Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе "Зима недаром злится"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Калистратова Ирина Владимировна

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе "Зима недаром злится"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

для детей второй младшей группы

Тема: Зима недаром злится.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, коммуникативное развитие.

Цель: сформировать представления о времени года «весна».

Задачи:

- развивать наблюдательность, внимание, память, образное мышление;

- расширять словарный запас (слова «сосульки», «капель», «проталины», «первоцветы», «подснежники»);

- учить детей подбирать признаки к предметам;

- воспитывать  у детей бережное отношение и любовь к природе.

Предварительная работа:

- наблюдения на прогулке ранней весны, ее признаков;

- рассматривание веточек, только принесенных с улицы и тех, что уже постояли в тепле (появились листочки);

- рассматривание репродукций картин художников о весне: Исаак Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели»;

- наглядные дидактические материалы о весне (рассматривание картинок о весне, беседы о весне);

- загадывание загадок, чтение стихов о весне.

Материалы:

Репродукции картин художников о весне: Исаак Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели», наглядные дидактические материалы о весне.

Музыкальное оформление занятия:

Фонограмма «Весенняя капель. Звуки природы»

Методические приемы:

  1. Наглядный (показ иллюстраций и репродукций)
  2. Практический (словесные упражнения по подбору слов)
  3. Игровой: динамическая пауза «Подснежник», подвижная игра «Веснянка»
  4. Художественное слово
  5. Вопросы к детям

Ход занятия:

1.  Организационный момент.

Пальчиковая игра «Пошли  пальчики гулять»

Пошли пальчики гулять,

(руки сжаты в кулаки, большие пальцы «бегут» по столу)

А вторые догонять.

(по столу «бегут» указательные пальцы)

Треть пальчики бегом,

(средние пальцы)

А четвертые пешком.

(безымянные пальцы)

Пятый пальчик поскакал

(касаться стола ритмично обоими мизинцами)

И в конце пути упал.

(хлопнуть кулаками по столу)

2. Основная часть.

Воспитатель ставит фонограмму «Весенняя капель. Звуки природы».

Воспитатель:

-Ребята! Отгадайте загадку: «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?»

Дети: весной.

Воспитатель: Правильно, это бывает весной. Посмотрите, вот перед вами на доске картинки. Посмотрите, подумайте и скажите:

- Какое время года изображено на этих картинках?

Дети: весна.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: потому что тает снег, бегут ручьи.

Воспитатель: Да правильно, здесь еще лежит снег, но видны проталинки, светит яркое солнце, но зима еще не уступает весне. Послушайте стихотворение:  

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Воспитатель: о чем это стихотворение?

Дети: о зиме, о том, что пришла весна.

Воспитатель: А почему зима злится?

Дети: не хочет уходить, ей грустно, что ее пора прошла.

Воспитатель: правильно, ребята, еще холодно, и снег лежит, но уже мы с вами видим, что весна идет – тают сосульки, появляются первые проталины. А что такое проталина?

Проталина – это место, где уже растаял снег и видна земля.

Земля выбирается из-под снежного одеяла, готовы распуститься первые цветочки, согретые ласковым весенним солнышком. А вы знаете, как называются первые весенние цветы? Первоцветы. Почему они так называются?

Дети: потому что цветут первыми.

Воспитатель: правильно. Ещё лежит снег, но там, где солнышко отогрело землю, появляются первые цветочки – подснежники или первоцветы.

Физкультминутка «Подснежник»

Дети врассыпную стоят на ковре.

Воспитатель:

Ребята, представьте, что вы маленькие подснежники, которые просыпаются под первыми лучиками солнца. Присядьте.

  1. Расколол ледок

Маленький подснежник,

  1. И расцвел цветок-

Голубой и нежный.

  1.  Присели, ладони прижаты друг к другу
  2. Медленно поднимаемся, раскрываем ладони)

Воспитатель: какие чудесные подснежники расцвели на нашей лесной опушке.

Дети садятся на свои места.

А сейчас давайте поиграем в игру «Скажи - какой (какое, какая)?»

Весной солнце какое? - яркое, тёплое, ласковое...
Небо какое? — синее, чистое, высокое, голубое...

Снег какой? — рыхлый, тёмный, грязный, мокрый...

Ручей какой? — быстрый, звонкий, холодный...

Трава какая? — зелёная, мягкая...

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Растет она вниз головою

  Не летом растет, а зимою.

                                              А солнце её припечет,

                                              Заплачет она и умрёт.

Дети: сосулька.

Воспитатель: правильно, сосулька. Посмотрите, какие сосульки свисают с крыши. Воспитатель показывает иллюстрацию.

Давайте и мы с вами изобразим такую сосульку.

Артикуляционная гимнастика.

«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать в таком положении.

«Санки – ледянки». Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Молодцы! А сейчас давайте поиграем.

Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко — золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).

3. Рефлексия.

-О каком времени года мы с вами говорили?

- Какое весной солнышко?

- Что происходит весной со снегом и со льдом?

- Как называются первые весенние цветы?

 Молодцы, ребята! Все загадки отгадали, дружно, весело играли! Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к]»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к]»Цели и задачи.1. развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей...

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе Звуковая культура речи. « Звук [С]»

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группеЗвуковая культура речи. « Звук [С]»...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему Звуковая культура речи звук м и мь

Цель:  упражнение  в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах...