Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Сказочная путаница"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

Игнатьева Марина Федоровна

Цель:  уточнение и обогащение  знаний  детей о сказках.

Задачи:

·        Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.

·        Учить детей согласовывать прилагательные с существительными.

·        Упражнять в составлении распространенных предложений.

·        Развивать  умение согласовывать свои действия с партнерами,  желание преодолевать препятствия.

·        Воспитывать интерес к чтению, любовь к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_skazochnaya_putanitsa.rar1.91 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАТКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Сказочная путаница»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Составила: воспитатель Игнатьева Марина Федоровна

Новосибирская обл., Коченевский р-он, село Катково

12.12.2017

Цель:  уточнение и обогащение  знаний  детей о сказках.

Задачи:

  • Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.
  • Учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
  • Упражнять в составлении распространенных предложений.
  • Развивать  умение согласовывать свои действия с партнерами,  желание преодолевать препятствия.
  • Воспитывать интерес к чтению, любовь к художественной литературе.

Занятие - путешествие.

Фронтальная форма занятия – игра.

Продолжительность занятия: 25 минут

Участники: воспитатель – «сказочница» и дети старшей группы.

Возраст детей: 5-6 лет.

Оборудование и материалы: куклы Кощей – Бессмертный и Леший, мультимедийная презентация «Сказочная путаница» с заданиями,  ноутбук,  иллюстрации к  сказкам, сарафан и кокошник для воспитателя, большая книга сказок.

Предварительная подготовка: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов, собирание пазлов к сказкам, раскрашивание изображений к сказкам, проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Из какой сказки герой» и т.д.
Участие  в международной олимпиаде «В гостях у сказки», международном конкурсе «Карусель знаний» (вопросы по сказкам).

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
• Наглядный метод (мультимедийная презентация,  иллюстрации к сказкам, игрушки.)
• Наглядно-практический метод (творческое упражнение – составление сказки). 
• Словесный метод (сопровождение для презентации). 
• Прием эмоциональной заинтересованности (отправка в путешествие, решение проблемной ситуации). 
• Игровой прием (речевые игры, игра-физминутка) 
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей: коммуникация (составление сказки);  здоровье (физминутка); познание (рассказ воспитателя, просмотр презентации), развитие речи (обогащение словаря, грамматический строй речи, связный рассказ). 

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1.Организационный момент (мотивация)

Сказочница обращается к ребятам с просьбой:

«Кощею – Бессмертному и Лешему стало скучно, и они перепутали всех героев в сказках. Любимые персонажи  попросили вас  о помощи»  

1 мин.

2.Основная часть

(содержательный этап)

Просмотр мультимедийной  презентации со   слайдами   сказочных персонажей.

Решение дидактических задач.

15 мин.

3.Совместная продуктивная деятельность.

Придумывание сказки  

6 мин.

4.Заключительный этап.

Использование вопросов проблемного характера:

 «Что позволило нам помочь сказочным героям?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?»,

«Какое задание больше всего понравилось? Почему?»,

«Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?»  

3 мин.

Ход занятия:

Перед детьми появляется сказочница в руках у нее большая книга с надписью «Сказки».

Сказочница: Здравствуйте, маленькие слушатели! Здравствуйте, гости дорогие! Я сказочница Василиса Рассказовна. Ребята, вы же любите сказки?  

И вам хорошо знакомы Кощей – Бессмертный и Леший. Им  стало скучно, и они перепутали всех героев в сказках. Любимые персонажи  попросили  о помощи. А я одна не справлюсь. Вы сможете мне и сказочным героям помочь?

Дети: Да.

Сказочница: Отправляемся тогда в сказочное путешествие (1слайд). 

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Сказочница: Ребята, чтобы книга сказок открылась, необходимо произнести волшебные слова – сказочные заклинания (2 слайд).

Дети: «Эники-беники…», «По щучьему велению…», «Крекс, пекс, фекс!»

