Мнемотехника
презентация по развитию речи на тему

Дихтяренко Юлия Александровна

Мнемотехника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_i_mnemotehnika.docx19.45 КБ
Файл uchimsya_po_skazke.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

 1 Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.»                                                                                                                                                                Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. На появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Развитие речи невозможно без развития памяти. У детей  память носит непроизвольный характер. Поэтому для запоминания  необходимо использовать определенные приемы. В этом помогает мнемотехника.                                                                           2Мнемотехника – это  система методов и приёмов , обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации(искусство запоминания).

Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).                                                      Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа

3 Суть  мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение (сказка, пословица, загадка) зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит сказку целиком. 

Вспомним себе в детстве, ведь приведенная книга вызывала интерес только благодаря красочным иллюстрациям. Малыши и сами не понимают, что рассматривая картинки в азбуке, они автоматически запоминают алфавит! А привычные картинки на детских шкафчиках?  Это ведь тоже  пример мнемотехники, применяемая в стенах детских садов очень давно. Малыш запоминает, что именно на его шкафчике нарисована машинка, кукла, мяч или зайчик и со временем автоматически находит вещи самостоятельно, без помощи взрослых. 

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами коллег, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

4  Как любая работа, мнемотехника, строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это предметное, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.

 Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям(Соответственно возрасту).                                                                                                                                5   Для детей младшего  дошкольного возраста необходимо давать цветные, четкие, понятные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная и т.д.

Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

6   При ознакомлении с художественной литературой (а именно со сказками) я  также широко использую мнемотехнику.                                                   В самом начале я  включила в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усвоили , что каждый предмет или герой сказки имеет название, научились рассматривать эти изображения, называть их последовательно и сравнивать.

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. Я считаю, что на начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

7   Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

8      Для детей более старшего возраста, я разработала мнемотаблицы для составления  описательных рассказов о животных, овощах, фруктах и т.д., рассказов о временах года, правилах поведения, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.                                                                                                         Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения материала; обогащают словарный запас детей.                                                                                        Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

9  Мнемотехника многофункциональна.                                                                                                                              На её основе  можно создать разнообразные дидактические игры(Например, исключив одно звено из мнемотаблицы, дать возможность детям отгадать какое иненно убрали звено ,или самим по порядку разложить мнемоквадраты в правильной последовательности),можно пересказывать сказки, сочинять их самим, учить стихи, отгадывать загадки и тд

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

-модель должна отображать обобщённый образ предмета;

-раскрывать существенное в объекте;

-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

-Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

-Рассказывание сказки превращается в игру, которая очень нравится детям.

-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся по сказке. Использование приемов мнемотехники для развития речи детей раннего возраста. Подготовила : Дихтяренко Юлия Александровна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №62»

Слайд 2

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.»

Слайд 3

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа,сказки , сохранения и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Слайд 4

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, вся сказка(стихотворение, пословица, загадка) зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит сказку целиком. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами коллег, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Слайд 5

Как любая работа, мнемотехника, строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам . Содержание мнемотаблицы – это предметное, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям( Соответственно возрасту).

Слайд 6

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные, четкие, понятные мнемотаблицы , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная и т.д. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга) , медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не от влекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 7

При ознакомлении с художественной литературой (а именно со сказками) я широко использую мнемотехнику. В самом начале я включила в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты , благодаря им дети усвоили , что каждый предмет или герой сказки имеет название, научились рассматривать эти изображения, называть их последовательно и сравнивать.

Слайд 10

Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща .

Слайд 13

Для детей более старшего возраста, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о животных, овощах, фруктах и т.д., рассказов о временах года, правилах поведения, мнемотаблицы для заучивания стихотворений. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения материала; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранной сказке.

Слайд 17

.

Слайд 18

Мнемотехника многофункциональна. На её основе можно создать разнообразные дидактические игры , рассказывать знакомые сказки и придумывать свои, учить стихи, отгадывать загадки и т.д. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: -модель должна отображать обобщённый образ предмета; -раскрывать существенное в объекте; -замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Слайд 19

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...