Педагогическая статья: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Шкрябина Анастасия Николаевна

Ранний возраст- уникальный период развития человека, обладающий своеобразной спецификой. Обучение родному языку это одна из важнейших задач развития детей. театрадизованная деятельность, реализуемая в раннем дошкольном детстве, в полной мере способствует этому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста

Шкрябина Анастасия Николаевна

Воспитатель ГБДОУ №64 детского сада Приморского района г.Санкт-Петерурга

Аннотация: ранний возраст - уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку - одна из главных. Театрализованная деятельность, реализуемая в раннем дошкольном детстве, в полной мере способствует этому.

Ранний возраст - уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку - одна из главных.

Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста должно быть развитие речи, так как он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Игра - ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

И именно театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной и речевой активности и т.п. (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.). Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. И театрализованная деятельность, реализуемая в раннем дошкольном детстве, в полной мере способствует этому.

Список использованных источников

1.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада М., КНОРУС", 2003г.

.Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М., "КНОРУС", 2007.

.Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». - 2е изд. - М.: Просвещение, 2000 г.

.Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

.Домашний театр - Серия «Через игру - к совершенству». - М.: «Лист», 2001г.

.Зинкевич - Евстигнеева Практикум по Сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь», 2002г.

.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. - СПб.: 2003.

.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

.Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: А.П.О., 1994.

.Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность - как средство развития речи детей раннего возраста

Дети-прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театрально-игровой деятельности...

статья Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста...

СТАТЬЯ ДЛЯ ГАЗЕТЫ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"

СТАТЬЯ ДЛЯ ГАЗЕТЫ "Театрализованная деятельность  как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. В стенах детского сада происходит пер...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста»

Материал поможет  выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Расширить знания педагогов о театрализованной деятельности, показать целесообразность использования в совместной деят...

Статья для родителей «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Статья для родителей «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»...