Сказочница: Для того чтобы книга открылась, необходимо сказать: «Сим – сим, откройся!» Давайте все вместе произнесем заклинание.

Все вместе: Сим – сим, откройся!

Дидактическая  игра  «Исправь ошибку»

Сказочница: Жили – были дед и баба, и была у них уточка (3 слайд).

На этой странице  нужно выбрать правильного героя сказки.

Дети: Курочка.

Сказочница: Молодец, Кристина!

(Василиса Рассказовна показывает правильную иллюстрацию сказки) 

А как называется сказка?

Дети: «Курочка – Ряба».

Сказочница: Позвала Жучка лягушку… (4 слайд).

Вы согласны с таким содержанием сказки?

Дети: Нет. Жучка позвала кошку…

(Василиса Рассказовна показывает правильную иллюстрацию сказки) 

Сказочница: А как называется сказка?

Дети: «Репка».

Сказочница: Дед с бабкой и внучкой вам благодарны.

На следующей странице записано так: «Бык пришёл и сломал…» (5 слайд)

Дети: Это Теремок! А его сломал медведь.

(Василиса Рассказовна показывает правильную иллюстрацию сказки) 

Сказочница: С этим заданием вы справились. А вот следующее задание даже для меня тяжелое.

Дидактическая игра  «Угадай героя»

Сказочница: Угадайте кто это?

(Василиса Рассказовна зачитывает строчки из произведения) (6 слайд)

В гости к бабушке иду

По лесной тропинке.

Я в корзиночке несу

Вкусные гостинцы.

Дети: (называют сказочных персонажей) Красная Шапочка относила пирожки бабушке.

(Василиса Рассказовна показывает  картинку, на которой Красная Шапочка идет с корзинкой по лесу.) 

Сказочница: Какие вы, молодцы, дружно отвечаете. Теперь нужно отгадать царевну (7 слайд).

Братья послушались воли отца.

Дочку боярина, дочку купца

Выбрали в жёны старший и средний.

Лишь неудачно женился последний.

Ах, неудачно ли? Сказка о том,

Что он царевну привёл к себе в дом,

То есть принёс на ладони в печали…

Что за царевна? Скажите, узнали?

Дети: Да это же Царевна – лягушка.

(Василиса Рассказовна показывает  картинку, где Иван Царевич держит лягушку со стрелой на ладони.) 

Сказочница: О какой героине идёт речь на следующей странице? (8 слайд)

Самовар она купила,

Тараканов пригласила:

Именины отмечаю,

Приходите выпить чаю!»

Дети: Муха – Цокотуха.

(Василиса Рассказовна показывает  иллюстрацию «Застолье у Мухи»)

Дидактическая игра  «Четвертый лишний»

Сказочница: Ребята, вы все помните героев сказки «Золушка» (9 слайд). Здесь один персонаж лишний. Кто он?

Дети: (вспоминают содержание сказки и выделяют) Гнома нет в сказке «Золушка».

Сказочница: Вспомним путешествие «Колобка» (10 слайд).

Какой персонаж не встречается на его пути?

Дети: (перечисляют встречи с животными) В этой сказке колобок не встречает петуха. 

Сказочница: Какие звери укрылись от холода в зимовье? Сказка «Зимовье зверей» (11 слайд).

Дети: В этой сказке упоминаются домашние звери, а белка – дикое животное. Лишняя – белка.

Сказочница: Ну что, дорогие мои, устали?

Выходите на разминку. Физкультминутка "Сказки".

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять "яичко")

Посмотрите-ка, разбила! (показать яичко на вытянутых руках)

Вот её мы посадили (наклониться)

И водой скорей полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь её потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

Мы славная семья козлят (подпрыгивание)

Мы любим прыгать и скакать (прыжки на месте)

Мы любим бегать и играть (подпрыгивание)

Друг друга рожками бодать (показывают друг другу "рожки")

Сказочница: Отдохнули немножко? Молодцы, продолжаем дальше наше путешествие по сказкам. Не во всех произведениях мы устранили путаницу.

