Витя принес две сухие ветки, и у снежной бабы появились руки. Нарядная, она весело улыбалась детям."

(Приложение2)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_rasskaza.docx235.66 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности

ФИО педагога, должность: Онучина Екатерина Васильевна

Возрастная группа воспитанников: Старшая группа

Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "детский сад №17 "Сказка"  

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Пересказ рассказа "Снежная баба"

Цель: Формировать умение детей пересказывать текст с использованием схем(мнемотаблиц).

Задачи: -Формировать умение детей целостно воспринимать произведение.

              -Развивать способность к наглядному моделированию.

              -Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.

              -Воспитывать уважительное отношение друг другу, формировать умение слушать друг друга

Интегрируемые образовательные области: коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательная деятельность.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации  (познавательно-исследовательская, игровая, общение деятельность): Общение и игровая деятельность.

Форма организации детей: игровая

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): Рассказ "Снежная баба", 3 куба на гранях которого расположены картинки к рассказу, комок снега из ваты, наборы пластилина (по количеству детей), доски для лепки, стеки, стаканчики с водой, салфетки, кисти для рисования, бумага, краски.

Планируемый результат: Пересказ рассказа "Снежная баба" с опорой на схему.

Предварительная деятельность с воспитанниками: Беседа "Зима" и "Зимние забавы", рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику, лепка снеговика на участке группы во время прогулки.

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

 поддержки

 детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: Переключить внимание детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к совместной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой от совместного общения.

Создание образовательной ситуации

-Встаньте дети, встаньте в круг. Слева друг и справа друг.

Ты мой друг и я твой друг!

-Ребята, посмотрите что я вам принесла?

Правильно, это комок снега. Я вам предлагаю поиграть со мной в игру, слепить снежную бабу. Давайте представим, что у каждого из нас есть комочек снега и будем его катать. (проводится игра"Снежная баба")

"Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает:"Чужой во дворе!"

И.Деменьянов.

-Понравилась Вам дети игра?

Ребята, а теперь присядьте на стулья.

Дети встают в кругом.

Смотрят по сторонам.

Обнимают рядом стоящего ребенка с лева, затем справа.

-Давайте поиграем. Дети представляют что в руках у них снежные комочки, проводится игра "Снежная баба".

Дети идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.

"Рисуют" руками три круга, начиная с маленького.

Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.

Идут по кругу ,последние слова говорит один ребенок- Жучка.

-Да!

Дети присаживаются на стулья.

Создание эмоционально-положительного настроя.

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

-Ребята а какое сейчас время года? 

-Вы любите зиму?

-А какие бывают зимы?

-Мороз какой?

-Снег какой?

- А что вы больше всего любите делать зимой?

-Зама.

-Да.

- Холодная, снежная, морозная, долгая и т.д.

- Сердитый, озорной, веселый, жгучий и т.д.

-Мягкий, пушистый, белоснежный, сверкающий, красивый, холодный, нежный, искристый, серебряный, мокрый, мягкий, твердый.

- Мы любим играть в снежки, кататься на лыжах и на коньках, строить снежные крепости, снеговиков и снежных баб.

Выслушать мнение каждого ребенка.

Создание условий, чтобы каждый ребенок не боясь мог высказать своё мнение.

2 часть – основная

Цель: Формировать умение детей пересказывать текст с использованием схемы.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

-Дети, а у меня есть рассказ про то как дети зимой слепили снежную бабу. Он так и называется"Снежная баба", Вы хотите его послушать?

(Воспитатель читает рассказ "Снежная баба"(приложение1))

-Ребята, посмотрите у меня есть кубики, рассмотрите их.

(Воспитатель задает вопросы по рассказу. После каждого ответа детей педагог предлагает найти соответствующие картинки на гранях кубика.)

-В какое время года дети гуляли во дворе?

-Как дети слепили из снега снежную бабу?

-Что надели на голову снежной бабе?

-Как и из чего дети сделали снежной бабе нос, рот, глаза?

-Чем Аня украсила снежную бабу?

-А вы бы чем украсили?

-Ребята, Вам понравился рассказ?

-Да.

Дети рассматривают предложенные воспитателем кубики с картинками к рассказу.

