"Значение фонематического слуха для развития ребенка"
консультация по развитию речи по теме

Представлена актуальная тема для родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение фонематического слуха для развития ребенка»

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем (звуков, составляющих звуковую оболочку слова). 

Фонематический слух близок по значению к фонематическому восприятию. 
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по восприятию и различению звуков речи, установлению звуковой структуры слова. 
Другими словами, фонематический слух - это способность различать звуки родного языка, отличать согласные звуки от гласных, мягкие от твердых, глухие от звонких. Это умение осуществлять звуковой анализ слов: находить первый звук в слове, последний звук в слове, определять все звуки по порядку, давать характеристику звукам.

Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. 
Уже на третьей-четвертой неделе жизни у ребенка появляется слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого. В 5 месяцев ребенок различает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию, обращенной к нему речи. Примерно с 6-7 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные звуки, слоги. В 1 год ребенок произносит отдельные облегченные слова. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить средством общения, быстро расширяется запас понимаемых слов. К 2-м годам ребенок может обозначать свои действия словами и двухсловными предложениями, затем появляются трехсловные предложения, ребенок начинает употреблять прилагательные и местоимения. 
Именно тогда, когда слово начинает служить средством общения и ребенок начинает активно этим пользоваться, исследователи детской речи утверждают, что фонематический слух оказывается сформированным. Далее фонематический слух продолжает развиваться и совершенствоваться. 

В младшем дошкольном возрасте (примерно от 3 до 5 лет) под воздействием обучения начинает формироваться фонематическое восприятие - умение целенаправленно воспринимать и различать в речевом потоке отдельные звуки речи, их особенности. К этому времени у ребенка в норме заканчивается формирование правильного звукопроизношения. 

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки отдельных фонем и отличает их от других. 

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности », особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы. 
При помощи длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети постепенно овладевают грамотным чтением и письмом. 
С развитием фонематического восприятия развивается навык слухового контроля за своим произношением. 

Важно!

  1. От определенного уровня развития фонематического слуха от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков зависит формирование правильного произношения звуков. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слогового строения речи. Исправление дефектов произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. 
    У детей с недоразвитым фонематическим восприятием отмечается незаконченность процессов артикулирования (отсутствие в речи тех или иных звуков, замены звуков, нестойкое употребление звуков в речи, искажения звуков).
  2. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, суффиксы, слова сложнослоговой структуры. В норме развивается лексико-грамматическая сторона речи, отсутствуют грамматические ошибки. 
  3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Для того чтобы ребенок усвоил навыки чтения, письма, а также избежал многих ошибок, его следует обучить звуковому анализу и синтезу - высшей ступени развития фонематического восприятия. В свою очередь звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. 

В настоящее время существует много литературы, адресованной родителям для занятий с детьми дома. Можно посоветоваться с воспитателями, логопедом д/с по приобретению определенного пособия для работы со своим ребенком дома, начинать заниматься.  Важно быть дружелюбным и уважительным к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение фонематического слуха и его формирование у детей.

Будет интересно и познавательно родителям для проведения занятий в домашних условиях....

Значение фонематического слуха в развитии речи детей среднего дошкольного возраста

Статья по развитию речи дошкольников для воспитателей и родителей. Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического слуха....

Консультация для воспитателей: "ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ."

ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ....

Статья на тему: ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.

В статье расскрывается вопрос о том,  как влияет нарушение фонематического слуха на развитие речи ребенка....

Роль фонематического слуха в развитии ребенка.

В статье раскрывается значение фонематического слуха на развитие ребенка. И даются рекомендации по его развитию....

«Значение фонематического слуха в развитии речи детей с ОНР»

Значение  фонематического слуха в развитии речи детей с ОНР»Мятлева Ольга Александровнаучитель-логопед МДОУ детский сад № 49 «Ладушки» Под фонематическим слухом - осно...

Консультация для родителей «Как можно проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребенка?»

С начала учебного года в нашем детском саду стартовал практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет «Фонематическая мозаика»....