Норма и задержка речевого развития
консультация по логопедии (младшая группа) по теме
В статье представлены таблицы нормативных показателей речевого развития детей от 2 до 4 лет. Раскрывается понятие задержка речевого развития. представлены краткие рекомендации по организации полноценной речевой среды в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zrr_microsoft_word.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Норма и задержка речевого развития
В развитии у ребенка речи главную роль играют родители.
Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).
Спросите себя:
1. Достаточно ли вы говорите с вашим ребенком?
2. Доступны ли ваши фразы для понимания малыша?
3. Достаточно ли четко вы проговариваете слова, звуки, окончания, предлоги? Не торопитесь когда говорите?
4. Сформирована ли потребность в общении у вашего ребенка?
Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.
- Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.
- Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5-и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.
- Поощряйте стремление задавать вопросы.
- Поощряйте любопытство и воображение.
- Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.
- Читайте ребенку каждый день.
- Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.
- Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.
- У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений (но не слишком много).
- Поощряйте общение и игры с другими детьми.
- Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.
- Играйте вместе с ребенком, если он просит.
- Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.
Все дети разные и развиваются по-разному, поэтому одни начинают говорить 10 слов в год, другие только к полутора годам. Граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием проходит на расстоянии примерно в 4-5 месяцев.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет местоимение "Я" | 2 года 3 мес |
Адекватно использует названия цветов | 2 года 6 мес |
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) | К 3 годам |
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 годам |
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 лет 1 мес. |
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи | К 3 годам |
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи | С 2 лет 3 мес. |
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей | К 3 годам |
Начинает подбирать рифмы к словам | С 3 лет |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет в активной речи слова - названия частей предметов | 3 года 6 мес |
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами | С 3 лет |
Использует в речи приставочные глаголы | 3 года 1 мес |
Появляется словотворчество | С 3 лет |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук) | К 4 годам |
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи | К 4 годам |
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту | К 4 годам |
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки | К 4 годам |
Стоит беспокоиться если:
- ребенок и в 2 года плохо произносит десять слов и не имеет большого пассивного словаря;
- в 2,5 года ребенок использует не более 20 слов, не знает и не понимает названий предметов, не может составить фразу из двух слов;
- в 3 года ребенок говорит непонятно и его не понимает даже мама, не говорит простых предложений и не понимает простых объяснений;
- ребенок использует речь не для коммуникации (просто машинально повторяет слова из увиденного мультфильма к месту и ни к месту).
Значит, ребенок имеет задержку в развитии речи (ЗРР). Это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие отклонения в здоровье ребёнка, например, связанное с работой и развитием мозга, центральной нервной системы, генетического отклонения или же психического расстройства. Диагноз «задержка речевого развития» ставится врачом-неврологом или логопедом. В каждом конкретном случае причину задержки развития речи определяет специалист. Задержка речевого развития выявляется, как правило, у детей до трех лет и впоследствии, при невнимательном отношении родителей к проблеме, перерастает в другой диагноз - общее недоразвитие речи (ОНР).
Коррекция задержки речевого развития должна быть комплексной и предусматривает работу трех специалистов - врача-невролога, логопеда и психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Задержка речевого развития.Как распознать отклонения от нормы и как их исправить"
Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пройдет лечение и тем оптимистичнее б...
«Задержка речевого развития: как распознать отклонения от нормы».
Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики. Задержка речевого развития (абр. - ЗРР) означает, что страдает только речь, а эмоциональное и умственн...
Консультация для родителей «Нормы и задержка речевого развития»
Консультация для родителей " Норма и задержка речевого развития"...
Нормы и задержка речевого развития
Полезные рекомендации логопеда...
Норма или задержка речевого развития?
Презентация на тему: "Норма или задержка речевого развития?"...
Особенности речевого развития детей 2 – 3 лет в норме и при задержке речевого развития
Рекомендации родителям о речевом развитии малыша...
Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.
В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...