Игра как средство формирования коммуникативных качеств у дошкольников
статья по развитию речи на тему

Самойлова Татьяна Викторовна

Игра является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. 
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для формирования коммуникативных способностей.
Игра способствует развитию произвольной памяти, в ней преодолевается познавательный эгоцентризм. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство формирования коммуникативных качеств у дошкольников.

     Игра является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. По словам Д.Б. Эльконина, игра «социальна  по содержанию и социальна по природе». «Ведущей мы называем такую деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени». Для детей важно подчинение правилам, вытекающим из роли, правильность выполнения правил ими жестко контролируется.
    Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для формирования коммуникативных способностей. В это период у детей складывается потребность в установлении социальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отчуждение от социума приводит к нарушениям аффективно-эмоциональной и поведенческой сфер личности ребенка.
    Освоение коммуникативной культуры в дошкольном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал. Игры позволяют открыть новые возможности для эффективного формирования коммуникативных умений.
 
     
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. Только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность. 
   
Игра способствует развитию произвольной памяти, в ней преодолевается познавательный эгоцентризм. В игре изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую,
координации разных точек зрения. В игре осуществляются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре
дети   учатся    языку    общения,    взаимопониманию,   взаимопомощи,     учатся подчинять свои действия действию других игроков.

       В старшем дошкольном возрасте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию – игра-фантазирование, который полностью осуществляется в речевом плане в форме совместного сочинения сказки. При этом совместная деятельность строится по принципу последовательного обмена фрагментами повествования, где каждый из участников должен  «подхватить» фрагмент партнера и развить его дальше с целью получения общего продукта – рассказа. Общение разворачивается полностью в речевом плане.
    Игра-драматизация, театральная постановка по мотивам сказки имеют особое значение в плане освоения языковых средств и преодоления эгоцентрической позиции. Благодаря игре у детей формируются: знания о приемах и правилах общения, контроль своего поведения и эмоционального состояния.
    Театрализованная игра имеет огромное значение в жизни ребенка. Она в полном объеме развивает речь дошкольника. В ходе театрализованных игр развиваются психические процессы, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста

Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - ...

"Давайте, поиграем" игра как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников

Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание друг друга....

Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков младших дошкольников.

Сюжетная и несюжетная подвижная игра младших дошкольников.Особенности приемов ее проведения,оптимальные механизмы организации и руководства педагогического воздействия на их развитие....

Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей  Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста...

Консультация: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников»

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения ...

Народная подвижная игра, как средство формирования физических качеств у дошкольников.

Всем известна фраза "Движение - это жизнь", чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, тем крепче здоровье. Для развития и ...