(После ответа на вопрос дети находят на граях кубика соответствующие картинки)

- Дети гуляли во дворе зимой.

- Они слепили из снега комки: большой, поменьше и самый маленький. Снежные комки поставили друг на друга, и получилась снежная баба.

- На голову снежной бабе надели старую бабушкину шляпу.

- Вместо носа вставили морковку. Рот нарисовали красной акварельной краской. Глаза сделали из двух черных угольков.

- Аня принесла из дома бусы, которые она смастерила осенью из засушенных ягод рябины.

-Дети высказывают свои ответы.

- Да.

Создание доброжелательной, доверительной атмосферы

Уважение мнения детей, их интересов.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

-Сейчас я еще раз прочту  вам рассказ, а вы слушайте его внимательно и постарайтесь его запомнить.(повторное чтение рассказа)

Дети повторно слушают рассказ.

 

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

-Ребята, а теперь попробуем пересказать рассказ про снежную бабу, с помощью кубиков.

Дети поочередно пересказывают рассказ самостоятельно, выстраивая схему пересказа на кубиках.

3 часть – заключительная

Цель:

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

-Очень хорошо у Вас получилось пересказать рассказ! Вы были очень внимательны, и теперь все смогут своим родителям и друзьям пересказать этот рассказ.

Ребята, давайте вспомним из чего слепили бабу?

-Дети а как можно ласково назвать снег?

-Давайте поиграем  пальчиками со  снежком.(пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз -подбросим.

Два- поймаем.

Три- уроним

И...сломаем.

Н.Нищева.

-Дети, чему мы сегодня с вами научились?

-О чем этот рассказ?

- Дети снежную бабу лепили из снега.

-Снежок.

Дети готовят пальцы для пальчиковой гимнастики.

-Загибают пальцы начиная с большого.

-"Лепят" меняя положение ладоней.

-Показывают круг, сжимают ладони вместе. гладят одной ладонью другую.

-Грозят пальчиком.

-Смотрят в верх, подбрасывают воображаемый снежок.

-Приседают, ловят воображаемый снежок.

-Встают и роняют воображаемый снежок.

-Топают

- Пересказывали рассказ "Снежная баба" по картинкам, играли в игры.

-Рассказ о том, как дети зимой во время прогулки слепили снежную бабу из снега.

Словесная похвала, доброе слово.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

-Дети, я думаю, что снежной бабе будет скучно стоять одной. А как мы можем ей помочь?

-Правильно ребята! Мы сделаем снежной бабе друзей- снеговиков. А из чего мы можем их сделать.

-Молодцы ребята, давайте присядем за столы и вы на свой выбор слепите, или нарисуете снежной бабе друзей снеговиков.

-Мы можем сделать ей друзей.

-Мы можем их нарисовать, слепить.

-(Дети присаживаются за столы и выполняют работу).

Создание условий для творческой деятельности детей. Поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу

(Приложение1)

Рассказ "Снежная баба"

"Была зима. Во дворе гуляли дети. Они слепили из снега комки: большой, поменьше и самый маленький. Снежные комки поставили друг на друга, и получилась снежная баба. На голову снежной бабе надели старую бабушкину шляпу. Вместо носа вставили морковку. Рот нарисовали красной акварельной краской. Глаза сделали из двух черных угольков. Аня принесла из дома бусы, которые она смастерила осенью из засушенных ягод рябины. Бусы повесили на снежную баба. Витя принес две сухие ветки, и у снежной бабы появились руки. Нарядная, она весело улыбалась детям."

(Приложение2)

C:\Users\Екатерина\Downloads\IMG_20171206_0003.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по развитию речи в старшей группе

Конспект НОД "Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!". Образовательная область "Коммуникация". Интеграция с образовательными областями "Здоровье", "Физическая культура", "Познание", "Художественно...

Конспект по развитию речи в старшей группе по теме "Насекомые"

Конспект по составлению описательного рассказа в старшей группе по теме "Насекомые" с использованием ИКТ....

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: Ков старшей группе «Цветик - семицветик»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСКДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»...

Конспект по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ "

Цель:Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляциизвуки....

Конспект занятия развитие речи в старшей группе "Путешествие в страну Красивой речи."

Старшая группа окружающий мир " Путешествие в страну Красивой речи."...