Конспект НОД по развитию речи "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Черемухина Елена Васильевна

Конспект НОД по развитию речи "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_osen.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД  по развитию речи в старшей группе по теме

«ОСЕНЬ»

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи:

образовательные: 

  • уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
  • активизировать словарь детей по теме занятия;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегаюшие:

  • создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование: 

  • конверт с письмом и заданиями от Осени;
  • 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
  • листочки из картона для дорожки;
  • наборы элементов для создания картины осенней природы;
  • аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
  • видеофильм «Осень».

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?

Воспитатель: 

Тогда отгадайте загадку:

Несу я урожаи, 
Птиц к югу отправляю, 
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?

- Осень!

- Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

Воспитатель читает Письмо:

«На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес».

Воспитатель: Принимаем приглашение осени? 

Воспитатель: Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. 

Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу

Воспитатель: Вот мы пришли в осенний лес.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит  повсюду.

Деревья стройные стоят, 
Ветвями на ветру шумят.

Воспитатель: Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес?

Воспитатель: А зачем осенью, да ещё и поздней?

Воспитатель: А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки леса»)

Воспитатель: Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?

Воспитатель: Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Воспитатель: Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?

Воспитатель: Посмотрите, как много в лесу опавших листьев. Давайте присядем на этот осенний ковёр.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Воспитатель: Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.

(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

Воспитатель: Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

Воспитатель: Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

Воспитатель: Какое время года изображено на первой картине?

А на этой?

А какое время года на третьей картине?

Воспитатель: Почему про осень нарисованы три разных картинки?

Воспитатель: Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

Воспитатель: Вначале проведём разминку.

Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись.                

Повторяют за воспитателем:

Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай.                  

кружатся, идут, приседают,

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:                          

Бегут на носочках, выполняя                                                                                                

 лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной,      

взмахи кистями рук,

лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной.            

затем загибают пальцы в кулак.

Воспитатель: А теперь перейдём к заданиям на карточках.

1 задание  «Отгадай загадку»

 Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1)Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?          

   

2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу?  

   

3) А сказочное чудище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились?

     

4) Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит.      

     

5) Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.                      

    Одним проходу не дает, других он подгоняет.

   

6) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,                    

     В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.

        

      2 задание   «Игра ДА или НЕТ» 

  - Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Молодцы, справились с заданиями.

Воспитатель: Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием.  

Просмотр презентации «Осень»     

Практическая  часть

 Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака. Осень предлагает вам составить осеннюю картину. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.      

(Дети составляют картины осени)                        

Итог занятия

Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.  

Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от её имени награжу.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались?

А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивую картину осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

Дети: Да!

Дети: Да

Дети: Чтобы подышать свежим воздухом

Дети: Собрать грибы

Дети: Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.

Дети: Опавшей листвой, грибами.

Дети: Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Дети: Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.

Дети: Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.

Дети: Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.

Дети: Осень

Дети: Осень бывает разной.

Дети: Да!

Дети: Лесник!

Дети: Лесовик!  

Дети: Леший!

Дети: Лист.    

Дети: Ветер

Дети: Дождь

Дети: отвечают.

(Дети повторяют слова, кружатся. ) 

Дети: Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.

 

         

 

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...