Конспект занятия в старшей группе по развитию речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Федина Ольга Михайловна

Познакомить детей с понятием "гостеприимство" и русским обычаем " приносить гостинцы". Используя элементы "ТРИЗ": игра "хорошо-плохо" - разрешать противоречия, формировать у детей диалектическое миропонимание, умение рассуждать, объяснять, задавать вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_po_razvitiyu_rechi.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

«Этическая беседа о гостеприимстве».

Воспитатель МБДОУ № 108

                                                                    Федина О. М.

           

Челябинск, 2012

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с понятием «гостеприимство» и русским обычаем «приносить гостинцы».
  2. Используя элементы «ТРИЗ»: игра «Хорошо - плохо» - разрешать противоречия, формировать у детей диалектическое миропонимание, умение рассуждать, объяснять, задавать вопросы.
  3. Воспитывать вежливость, желание дарить людям радость.    

Словарная работа:

Активизация: гость, гостеприимство, гостинцы, люди, народ.

Ход занятия:

- «Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, поздоровайтесь.»

- «Вы хотите познакомиться с гостями?»

- «А как надо знакомиться? Сначала надо представиться самим.  Представьтесь, пожалуйста, дети.»

- «Вот теперь можно выразить радость гостям.»

- «Давайте, дети, на гостей посмотрим, да себя покажем.»  (Скажите, о чем можно спросить людей, которые к нам пришли? Кто они, откуда приехали, как зовут? Надолго ли? По каким делам?) Подвожу итог: «Гости приехали из разных детских садов нашего города Челябинска. В таких случаях говорят: «Понаехало гостей со всех волостей».

- «А давайте – ка и мы с вами сядем рядком, да и поговорим ладком.» (Дети рассаживаются в круг на стулья)

- «Дети, сегодня к нам пришли гости и у вас есть хороший повод поговорить о гостеприимстве.

- Вам понятно это слово – гостеприимство? Послушайте, еще раз как оно звучит: «гость», и «прими».

- «О чем, значит, мы будем говорить?»

- «Да, сегодня мы будем размышлять о том, как надо принимать гостей.

Скажите, вам нравится, когда к вам приходят домой гости?»

- «Давайте поиграем в игру «Хорошо - плохо». Что хорошего в том, что приходят гости?

- «Молодцы!»

- «Скажите, а есть ли в этом что-нибудь не очень хорошее?»

- «Молодцы, много всякого подметили.»

- «Дети, а вот про меня, про вас, про наших гостей, как можно сказать одним словом? Кто мы?» (Народ, люди).

- «Правильно, народ все замечает, подмечает, да про все это еще и сказки , поговорки и пословицы меткие сказывает. Хотите узнать, что народ о гостеприимстве подметил?»

- «Есть такие поговорки, что они означают?»

  1. Гость доволен – хозяин рад.
  2. Гостю в переднем углу место.
  3. В гостях хорошо, а дома лучше.

- «Вот сколько пословиц вы узнали о гостеприимстве.

- «Дети, сегодня к нам пришел любитель ходить по гостям. Ну-ка, отгадайте, кто это?

Это дикое животное, он покрыт шерстью, это сказочный герой, он распевает песенки, которые сочиняет тут же на ходу, пока идет в гости».

Дети угадывают Вини – Пуха. Появляется Вини – Пух (игрушка) он читает свои стихи:

Кто ходит в гости по утрам

 Тот поступает мудро,

Тарам – тарам, тарам – тарам,

На то оно и утро.

- «Почему же это Винни – Пух любил ходить в гости с самого утра?» (Ответы детей).

- «Хоть Винни – Пух поступил и не мудро, пришел в гости утром, когда у нас занятие, но примите, пожалуйста, дети этого гостя, займите его чем – нибудь». (дети ухаживают за Винни - Пухом).

Стук в дверь, входит бабушка:

- «Я шла мимо детского сада и очень уж мне стало любопытно, как занимаются дети в детском саду.»

Воспитатель: «Дети, окажите бабушке знаки внимания, будьте гостеприимны». (Дети ухаживают за бабушкой, знакомятся с ней).

Бабушка представляется: - «Нина Михайловна».

- «Хочу я вам дети рассказать про случай, который произошел в нашем доме. Однажды к моей внучке Нюше пришла в гости подруга Маша. Вот как ее встретила внучка:

Здравствуй, Маша, проходи

Нашей гостьей будь.

Если хочешь, посиди,

 Чтобы отдохнуть,

Если хочешь, посмотри

Красивую книжку,

Если хочешь, покачай

Плюшевого мишку.

Но тут вбежал мой внук Федя и стал дразнить девочек:

Нюшка – погремушка,

Машка – деревяшка,

У нашей Нюшки на носу веснушки,

У нашей Машки чуб, как у барашки,

Барышни – мадамы, я вас брошу в яму.

И как вы думаете, стали вести себя девочки?» (Ответы детей).

 Бабушка продолжает: «Но девочки не обратили внимание и стали опять петь песенки. Тогда Федя начал дразнить сестру:

Нюшка – плюшка – бегемотик,

У нее два метра ротик.

Только рот раскроет Нюшка

Закрываюсь я подушкой.

Девочки обиделись и замолчали. А как вы поступили бы на Федином месте, если бы к вашему брату или сестре пришли гости?» (Ответы детей)

«Но вот чем закончилась эта история. В комнату вошел папа, он увел Федю в другую комнату. А девочки снова стали петь и танцевать.

- «Как вы думаете, о чем разговаривал с Федей папа?» (Ответы детей)

- «Правильно вы догадались. Когда Маша собралась уходить домой, Федя вышел в прихожую и сказал: «Простите меня Маша и Нюша. А ты, Маша приходи, пожалуйста к нам еще в гости. В следующий раз я буду вежливее».

Бабушка: «Но что это я засиделась у вас, пора и мне уходить».

Воспитатель: «Дети, а ведь принято издавна гостей провожать с гостинцами. Давайте и мы подарим и бабушке Нине Михайловне, и нашим гостям гостинцы. Сделаем открытки/шутки в память о нашей встрече. (Дети рисуют на геометрических фигурах смешные рожицы и дарят их гостям).

Обращаю внимание на то, чтобы дети сказали добрые слова при поднесении подарка. Бабушка благодарит детей за гостинец и угощает их пряничками, испеченными в печи.

Воспитатель: «Дети, а надо ли оказывать внимание – провожая гостей. Что в таком случае говорят? Правильно. «Приходите к нам в гости еще, мы всегда рады гостям».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...