Кружок
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Будылина Найля Наильевна

"Речевичок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2017-2018_gotov.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

1.

Пояснительная записка

2.

Основная часть

3.

Образовательная область речевое развитие в кружковой деятельности

4.

Условия реализации

5.

Планируемые результаты

6.

Список литературы

7.

Перспективное планирование

8.

Табель посещаемости

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Пояснительная записка

Образовательная практика дошкольного образования нуждается сегодня в принципиальных изменениях. Необходимость изменений вызвана, прежде всего, введением ФГОС дошкольного образования, который предусматривает урегулирование отношений в сфере дошкольного образования. Они, прежде всего, связаны:

-  с окончательным отказом от жестко регламентированных форм обучения детей и неоправданного увлечения предметным обучением;

- с формированием у детей субъектной позиции в образовательном процессе;

- с возвращением в жизнь дошкольников времени для свободной игры и самостоятельной деятельности, поддержки их собственной активности;

- с уделением достаточного внимания развитию родительского потенциала, повышению его педагогической компетентности и родительской рефлексии и др.

        Одной из задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а самое главное их эмоционального благополучия.

Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку, что обеспечивает ответные положительные эмоции, без которых невозможно установить контакт с ребенком и развить его речь.

Дети нуждаются в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, где они постепенно становятся активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть:

  • Событийна;
  • Ритмична;
  • Процессуальна.

Следующим условием развития речевой активности детей является  организация совместной деятельности ребенка со взрослым доступной по форме и средствам.  Это, конечно же, игра, именно она создает благоприятные условия для развития языка. Во время игры дети могут достаточно долгое время проявлять речевую активность, проявлять интерес, быть внимательными.

        Третье условие – правильный подход  воспитателя к организации образовательного процесса. Здесь необходимо следовать требованиям дидактики, предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию. Игры-занятия проводятся с небольшими группами детей из 7-8 человек или индивидуально (если это необходимо). Воспитатель должен четко определить программное содержание кружковой работы. Продумать какой материал давать детям, как эффективнее его преподнести. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно. Игры с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядный материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.

        В соответствии с ФГОС ДО, четвертое условие – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.

Книжный уголок в группе детского сада нужно оформлять с учетом  рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по созданию предметно – развивающей среды.

А именно:

-  уголок книги располагают автономно, вдали от мест игр детей, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Там, где ребенок мог бы внимательно, сосредоточенно строить процесс общения с книгой. В едином пространстве с уголком книги можно оформить уголок уединения (уголок психологической разгрузки). Что обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства, а так же дает возможность ребенку для уединения. Что соответствует требованиям ФГОС;

- уголок книги располагают в максимально освещенной зоне групповой комнаты. Освещение должно быть естественное (от окна, свет падает слава), равномерное искусственное (свет падает сверху или вдоль светонесущей стены). Это обеспечивает охрану и укрепления здоровья детей. Что соответствует требованиям ФГОС;

- мебель для книжного уголка должна соответствовать возрасту и антропометрическим данным детей. Изготовлена,  из материалов безвредных для здоровья детей и соответствовать принципу трансформируемости, чтобы обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Таким образом, выполняя все перечисленные условия, мы не только развиваем речь ребенка, но и способствуем его полноценному всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

                                                                     

Основная часть

Образовательная область речевое развитие в кружковой деятельности

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник  становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном  возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

Цель: комплексное развитие речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи:

-  развивать умение говорить и слушать;

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

-  обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать звуковую культуру речи детей;

-   развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

-  развивать артикуляционный аппарат;

-  совершенствовать интонационную выразительность  речи;

- способствовать развитию графических навыков,

-  формировать навыки самоконтроля и самооценки,

-  воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

- расширять кругозор детей по окружающему миру.

Условия реализации:

Основная программа кружка основывается на авторской  технологии по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О.А. Новиковской «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи». (Издательство Астрель, Санкт-Петербург 2009 год.)

Кружок проводится с подгруппой детей (7-8 человек) или индивидуально. Тематическое планирование в старшей группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 занятия в год, длительность одного занятия  25 минут.

На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к воспитателю, что помогает им хорошо видеть и слышать воспитателя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.