У вас остались еще силы, чтобы помочь другим персонажам сказок?

Дети: Да.

Дидактическая игра  «Назовите предмет из сказки»

Сказочница: В сказках встречаются волшебные предметы, которые Кощей с Лешим тоже поменяли местами. Внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке «Царевна – Лягушка» (12 слайд)  и назовите волшебный предмет:

«На высоком дубе висит сундук.

В сундуке – заяц, в зайце – утка…»

Дети: В утке было яйцо, а в яйце – игла. На конце иглы – смерть Кощея.

Сказочница: 

«Говорить оно умело,

С ним одним она была

Добродушна, весела.»

Какой же предмет мог разговаривать в «Сказке  о мертвой царевне и семи богатырях»? (13 слайд)

Дети: Злая мачеха разговаривала с зеркалом.

Сказочница: Какая у вас хорошая память. Что - то не помню я, в «Золушке» был ли волшебный предмет? (14 слайд)

«Как только часы пробьют двенадцать – волшебство исчезнет!»

Дети: Хрустальную туфельку потеряла Золушка.

Дидактическая игра  «Подбери признак»

Сказочница: (воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребенок отвечает.

Игла (какая?) – острая, прочная, металлическая…

Цветик – семицветик (какой?) – разноцветный, добрый…

Яблочко (какое?) – красное, отравленное, ядовитое…

Палочка (какая?) – волшебная, красивая…

Ключик (какой?) – золотой, большой…

Туфельки (какие?) – хрустальные, прозрачные…

Сапоги (какие?) – быстрые, кожаные…

Перо (какое?) – птичье, сверкающее…

Дидактическая игра  «Произнеси сказочные заклинания»

Сказочница: Спасибо, ребята! Отлично справляетесь с заданиями.

Вот только герои сказок забыли сказочные заклинания. Поможете?

Дети: Да.

Сказочница: Тогда вперед в очередную сказку.

Произнеси сказочные заклинания, чтобы печка поехала (15 слайд).

Дети: По щучьему велению, по моему хотению печка поезжай…

Сказочница: Емеля вам благодарен.

Произнеси сказочные заклинания, чтобы зеркальце с тобой заговорило

(16 слайд).

Дети: Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

Сказочница: Зеркальце любит говорить правду.

Произнеси сказочные заклинания, чтобы избушка развернулась (16 слайд).

Дети: Избушка, избушка на курьих ножках, встань к лесу задом ко мне передом.

Сказочница: «Молодцы, детишки!» - говорит вам избушка, а то вертится целый день – устала.

Ну вот, ребята, много сказок мы с вами сегодня вспомнили. Во всех сказках навели порядок, устранили путаницу. Вам понравилось путешествие по сказкам?

Дети: Да.

Дидактическая игра  «Сказка по кругу»

Сказочница: Вы помните, почему произошла путаница в сказках?

Дети: Кощей с Лешим пошутили.

Сказочница: А чтобы шутникам не было скучно, давайте все вместе сочиним сказку про них.

(Дети садятся в круг. Каждый говорит по предложению. Сказка начинается со слов: «Жили – были  два приятеля …». Сказка продолжается по кругу.)

Сказочница:  Что позволило нам помочь сказочным героям?

Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

Какое задание больше всего понравилось? Почему?

Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре? 

Литература:

1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие  - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

3.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М.: Академия, 2006.

4.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М.: Айрис-пресс, 2008.

5.Электронные ресурсы (опыт коллег): 

http://www.maam.ru

http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Познакомить детей с понятием "гостеприимство" и русским обычаем " приносить гостинцы". Используя элементы "ТРИЗ": игра "хорошо-плохо" - разрешать противоречия, формировать у детей диалектическое мироп...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Общеразвивающие задачи:1.    Формировать представления о насекомых в среде обитания.2.    Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "НАША АРМИЯ"

Программное содержание:         Дать детям знания об армии.         Сформировать у них первые представления о родах войс...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...