Конспект НОД по развитию речи Звук "Ц"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.
Тема: Звук «Ц»
Подготовила: Катыхина Л. В.,
воспитатель группы
кратковременного пребывания
2017 год
Цель: автоматизировать звук [ц].
Основные задачи:
-упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах)
-совершенствовать интонационную выразительность речи
- совершенствовать фонематические процессы;
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;
- воспитывать усидчивость.
Ход НОД:
Материалы и оборудование: картинки: цыпленок, цветок, курица, заяц, яйцо; дидактическая игра «Добавь звук «Ц».
Создание условий для самостоятельной деятельности: подготовка раздаточного материала.
Знакомство со звуком [Ц].
Прослушать скороговорку. Про кого она? Какой звук первый слышится в слове цапля!
Цапля мокла, цапля сохла,
Цапля чахла, цапля сдохла.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ц]:
Символ звука: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦЦ...
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Что у цапли впереди, а у зайца позади. (Буква «Ц»)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Нарядные сестренки,
Весь день гостей встречают,
Пчелок медом угощают. (Цветы)
Проживают в умной книжке,
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти,
Сосчитают все на свете. (Цифры)
Был прекрасный, теплый дом,
Так уютно было в нем!
Хорошо мне было вроде,
Но приятней на свободе!
Вот и вылупился я –
Рада вся моя семья! (Цыпленок)
Вышла мама погулять,
Стала деток созывать –
Желтые комочки,
Дочки и сыночки. (Цыплята)
Задание . Фонетическое упражнение.
Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (Звук произносится отрывисто.)
Задание. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»:
ц, п, ц, ц...; ца, фа, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...
Задание . Закончить слово звуком [Ц]:
дворе..., молоде..., жиле..., леве..., плове..., ледене..., продаве...
Задание . Закончить слово слогом ЦА:
мельни..., води..., певи..., кури..., ули..., больни...
Задание . Дидактическое упражнение «Один — много» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение последнего слога в словах).
Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ...,
пуговица — ..., луковица — ..., граница — ...
Задание. Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Дерево — деревце, блюдо — ..., болото — ..., зеркало — ...,
тело — ..., масло — ..., дело — ..., мыло — ...
Задание. Дидактическое упражнение «Назови женскую профессию» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Учитель — учительница, воспитатель — ..., писатель — ...,
художник — ..., охотник — ..., укротитель — ...
Задание . Дидактическое упражнение «Во что положим?» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Вафли положим в вафельницу, хлеб — ..., конфеты — ..., пепел — ..., мыло
Задание. Дидактическое упражнение «Назови, кто это» (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
В пехоте служит пехотинец, ходит по канату..., подковывает лошадей...,
продает..., поет..., плавает..., борется...
Задание. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)
Отгадать загадки, назвать последний звук в отгадках, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец)
На гору бегом,
С горы кувырком. (Заяц)
Задание. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц], определить место звука в каждом слове. (При затруднении использовать карточку и синий кружок.) Игры с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Задание . Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [Ц] в слове):
цирк, цыпленок, цифра, огурец; палец, леденец, цветок.
Задание. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ц].
Задание . Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ц].
Задание . Выучить чистоговорки:
Ца-ца-ца — вот идет овца,
Цу-цу-цу — не боюсь овцу,
Цы-цы-цы — нет овцы.
Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец — мы ели огурец.
Ац-ац-ац — у меня матрац.
Задание. Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со звуком [Ц]:
Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.
Задание . Выучить считалку:
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу!
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток.
Задание . Знакомство с буквой Ц.
Что за хвостик на конце —
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет.
О. Гофман
На что похожа буква Ц?
Игры с буквой.
Задание. Составить предложение. (Цыплята, по, гуляют, улица)
Цыплята гуляют по улице.
Рефлексия. Закрепление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ma.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.
Тема: Звук «Ц»
Подготовила: Катыхина Л. В.,
воспитатель группы
кратковременного пребывания
2017 год
Цель: автоматизировать звук [ц].
Основные задачи:
-упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах)
-совершенствовать интонационную выразительность речи
- совершенствовать фонематические процессы;
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;
- воспитывать усидчивость.
Ход НОД:
Материалы и оборудование: картинки: цыпленок, цветок, курица, заяц, яйцо; дидактическая игра «Добавь звук «Ц».
Создание условий для самостоятельной деятельности: подготовка раздаточного материала.
Знакомство со звуком [Ц].
Прослушать скороговорку. Про кого она? Какой звук первый слышится в слове цапля!
Цапля мокла, цапля сохла,
Цапля чахла, цапля сдохла.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ц]:
Символ звука: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦЦ...
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Что у цапли впереди, а у зайца позади. (Буква «Ц»)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Нарядные сестренки,
Весь день гостей встречают,
Пчелок медом угощают. (Цветы)
Проживают в умной книжке,
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти,
Сосчитают все на свете. (Цифры)
Был прекрасный, теплый дом,
Так уютно было в нем!
Хорошо мне было вроде,
Но приятней на свободе!
Вот и вылупился я –
Рада вся моя семья! (Цыпленок)
Вышла мама погулять,
Стала деток созывать –
Желтые комочки,
Дочки и сыночки. (Цыплята)
Задание . Фонетическое упражнение.
Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (Звук произносится отрывисто.)
Задание. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»:
ц, п, ц, ц...; ца, фа, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...
Задание . Закончить слово звуком [Ц]:
дворе..., молоде..., жиле..., леве..., плове..., ледене..., продаве...
Задание . Закончить слово слогом ЦА:
мельни..., води..., певи..., кури..., ули..., больни...
Задание . Дидактическое упражнение «Один — много» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение последнего слога в словах).
Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ...,
пуговица — ..., луковица — ..., граница — ...
Задание. Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Дерево — деревце, блюдо — ..., болото — ..., зеркало — ...,
тело — ..., масло — ..., дело — ..., мыло — ...
Задание. Дидактическое упражнение «Назови женскую профессию» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Учитель — учительница, воспитатель — ..., писатель — ...,
художник — ..., охотник — ..., укротитель — ...
Задание . Дидактическое упражнение «Во что положим?» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Вафли положим в вафельницу, хлеб — ..., конфеты — ..., пепел — ..., мыло
Задание. Дидактическое упражнение «Назови, кто это» (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
В пехоте служит пехотинец, ходит по канату..., подковывает лошадей...,
продает..., поет..., плавает..., борется...
Задание. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)
Отгадать загадки, назвать последний звук в отгадках, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец)
На гору бегом,
С горы кувырком. (Заяц)
Задание. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц], определить место звука в каждом слове. (При затруднении использовать карточку и синий кружок.) Игры с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Задание . Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [Ц] в слове):
цирк, цыпленок, цифра, огурец; палец, леденец, цветок.
Задание. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ц].
Задание . Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ц].
Задание . Выучить чистоговорки:
Ца-ца-ца — вот идет овца,
Цу-цу-цу — не боюсь овцу,
Цы-цы-цы — нет овцы.
Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец — мы ели огурец.
Ац-ац-ац — у меня матрац.
Задание. Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со звуком [Ц]:
Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.
Задание . Выучить считалку:
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу!
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток.
Задание . Знакомство с буквой Ц.
Что за хвостик на конце —
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет.
О. Гофман
На что похожа буква Ц?
Игры с буквой.
Задание. Составить предложение. (Цыплята, по, гуляют, улица)
Цыплята гуляют по улице.
Рефлексия. Закрепление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...