Нормы и задержка речевого развития
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Нормы и задержка речевого развития
Многие родители беспокоятся: «Нет ли у моего ребенка задержки речевого развития, ведь он говорит меньше, чем товарищ по площадке?» Развитие ребенка очень индивидуально, нет смысла сравнивать между собой сверстников. Это относится и к развитию речи.
Уже с рождения ребенок накапливает пассивный словарь, он запоминает слова, их значение, различает интонацию. Позже развивается активный словарь - малыш учится воспроизводить услышанные звуки, слова, предложения. Сначала ребенок просто повторяет за взрослым, потом начинает общаться, т. е. его слова, звуки носят смысловую нагрузку. Например, малыш 1-1,6 лет с помощью одного звука «а», произносимого с различной интонацией, может задать вопрос типа «Что это? Расскажи!»; высказать не довольство («Не хочу!»); удивление («Вот это да!»).
В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, однако активно расширяется пассивный словарь (слова, словосочетания запоминаются надолго). В это время не стоит побуждать ребенка к произнесению новых слов.
Ученые обобщили имеющийся опыт по работе с детьми и выделили особенности развития речи в каждом возрасте. Рассмотрим короткий, но очень важный для становления речи период до 3-х лет.
!!! Имейте в виду, что «отклонение» от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.
Первый год жизни.
2 месяца. Произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками - растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
4 месяца. Гуление превращается в уклады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.
10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.
Второй год жизни.
Стадия активной речи - автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».
Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.
К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).
Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.
Третий год жизни.
Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000-1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).
Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет задержка развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.
Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:
- в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему;
- в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»;
- в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания использует только плач;
- в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;
- в 2-3 года путает понятия «верх» - «низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы;
- в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.
Полезные рекомендации логопеда
Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).
Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.
Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.
Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5-и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.
Поощряйте стремление задавать вопросы.
Поощряйте любопытство и воображение.
Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.
Читайте ребенку каждый день.
Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.
Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.
У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений (но не слишком много).
Поощряйте общение и игры с другими детьми.
Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.
Играйте вместе с ребенком, если он просит.
Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Задержка речевого развития.Как распознать отклонения от нормы и как их исправить"
Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пройдет лечение и тем оптимистичнее б...
Норма и задержка речевого развития
В статье представлены таблицы нормативных показателей речевого развития детей от 2 до 4 лет. Раскрывается понятие задержка речевого развития. представлены краткие рекомендации по организации полноценн...
«Задержка речевого развития: как распознать отклонения от нормы».
Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики. Задержка речевого развития (абр. - ЗРР) означает, что страдает только речь, а эмоциональное и умственн...
Консультация для родителей «Нормы и задержка речевого развития»
Консультация для родителей " Норма и задержка речевого развития"...
Норма или задержка речевого развития?
Презентация на тему: "Норма или задержка речевого развития?"...
Особенности речевого развития детей 2 – 3 лет в норме и при задержке речевого развития
Рекомендации родителям о речевом развитии малыша...
Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.
В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...