Семейное чтение
проект по развитию речи на тему
Проект предусматривает введение классических и хрестоматийных произведений.
Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет.
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semeynoe_chtenie.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Семейное чтение»
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Возрождение традиций чтения, интереса к книге играет определяющую роль в формировании у ребенка понимания ценности литературы как одной из составляющих мировой культуры в целом. Проект "Семейное чтение" был организован с целью уточнения представлений детей о книгах, о том, как книга приходит в дом, как создается домашняя библиотека, какие книги входят в круг семейного чтения. Работа над проектом была направлена на развитие интереса к художественной литературе, стимулирование творческой активности детей, позволяющей юным читателям выразить свои чувства, впечатления от прочитанного.
Опыт формировался и апробировался на базе МДОУ «Детский сад № 81». Наблюдения за детьми, семьями дошкольников показали, что наметилась тенденция снижения интереса к чтению. В ходе изучения уровня развития читательских умений и навыков было установлено:
- постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;
- сокращение чтения в свободное время;
- изменение характера чтения;
Проведённая диагностика позволила выявить следующие причины снижения интереса к чтению:
- усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
- в связи с резким изменением общественной жизни возросло число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка;
- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку);
В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость работы по формированию интереса к чтению у дошкольников.
Цель проекта:
- объединение усилий библиотеки им. М.Ю. Лермонтова, семьи, педагогического коллектива в формировании у ребенка потребности в чтении;
- возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения к семье, книге, слову;
- способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства.
Задачи проекта:
- пробудить заинтересованность родителей в повышении качества чтения детей;
- показать необходимость духовного взаимодействия детей и их родителей в процессе совместного чтения;
- оказать методическую помощь родителям в руководстве чтением детей;
- повысить компетентность родителей в области детской литературы;
- информировать их о тенденциях развития современной детской литературы;
- привлечь в библиотеку новых читателей;
- создать инициативную группу родителей- единомышленников.
Условия формирования ведущей идеи опыта,
условия возникновения, становления опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по развитию интереса к чтению через использование различных форм, методов и приемов. «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно», - утверждал А.Н.Толстой. Однако проблема формирования интереса к чтению у дошкольников остается нерешенной в полной мере. Многочисленные наблюдения убедительно показали, что в последнее время интерес к чтению резко падает. Традиционное чтение книг вытесняют мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации. Ребенок окружен множеством привлекательных вещей. Это интерактивные - движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие - живые и интересные в его представлении предметы и процессы закономерным образом вытесняют книгу из обихода детей в возрасте, наиболее благоприятном для врастания в книжную культуру и предопределяющем все интеллектуальные перспективы человека. Поэтому, на наш взгляд, проблема формирования интереса к чтению у дошкольника является очень актуальной. Учебно-методическая литература предлагает педагогу разнообразные методики, повышающие интерес к чтению у дошкольников, однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволит сформировать у детей интерес к чтению. И поэтому возникло противоречие между потребностью формировать интерес к чтению у дошкольников и недостаточной методической разработанностью путей, методов, приемов этого процесса.
Помочь в решении этой проблемы, создать условия, максимально стимулирующие развитие интереса к чтению у дошкольников, может комплексное использование методов и приемов формирования интереса к чтению у детей в ходе учебно-воспитательного процесса.
Теоретическая база
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Гербова В.В. Приобщение к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома: 5 – 7 лет. – М.: Издательство Оникс, 2011.
- Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000.
- Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
- Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007.
- Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000.
- Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6
- Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010.
- Программа Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015.
- Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
- Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей 5-7 лет - М.: 2010.
Технология опыта.
Система конкретных педагогических действий,
содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Проект предусматривает введение классических и хрестоматийных произведений.
Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет.
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Детям предлагается широкий спектр игр:
- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.
Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.
Новизна и практическая значимость
Новизна опыта заключается в системном использовании различных форм, методов и приёмов формирования интереса к чтению, в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие воспитателя и дошкольника, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности дошкольников, разработке новых средств и правил их применения, постановке и решении новых педагогических задач.
Представляемый опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного педагогического опыта.
Анализ результативности
- Повышение интереса детей к художественной литературе.
- Разработка системы работы с книгой.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
- Возрождение домашнего чтения.
- Позитивные изменения в речи детей.
- Обобщение и распространение семейного опыта.
