Музейная педагогика "Утварь на Руси"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика
Конспект ООД «Домашняя утварь на Руси»
1. Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
2. Виды детской деятельности:
игровая,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
продуктивная,
музыкальная,
художественно-творческая,
восприятие художественной литературы.
3. Задачи:
Образовательные:
Формирование представлений о свойствах твердых веществ;
Расширение представлений о строении знакомых веществ, в процессе изучения их с помощью лупы.
Развивающие:
Развитие умений наблюдать, сравнивать различные вещества;
Развитие способностей к преобразованию;
Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов.
Формирование познавательного интереса.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе;
Воспитывать дружелюбие.
4. Планируемые результаты:
Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины.
Заинтересовать детей в исследовательской деятельности. Создать выставку глиняных поделок, созданных детьми.
5. Предварительная работа:
Чтение художественной литературы.
Рассматривание природных материалов.
Беседа с детьми.
6. Материал:
Емкости с почвой: земля, камни, песок, глина, сосуд с водой.
Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и мокрая), салфетки влажные, доски для лепки, лупы.
Глиняная посуда: кувшин, чашка, горшок.
Глиняные игрушки: дымковская, филимоновская.
Фарфоровые статуэтки.
Ноутбук.
Проектор.
Видеофильм «Как делают кувшин из глины»
7. Методы и приемы:
Беседа с детьми.
Исследовательская деятельность.
Просмотр фильма.
Творческая деятельность.
8. План НОД.
Воспитатель: Ребята послушайте мою загадку:
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужный лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким, в ладошке лежать,
Тяжелым, большим, одному не поднять.
Кто дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)
Воспитатель: Кто знает отгадку? Что вы знаете о камнях?
- Правильно, камни бывают морские и речные, а также драгоценные. Одни используются при строительстве разных зданий, другие идут для отделки зданий: это мрамор и гранит.
- Попробуйте отгадать еще одну загадку:
Гончар для меня разведет жаркий пламень
Сухая, я твердой бываю как камень.
Размочат, как тесто податливой буду
Могу превратиться в игрушки, в посуду.
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата.
Я белая, красная и голубая
Узнали, ребята, кто я такая? (Глина)
Воспитатель: Ребята, какие виды почв вы знаете?
- Что вы видите у меня на столе?
Дети: Песок, земля, камень, глина.
Воспитатель: Как называется почва, если в ней много песка? Камня? Глины?
Покажите, где находится глина?
А сейчас пройдите за столы и сядьте. Посмотрите, что стоит у вас на столах? (Емкости с песком и глиной). Рассмотрите и скажите, что вы видите?
Возьмите в руки сухую глину, какая она? (Твердая, но не такая как камень.Она крошится).
Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее в кулаке. Что можете сказать про нее? (Глина мягкая меняет форму)
Да, глина пластичная. Что можно делать из мокрой глины? (Лепить).
С чем можно сравнить глину? (С пластилином, из него тоже можно лепить).
Воспитатель:Скажите из чего состоит песок? Посмотрите в лупу на сухой песок.
Из чего он состоит?
Песок состоит из отдельных очень – очень мелких зернышек – песчинок, эти частицы очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.
Посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же частицы на ней?
В глине частицы все слипшиеся, как будто тесно взялись за руки и прилипли. Поэтому глинистая почва тяжелая, она плохо пропускает воздух.
Как вы думаете, дружит ли глина с водой? Давайте проверим: налейте воду в емкость с сухой глиной. Что вы видите? (Глина плохо впитывает воду, медленно намокает). Да глина – плохой проводник воды.
Давайте попробуем налить воду в песок. Что происходит?
Дети наливают воду в песок.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Песок быстро намокает и хорошо пропускает воду. Глина же должна постоять, чтобы намокнуть. Глина плохо пропускает воду.
Физкультминутка.
Давайте попробуем изобразить глину, песок, мокрый песок, камень. (можно делать движения под музыку).
Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, нужна ли человеку глина?
А что же человек делает из глины? (Из глины лепят посуду, игрушки, вазы).
Вы ответили правильно, но я хочу добавить. Глина обладает определенными свойствами. Она липкая, пластичная, но в тоже время плохо пропускает воду. Зная все ее свойства, человек широко применяет изделия из глины.
Из глины делают кухонную посуду: разные кувшины, кринки, тарелки. В глиняной посуде лучше хранится молоко. Оно не киснет, так как такая посуда дольше не нагревается. Из глины делают также горшки для цветов.
Сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеофильм о том, как делают посуду из глины.
ФИЛЬМ: Гончарное дело.(3-4 мин.)
Ребята, сегодня мы много узнали о глине и об ее использовании. И вот сейчас я приглашаю вас на выставку глиняных изделий. Помните, что на выставке вы должны вести себя осторожно, не толкаться, все экспонаты смотреть только глазами, руками не трогать их.
Первая экспозиция – глиняная игрушка.
Посмотрите, какие красивые изделия мы с вами здесь видим.
Вот у меня игрушка, она - глиняная. Раньше, когда не было игрушек, люди лепили из глины разные поделки: фигурки животных, кукол, свистульки. Сначала глину замешивали в воде, а когда она становилась мягкой и податливой, начинали мастерить игрушки, которые затем обжигали в печи. Первоначально это была обыкновенная русская печь, впоследствии ее заменили на специальные печи для обжига. Там игрушки не горели, не рассыпались, а наоборот становились крепче. Глина любит одинаково и огонь, и воду. Затем игрушки расписывали и они становились вот такими яркими, красивыми, нарядными. Благодаря человеку, его труду, глина оживает и превращается в красивые изделия.
-Скажите, какие игрушки вы видите? (Глиняные игрушки: дымковская, филимоновская)
-А они одинаково расписаны? (Нет, у каждой игрушки свой узор)
-Правильно, этим одна игрушка отличается от другой. В каждой местности игрушку расписывали своим узором и не повторяли его.
Вторая экспозиция – керамические изделия: кувшины, стаканы, горшки.
Третья экспозиция – фарфоровые и глиняные статуэтки.
Эти изделия используются для украшения интерьера и как сувениры.
Воспитатель:Ребята, скажите, что сегодня вам понравилось на занятии?
Ответы детей.Еще раз полюбуйтесь нашей выставкой. Выберите себе ту вещь, которую бы вы сами хотели слепить из глины. После перерыва вы их слепите. А затем сделаем свою выставку глиняных изделий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТ РУСИ ЯЗЫЧЕСКОЙ К РУСИ ХРИСТИАНСКОЙ ( Конспект НОД, ОО «Познание», подготовительная к школе группа)
ОТ РУСИ ЯЗЫЧЕСКОЙ К РУСИ ХРИСТИАНСКОЙ( Конспект НОД, ОО «Познание», подготовительная к школе группа)...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: « История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату).
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: « История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату)....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату)
Занятие по созданию мини-музея "Из бабушкиного сундучка"...
Пресс-релиз в рамках открытого музейного урока «Русь ремесленная. Русь мастеровая» в дошкольном подразделении «Надежда» ГБОУ СОШ № 2092 пройдет тематический день музейной программы.
Пресс-релиз в рамках открытого музейного урока «Русь ремесленная. Русь мастеровая» в дошкольном подразделении «Надежда» ГБОУ СОШ № 2092 пройде...
Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»
В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...