«Развитие диалогической речи у детей старшего и подготовительного возраста с ОНР через театрализованную деятельность»
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Зудилкина Елена Ивановна. Я работаю в МБДОУ № 162, воспитателем в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ОНР.
Хочу поделиться в Вами нашим педагогическим опытом по развитию диалогической речи у детей старшего и подготовительного возраста с общим недоразвитием речи через театрализованную деятельность.
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из главных задач, поскольку речь, является средством общения и орудием мышления.
С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность во внимании сверстников, желание донести до партнера цели и содержания своих действий. Но дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в общении.
У таких детей на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.
Данная тема актуальна в современной дошкольной коррекционной педагогики, ведь успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими диалогической речью. Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, поддерживать беседу, общаться со сверстниками и взрослыми- все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития связной речи, в частности диалогической.
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР будет проходить в процессе коррекционной работы эффективнее при условии использования творческой игры.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театрализованная деятельность является одним из видов творческой игры.
В работе по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через театрализованную деятельность мы поставили перед собой следующие задачи:
- Сформировать умение детей пользоваться диалогом как формой общения.
- Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик.
-Формировать у детей умение пользоваться вопросительной и повествовательной интонацией, мимикой, жестами.
-Приобщать детей к литературным произведениям.
- Развивать речевые умения: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения.
-воспитывать культуру поведения; контактность в отношении со сверстниками.
Театрализованная деятельность, несет в себе огромные образовательные и воспитательные возможности, и является ненавязчивым педагогическим средством, в котором ребенок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Поэтому мы решили, что театрализованная деятельность является не заменимым средством в реализации диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач мы провели следующие мероприятия:
-пополнили театрализованную среду в группе
(настольными , пальчиковыми театрами , набором кукол, масок для разыгрывания сценок, костюмами и другими театральными атрибутами)
-подобрали художественную литературу.
-игры – драматизации, игры-инсценировки в соответствии с данным возрастом детей.
Работа проводится в тесном контакте с родителями группы, а так же с специалистами детского сада. Со всеми специалистами совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы. Чтобы все возможности детей были раскрыты , реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, музыкально-дидактические ,театрализованные и ритмические игры. Муз.руков. выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Консультирует воспитателей по проблемам музыкального развития, помогает в работе с родителями: готовит консультации по просьбе воспитателя, рекомендации, памятки.
Привлекаем родителей группы к изготовлению атрибутов: масок, костюмов, декораций к инсценировкам сказок и театральным постановкам. Мы с радостью приглашаем родителей на праздники и развлечения.
В своей деятельности мы используем информационно-коммуникативные технологии.
Мы просматриваем сказки, мультфильмы, познавательные презентации.
Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует полному восприятию и лучшему запоминанию материала, учитывая наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.
Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка.
Использование ИКТ является одним из эффективных способов развития творческих способностей и создание благополучного эмоционального фона.
Большая работа проводится по развитию речи , а так же по расширению и обогащению словарного запаса. Все осуществляется через различные игры и упражнения, такие как :
Игры под музыку со словами и движениями
Мы знакомим детей с подвижными играми, в которых были не просто слова, но содержался короткий диалог между играющими, так же играли в музыкальные игры, где развивали силу голоса, мелодичность, дыхание, умение согласовывать мелодию со словами, движениями, развивали чувство ритма.
Такие игры как «Автобус», «Пугало», «У жирафа пятнышки везде», «Ёлочки – пенёчки», «Золотые ворота», « Что нам осень принесла?», « Лавата», «Где был Иванушка», « У оленя дом большой», « Заинька», « Шёл весёлый Дед Мороз», новогодние хороводы.
Учимся задавать вопросы и отгадывать загадки.
Мы учим детей не просто отгадывать , но и задавать вопросы, что дети практически не умеют делать. Чтобы отгадать , какая на тебе маска, ребенок должен сформулировать вопрос, и из ответов детей брать подсказку.
Загадки « Отгадай сказку».
Пантомимические этюды
Знакомим детей с языком движений, жестов, мимики и пантомимики. Настроением с помощью пантомимических этюдов.
Игры на развитие мимики, пантомимы используют все участники педагогического процесса. На логопедических занятиях разрабатываем мимические мышцы лица, проводится артикуляционная гимнастика. Знакомим с основными эмоциями. Этюды « Лисичка подслушивает», « Жадный пёс», « Страшный зверь», «Вкусные конфеты»(дети передают удовольствие, радость через мимику), «Герои сказок оживают».
Знакомим с разными эмоциями, применяя такой пример, ка «Маленький учитель», где ребенок берет на себя роль взрослого, проводит сам игру. «Передай улыбку по кругу», « Определи эмоцию», « Изобрази настроение», «Зеркало», « Радуга настроений» или « Цветное настроение», «Я сегодня вот такой», « Разные приветствия»( поздоровайтесь так, как вы здороваетесь с другом в д/с, с воспитателем, с любимой бабушкой, с тем, на кого обиделись, с тем, кого рады видеть), «Мое настроение»( по картинкам солнышко – веселое, радостное настроение, солнышко за тучкой – настроение меняется, то грустное, то радостное, тучка с капельками – печальное, обидное настроение, туча с молниями – злое настроение), « Море волнуется»( фигура радости, страха…замри).
Можно обсудить различные эмоции с помощью стихов и сказок « Вот какая мама!» Е.Благинина: « Четыре желания» К.Ушинский – эмоции радости. « Гуси – лебеди», « Петушок и бобовое зёрнышко», «Краденое солнце» К.Чуковский – эмоции грусти и печали. «Сказка о царе Салтане» А.Пушкин, « Живая шляпа» Н.Носов, « Под грибком» В.Сутеев – эмоции удивления. «Что в углу» А. Кушнир «Счастливая ошибка» Г.Семенов – эмоции страха.
Составляем рассказ –описание, рассказ – сравнение по схеме.
Рассказывать по опорным схемам, сравнивать, учились выслушать друг друга, не перебивать. Своего рода рассказ-диалог.
Песни –инсценировки
С детьми инсценируем песни, тем самым развиваем силу голоса, мелодичность, слух. Например, песня « Весёлый огород», «Во кузнице»
Проводим работу по обогащению словарного запаса ,развиваем интерес к фольклору.
Играем в сказку
Разыгрываем короткие диалоги, дети учатся говорить перед своими друзьями, развиваем выразительность речи, четкость произношения. Ребенок рассказывает и показывает сказку со своим другом. Дети с удовольствием играют в игры - превращения, игры импровизации.
По нашим наблюдениям дети начали активнее вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них.
Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний.
Поэтому мы выступаем на родительских собраниях с сообщениями на темы: «Роль семьи в развитии диалогической речи дошкольников», о « Играх которые способствуют развитию диалогической речи детей» и др.
В заключении хотелось сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР" (презентация)
презентация к педагогическому проекту "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре.
Игры по развитию диалогической речи детей...
Тема: «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при взаимодействии с учителем – логопедом »
Итоговый практико-значимый проект....
Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...
«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре...
Развитие диалогической речи у детей старшего возраста
Развитие диалогической речи у детей старшего возраста...