Цели: создать условия для формирования у детей представлений о овощах, их использовании. Задачи: - Коррекционно-развивающие: Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивать артикуляционную моторику (подвижность губ, языка, нижней челюсти); физиологическое дыхание, чувство темпа; слуховое внимание, фонематический слух; тактильную чувствительность; пальчиковую и общую моторику. Развивать и активировать словарный запас детей по теме «Овощи» - Коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей с овощами; Учить образовывать множественное число существительных: овощ-овощи, помидор-помидоры; Учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить отвечать на вопросы полным ответом. - Коррекционно-воспитательные: Воспитывать у детей интерес к окружающему, гигиенические навыки и навыки правильного питания. - Здоровьесберегающие: Динамическая физминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Оборудование: картинки с изображением овощей, муляжи овощей, куклы, наглядный материал.
Организационный момент Воспитатель: — Встаньте, дети, на лужок, сделайте большой кружок. Солнышко поднимается – новый день начинается. - Ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение. Основная часть Заходит дефектолог. – Здравствуйте, ребята. Сейчас мне позвонили дедушка с бабушкой. Они приглашают нас с вами в деревню, чтобы помочь им по хозяйству и отдохнуть на свежем воздухе. Хотите поехать? - До деревни путь не близкий, пешком не дойдешь. Как вы думаете, на чем можно доехать до деревни? (ответы детей) Д.- Сегодня мы поедем на автобусе. Вот он как раз стоит на остановке. - Нужно взять билеты и найти свое место. (Воспитатель раздает геометрические фигуры, которые надо вставить в соответствующие рамки на стульчиках). Дети проговаривают название и цвет своих фигур и занимают места. Д.- Внимание! Автобус отправляется. -А, чтобы в пути не было скучно, я расскажу вам об овощах. Вводная беседа. Овощи Овощи растут в огороде или в поле. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землей. Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины. Их едят сырыми, жареными или вареными, а еще их можно засолить на зиму в банки. Но перед употреблением овощи тщательно промывают. -Вот мы и приехали в деревню. Ребята, запомните какие у вас геометрические фигуры на билетах. На обратном пути нужно будет сесть на свои места. - В деревне чистый и свежий воздух. Давайте подышим полной грудью. (вдох носом – руки вверх, выдох ртом — руки через стороны вниз. 3-4 раза) (подходим к модели дома) - Посмотрите, кто нас встречает? (дедушка и бабушка) Развитие речевого дыхания и голоса Дефектолог: Давайте послушаем бабушку и дедушку «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко повторяем все вместе. Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту». «Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» Огорченные овощи. Морковь: «ОЙ! ОЙ! ОЙ! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает!» Д.- Ребята, пойдемте к дому. Здесь живут бабушка и дедушка, посмотрите сколько овощей на столе. Воспитатель: Ребята, смотрите что у меня есть? Как вы думаете, что это? (дети отвечают на вопросы воспитателя) Правильно, мешочек! Мешочек не простой! В нем спрятались овощи. Нужно по форме, отгадать какие именно овощи там спрятались.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (какой по цвету, какой по форме?) Дети: Помидор, лук – круглые. Огурец, картофель – овальные. Морковь – удлиненная. Свекла – круглая. В. Скажите, пожалуйста какого цвета эти овощи? Дети: Помидор – красный, Картофель – белый. Огурец – зеленый. Свекла – бордовая. Морковь – оранжевая. Лук – коричневый.
Игра «Узнай по описанию» Для игры используются муляжи овощей. Дефектолог предлагает отгадать, какие овощи лежат на столе. Дети подбирают к ряду слов-признаков слово-предмет. - Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. (Помидор)
- Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (Огурец)
- Оранжевая, твердая, хрустящая. (Морковь)
- Круглая, бордовая, твердая, полезная, сладкая. (Свекла)
- Круглый, жгучий, твердый. (Лук)
Физминутка Воспитатель: Огород у нас в порядке – Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород. | Действия по тексту | В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. | «Сажают» | Лето все она толстела, | Показывают руками круг перед собой | Разрасталась вширь и ввысь. | Руки в стороны, а затем вверх. | А теперь ей тесно белой, Говорит – поторопись! | Руки разведены в стороны, выполняют отталкивающие движения. |
Д.- Бабушка и дедушка приготовили для нас загадки. Но загадки не простые, они спрятаны среди картинок. Игра «Четвёртый лишний» Дефектолог выкладывает ряды картинок с изображение овощей – по 4 картинки. В каждом ряду одна картинка «лишняя». Психогимнастика «Овощи» Психолог: Плавно идёт капуста | – шаг с носочка.
| Важно шагает помидор | – шаг на всей стопе.
| Осторожно идёт редиска | – ходьба на носках
| Не спеша, вышагивает редька | – ходьба на пятках
| Вприпрыжку скачет морковка | – подскоки
| Маршируют молодцы-огурцы | – шаг марша. |
Пальчиковая гимнастика Психолог: Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту жмём-жмём, Мы капусту солим-солим, Мы капусту мнём-мнём. В бочку засолили, Спрятали капусту. Наступила зима - достали капусту. Кушаем капусту. - Ох и вкусная капуста.
| Тыльной стороной ладони стучим по столу, Сжимаем и разжимаем пальцы, Имитация соления, Сжимаем и разжимаем пальцы, Круговые движения ладошками по столу, Спрятать ручки за спину, Проложить руки на колени. Имитация «кушаем». Поглаживают животик
|
Д.- Ребята, мы выполнили все поручения бабушки и дедушки. Пора нам возвращаться в детский сад. - Проходите в автобус и занимайте свои места. (дети называют свои геометрические фигуры) - Пока мы едем давайте вспомним. Какие овощи мы сегодня видели у бабушки и дедушки? - Вот мы и приехали в садик. Ребята, дедушка и бабушка передали для вас вот эти конверты. Посмотрим, что в них? (размещаются за столами) Рефлексия Психолог: - Да здесь фотографии. Только они разрезаны на части. Нужно их сложить и рассказать все, что мы узнали о овощах. В.- Ребята, а что вы расскажете о сегодняшнем путешествии мамам и папам? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей) Воспитатель- Спасибо, ребята, вы хорошо все запомнили. А у меня есть еще одна картина. Посмотрите, чего не хватает морковке? - Давайте вернем ей длинный, красивый, зеленый хвостик (нарезают и приклеивают «травинки» из ниток) - Молодцы. Посмотрите какая теперь красивая морковка. В.-Дедушка и Бабушка вам передали не только конверты, но и угощения из своего огорода. Давайте заглянем в корзинку и посмотрим, что же там? (дети смотрят, отвечают на вопрос воспитателя). Правильно, это морковка. Угощайтесь! |