Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности № на 2017-2018 учебный год . Составлена на основе АООП.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) ДОО направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи детям.
В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Москва «Айрис пресс, 2008г.; «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой Н.В., Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2003г.
Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с II и ІІІ уровнем речевого развития, принятых в логопедическую группу на три года, рассчитана на один учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopeda_podgotov._gruppa_no9.docx | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №12»
Утверждаю
Заведующий МБДОУ «Детский сад №12»
_____________________Т.И. Фёдорова
Приказ № ___ от ________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ № 9 «СКАЗКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (С 6 ДО 7 ЛЕТ)
г. Урай, 2017
Содержание
I. Целевой раздел
Пояснительная записка | 3 | |||
1.1. Цель и задачи логопедической деятельности | 3 | |||
1.2. Характеристика контингента воспитанников | 4 | |||
1.3. Мониторинг речевого развития детей 6-7 лет II. Содержательный раздел | 5 | |||
2.1. Содержание логопедической деятельности | 5 | |||
2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6-7 лет | 8 | |||
2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий логопедической деятельности | 8 | |||
2.4. Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы | 1 | |||
2.5. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников III. Организационный раздел | 1 | |||
3.1.Организация предметно – пространственной развивающей среды | 1 | |||
3.2.Материально- техническое и методическое обеспечение | 1 | |||
1 | ||||
Приложения | ||||
Приложение 1 «Речевая карта от 4 до 7 лет»; | ||||
Приложение 2 «Календарно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи»; | ||||
|
I. Раздел целевой
Пояснительная записка
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) ДОО направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи детям.
В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Москва «Айрис пресс, 2008г.; «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой Н.В., Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2003г.
Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с II и ІІІ уровнем речевого развития, принятых в логопедическую группу на три года, рассчитана на один учебный год.
1.1. Цели и задачи логопедической деятельности
Цельданной рабочей программы - построение системы коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе (6-7 лет) для детей с общим недоразвитием речи.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
- создание в группах предметно-пространственной развивающей образовательной среды способствующей развитию речи детей.
- устранение дефектов звукопроизношения (артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- уточнение, расширение и обогащение лексического запаса детей 6-7лет с ОНР.
- формирование грамматического строя речи.
- развитие связной речи и речевого развития детей 6-7 лет.
- развитие коммуникативности, успешности в общении.
- подготовка к обучению грамоте.
- организация участия родителей в образовательном процессе.
Данная программа позволит наиболее рационально организовать работу в подготовительной группе для детей с ОНР, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
1.2. Характеристика воспитанников
Группу посещают 10 детей с нарушениями речи:
ОНР – I- нет детей
ОНР – II- 3 детей;
ОНР - III- 7 детей;
Второй уровень речевого развития. (ОНР II). Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.
Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.
Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:
- смешение падежных форм («едет машину» вместо на машине);
- нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;
- в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («два каси» — два карандаша, «де тун» — два стула);
- отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.
Это относится к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем словам, которые рано вошли в активную речь детей. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко - слоговой структуры. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития. (ОНР-III). В активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.
1.3. Мониторинг речевого развития
Мониторинг проводится 3 раза в год (вводный — 1, 2 недели сентября, промежуточный - в январе, итоговый — 3, 4 неделя мая). Результаты мониторинга заносятся в сводную таблицу речевого развития детей, где отмечается динамика коррекции речевого развития каждого ребенка. Для диагностики используем методику речевого развития Н. В. Нищева «Речевая карта от 4 до 7 лет» (приложение №1).
Выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР отражены в индивидуальном плане коррекционной работы. План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь).
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание логопедической деятельности
Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с общим недоразвитием речи.
Учебный год длится в средней логопедической группе с 1 сентября по 1 июня. 1-я половина сентября – обследование речи детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Логопедическая НОД проводится ежедневно, согласно сетке часов. Продолжительность образовательной недели – 5 дней. Все обучение условно делится на три периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь
II период – декабрь, январь, февраль
III период – март, апрель, май.
Начиная с июня, логопед проводит только индивидуальную работу.