Каждое занятие состоит из 4 частей: зарядка для пальчиков, зарядка для язычка, стихотворения для развития речи, скороговорки и чистоговорки.

Дидактическое оснащение: демонстрационные карточки по артикуляционной гимнастике, дыхательной гимнастике, мяч, столы, стулья, маски животных, карандаши.

 

Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств

Интегративные качества.

Познавательно-речевое развитие детей.

Любознательный, активный.

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.

Эмоционально-отзывчивый.

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие, эмоциональное состояние людей  и животных, передает свое отношение к окружающему

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Речь при общении со взрослыми становиться внеситуативной,  речь со сверстниками ситуативная, умеет считаться с интересами товарищей, умеет из детского коллектива выбирать партнеров по играм

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Умеет выделять первый звук в слове, делить слово на слоги, определять длинные и короткие слова, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, выразительно читать стихотворения

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту.

Проявляет инициативу в решении познавательных задач, способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач.

Физически развитый.

Владеет в соответствии с возрастом основными упражнениями для мелкой мускулатуры рук, проявляет интерес к участию в подвижных играх и упражнениях.

Список литературы

  1. Федеральный закон  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (приказ  Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программ дошкольного образования» (приказ  Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014)
  5. Долгосрочная  целевая программа «Развитие образования в Московской области на 2013-2015», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 №1071/32
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении  СанПиН 2.4.1 3049-13  «Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»
  7. Давыдов В.В. «О понятии развивающего обучения»  Томск, Пеленг 1995г.
  8. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-пресс, 2010
  9. Новиковская О.А. ««Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи»,  М.: Астрель, СПб.: Астрель – СПб, 2009 год.
  10. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб, Детство – Пресс, 2010

Перспективное планирование кружковой деятельности в старшей группе

Тема недели

№ недели

Задачи

Тема кружкового занятия

СЕНТЯБРЬ

«Человек, семья»

1

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора.

Зарядка для пальчиков: «Рисуем человечка».

Зарядка для язычка: «Мое лицо».

Стихотворения для развития речи: «Изучаем части тела».

Чистоговорки, скороговорки.

2

Выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Это ручка правая, это ручка левая».

Зарядка для язычка: «Водичка, водичка».

Стихотворения для развития речи: «Массаж лица».

Чистоговорки, скороговорки

3

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса.

Зарядка для пальчиков: «Братья».

Зарядка для язычка: «Семья».

Стихотворения для развития речи: «Самомассаж речек».

Чистоговорки, скороговорки

4

Овладение пальчиками, обучением навыкам самомассажа, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Оладушки у бабушки». «Десять внучат».

Стихотворения для развития речи: «Самомассаж ушек».

Чистоговорки, скороговорки

ОКТЯБРЬ

«Осень»

1

Выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Дождик».

Зарядка для язычка: «За грибами» (часть 1).

Стихотворения для развития речи: «Осень наступала».

Чистоговорки, скороговорки

2

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса.

Зарядка для пальчиков: «За грибами за орехами».

Зарядка для язычка: «За грибами» (часть 2).

Стихотворения для развития речи: «Осень, осень листопад».

Чистоговорки, скороговорки

3

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора.

Зарядка для пальчиков: «Рябиновые бусы».

Зарядка для язычка: «За грибами» (часть 3).

Стихотворения для развития речи: «За грибами».

Чистоговорки, скороговорки

4

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «В лес по ягоды».

Зарядка для язычка: «Лесные ягоды».

Стихотворения для развития речи: «Яблонька».

Чистоговорки, скороговорки

НОЯБРЬ

«Игрушки»

1

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей

Зарядка для пальчиков: «Барабан». «Игрушки-погремушки».

Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (часть 1).

Стихотворения для развития речи: «Любимые игрушки».

Чистоговорки, скороговорки

2

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Заводная машинка».

Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (часть 2).

Стихотворения для развития речи: «Футбол».

Чистоговорки, скороговорки

3

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора.

Зарядка для пальчиков: «Пошли пальчики гулять». «Лесенка»

Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (часть 3).

Стихотворения для развития речи: «Ванька-встанька».

Чистоговорки, скороговорки

4

Выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Через палочку шагай».

Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (повторение).

Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки».

Чистоговорки, скороговорки

ДЕКАБРЬ

«Зима»

1

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Зимой».