- Создание образа дошкольного образовательного учреждения и образа выпускника, соответствующего статусу ДОУ и реализуемой в нем воспитательной системе.
- Размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ.
- Оформление фотоколлажа, презентаций по результатам реализации проекта.
- Повышение рейтинга МДОУ «Детский сад № 81» в районе.
Этап работы
Программа выполнения работ по проекту подразумевает
3 этапа:
I этап − подготовительный (2014 г.),
II этап − основной (2015 г.),
III этап − заключительный (2016 г.).
Выполненный объем работ, полученные результаты:
- Выявлены проблемы разработки, управления воспитательной системой по речевому развитию.
- Изучен опыт коллег, научно-методическая литература по проблеме.
- Проведен предварительный анализ выявленных возможностей, интересов детей, запросов родителей и их дифференциация.
- Спланировано и организовано взаимодействие участников проекта. Отработаны внутренние и внешние связи.
- Проведена оценка возможностей и угроз для реализации проекта.
- Созданы воспитательная система по художественно-эстетическому развитию с учетом ФГОС, модель управления ею.
- Практическая реализация опыта.
План – программа выполнения работ
1 этап - подготовительный | Познавательное развитие.
Взаимодействие с родителями:
|
2 этап – Основной | Познавательное развитие. Беседы с детьми:
Беседа о создании книг «Как книга приходит в дом», выставка различных видов бумаги, экспериментирование с разными видами бумаги, изготовление собственной книги.
Речевое развитие.
Художественно – эстетическое развитие:
Социально – коммуникативное развитие:
«Книжная ярмарка», «Библиотека», «Музей книги»;
Оформление группы:
|
3 этап – Заключительный |
|
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Самая большая трудность заключается в том, что большинство детей начинают говорить поздно, увеличивается число детей с общим недоразвитием речи, а это как правило связано с некомпетентностью родителей в данной проблеме. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – педагог делает это вместе с ними и обязательно просит рассказывать, что изображено, описать игрушку. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начинать надо с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Читать до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать, но помнить, что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки.
Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Так недаром дети, которым родители читали книги вслух с раннего детства, лучше владеют речью, более грамотно пишут и быстрее усваивают информацию.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Наглядное приложение: конспект открытого занятия, видеозапись занятия
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
– для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
– информационные брошюры, памятки содержащие описание и иллюстративный материал методики совместного чтения книг, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОУ.
Данный педагогический опыт рекомендован организаторам методической работы дошкольного образовательного учреждения: старшим воспитателям, воспитателям и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений.
Приложение 1
«Организация домашнего чтения в семьях»
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.
- Есть ли у вас дома библиотека, что она собой представляет?
а) несколько книжных полок; б) книжный шкаф;
в) стеллажи с книгами; г) другое ______________________________________________________________________
- Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
а) да; б) нет.
- Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку?
а) часто; б) нет, не записаны и даже не знаем, где она находится;
в) нет, не посещаем по другой причине: ______________________________________________________________________
- Часто ли вы читаете ребенку книги?
а) каждый день; б) каждый день перед сном;
в) когда попросит; г) иногда.
- Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка:__________________________________________________________________________________________________________________________________________Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:
__________________________________________________________________________________________________________________________________
- Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
а) да; б) нет; в) иногда.
- Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
а) да; б) нет; в) не знаю.
- Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок? ______________________________________________________________________
- Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой книги?
а) да; б) нет; в) не знаю.
- Выписываете ли вы детские журналы? Какие? ______________________________________________________________________
- Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать? ______________________________________________________________________
- Умеет ли читать (и понимать прочитанное им) ваш ребенок?
а) да; б) нет.
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование «Роль книги в семейном воспитании» ...
Статья-консультация для родителей дошкольников об организации семейного чтения «Познавательное семейное чтение»
Семейное чтение является одним из главных факторов общения ребенка и родителя....
Городские Родительские чтения «Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»
Городские Родительские чтения«Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка» Городские Ро...
статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению"
статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению" и немного о нашем проекте посвященному этой теме...
Семинар "Просвещение родителей по культуре чтения. Традиции семейного чтения."
Значимость семейного чтения для детей....
Рекомендуемая литература для семейного чтения, чтения в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (5-7лет)
Рекомендуемая литература для семейного чтения, чтения в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (5-7лет)...
Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции. Семейное чтение"
Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции. Семейное чтение"...