Зарядка для язычка: «Зимой во дворе».

Стихотворения для развития речи: «Встреча зимы».

Чистоговорки, скороговорки

2

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Пришла зима».

Зарядка для язычка: «Зимой во дворе» (повторение).

Стихотворения для развития речи: «Ой мороз, мороз».

Чистоговорки, скороговорки

3

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Новогодняя елочка».

Зарядка для язычка: «Подарки деда Мороза».

Стихотворения для развития речи: «Новый год».

Чистоговорки, скороговорки

4

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей

Зарядка для пальчиков: «Новый год». Игра «лыжи, санки и коньки»

Зарядка для язычка: «Подарки деда Мороза» (повторение).

Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки».

Чистоговорки, скороговорки

ЯНВАРЬ

«Домашние животные»

1

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Цыпа-цыпа». «Коза и козленок».

Зарядка для язычка: «Кошка».

Стихотворения для развития речи: «Как животных нам назвать».

2

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Бычок». «Петушок».

Зарядка для язычка: «Собака».

Стихотворения для развития речи: «По хозяйству помогаем».

3

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «На дворе».

Зарядка для язычка: «Лошадь».

Стихотворения для развития речи: «На лошадке».

4

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей

Зарядка для пальчиков: «Лошадки». «Гуси».

Зарядка для язычка: «Корова».

Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки».

ФЕВРАЛЬ

«Дикие животные»

1

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей

Зарядка для пальчиков: «Кукушечка». «Дятел»

Зарядка для язычка: «В лесу» (часть 1).

Стихотворения для развития речи: «Как животных нам назвать?».

2

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Вышел зайчик погулять».

Зарядка для язычка: «В лесу» (часть 2).

Стихотворения для развития речи: «Совушка-сова».

3

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Зайцы». «Совушка-сова»

Зарядка для язычка: «В лесу» (часть 3).

Стихотворения для развития речи: «Рифмовки».

4

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Рисуем человечка».

Зарядка для язычка: «В лесу» (повторение).

Стихотворения для развития речи: «Загадки».

МАРТ

«Весна»

1

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Пришла весна».

Зарядка для язычка: «Весенняя прогулка» (часть 1).

Стихотворения для развития речи: «Будем вместе мы играть».

Чистоговорки, скороговорки

2

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей

Зарядка для пальчиков: «Птичка».

Зарядка для язычка: «Весенняя прогулка» (часть 2).

Стихотворения для развития речи: «Будем вместе мы играть» (повторение).

Чистоговорки, скороговорки

3

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Сосулька».

Зарядка для язычка: «Цветы и насекомые» (часть 1).

Стихотворения для развития речи: «Рифмовки».

Чистоговорки, скороговорки

4

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Луг». «Подсолнушек».

Зарядка для язычка: «Цветы и насекомые» (часть 2).

Стихотворения для развития речи: «Загадки».

Чистоговорки, скороговорки

АПРЕЛЬ

«Овощи»

1

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Приглашаем в огород».

Зарядка для язычка: «Репка».

Стихотворения для развития речи: «В саду».

Чистоговорки, скороговорки

2

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей

Зарядка для пальчиков: «Морковка».

Зарядка для язычка: «Репка» (повторение).

Стихотворения для развития речи: «В саду» (повторение).

Чистоговорки, скороговорки

3

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Капуста». «Картошка»

Зарядка для язычка: «Сладко и горько».

Стихотворения для развития речи: «Рифмовки».

Чистоговорки, скороговорки

4

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Пирожки».

Зарядка для язычка: «Сладко и горько» (повторение).

Стихотворения для развития речи: «загадки».

Чистоговорки, скороговорки

МАЙ

«Лето»

1

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Солнышко». «Дождик».

Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (часть 1).

Стихотворения для развития речи: «Будем лето мы встречать».

Чистоговорки, скороговорки

2

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Во сыром бору».

Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (часть 2).

Стихотворения для развития речи: «В лесу».

Чистоговорки, скороговорки

3

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей.

Зарядка для пальчиков: «На лужок». «На горе».

Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (часть 3).

Стихотворения для развития речи: «Дождик».

Чистоговорки, скороговорки

4

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Гули-гули». «Радуга».

Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (повторение).

Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки».

Чистоговорки, скороговорки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Кружок по рисованию

Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...