Распределение образовательной деятельности, проводимой в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ с общим недоразвитием речи для детей с 6 до 7 лет, определёнными СанПиН 2.4.1.3049-13. от 15.05.2013г. В начале учебного составлено расписание по осуществлению логопедической деятельности (см. таблица 1)
Таблица 1
День недели | Непосредственно-образовательная деятельность |
Понедельник | 8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность |
9.00 - 9.50Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам) | |
9.50-12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность | |
Вторник | 8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность |
9.00-9.50 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам) | |
9.50-12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность | |
Среда | 8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность |
9.00 - 9.50 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам) | |
9.50 - 12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность | |
Четверг | 14.00-18.00 Индивидуальная логопедическая деятельность |
Пятница | 8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность |
9.00 – 9.50 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам) | |
9.50 -12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность |
Таблица 2
Распределение количества непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области
«Речевое развитие»:
ОО «Речевое развитие» | Количество по периодам | Всего: | ||||||
I период сентябрь, октябрь, ноябрь | II период декабрь, январь, февраль | III период март, апрель май | ||||||
По плану | По факту | По плану | По факту | По плану | По факту | По плану | По факту | |
Фонетическое (Обучение грамоте) | 30 | 32 | 36 | 98 | ||||
Развитие л/г категорий и связной речи | 10 | 11 | 12 | 33 | ||||
Звукопроизношение | 20 | 22 | 24 | 66 | ||||
Всего: | 60 | 65 | 72 | 197 |
Таблица 3
Циклограмма рабочего времени
учителя-логопеда в средней группе № 9
День недели | НОД | Часы | |
подгрупповая | индивидуальная | ||
Понедельник | 50 | 3ч 10мин | 4ч |
Вторник | 50 | 3ч 10мин | 4ч |
Среда | 50 | 3ч 10мин | 4ч |
Четверг | - | 4 ч. | 4ч |
Пятница | 50 | 3ч 10мин | 4ч |
Всего часов | 3ч. 20 мин | 16ч.10 мин | 20ч |
Составлен календарно-тематический план непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» (приложение №3).
2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6 - 7 лет.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОНР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОНР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий по логопедической деятельности.
По форме логопедическая деятельность делится на подгрупповую (3-5 человек) и индивидуальную.
Групповые формы организации (продолжительность до 25 мин.) проводятся в утренние часы. Основная цель групповой НОД – воспитание навыков коллективной работы. Обучение детей 6-7 лет приоритетно ориентировано на формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи и обучения грамоте. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника.
Индивидуальные формы работы (продолжительность 20 мин) составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в журнале учета времени, затрачиваемого на реализацию индивидуальной образовательной программы.
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде календарно-тематического планирования групповой и индивидуальной формы организации.
В основе планирования НОД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 34 темы (см. таблица 4).
Таблица 4
Перечень лексических тем для средней группы №9 «Сказка» на 2017-2018г.
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
сентябрь | Обследование | «Осень.Осенние признаки.Осенние месяца». | «Овощи.Огород.Труд взрослых на полях и в огородах.» | |
октябрь | «Фрукты.Сад.Труд взрослых в садах.» | «Ягоды.Грибы» | «Насекомые и пауки» | «Перелетные птицы» |
ноябрь | «Домашние животные» | «Дикие животные» | «Одежда. Обувь. Головные уборы.» | «Мебель» |
декабрь | «Зима. Зимующие птицы.» | «Посуда» | «Транспотрт» | «Новогодний праздник» |
январь | «Зимние каникулы» | «Профессии» | «Труд на селе зимой» | «Животные жарких стран» |
февраль | «Комнатные растения» | «Комнатные растения» | «Животный мир морей и океанов» | «23 февраля. День Защитника Отечества». |
март | «Ранняя весна. 8 Мамин праздник.» | «Наша Родина- Россия.» | «Москва – столица России» | «Город нашей страны -Урай. Я живу в Югре.» |
апрель | «Весенние сельскохозяйственные работы.» | «Планета Земля. Космос.» | «Правила дорожного движения.» | «Мы читаем А.С.Пушкина» |
май | «9 мая. День Победы.» | «Поздняя весна.» | «Школа. Школьные принадлежности» | «Лето» |
2.4. Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов и, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• индивидуальная работа;
•рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2-3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.
2.5.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
В логопедической группе учитель-логопед проводит для родителей открытые и совместные игры, привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных папках. Составлен план работы учителя – логопеда по взаимодействию с родителями на 2017 – 2018 учебный год (см. таблица 5).
Таблица 5
Формы и методы работы | Содержание работы | Сроки выполнения |
Индивидуальные встречи с родителями | Заполнение речевых карт, беседа о здоровье и речевом развитии ребенка летом, его отдыхе и т.д. | Сентябрь |
Анкетирование родителей | Определение степени готовности родителей к участию в коррекционном процессе. Изучение удовлетворенности родителей коррекционно- образовательными услугами. | Сентябрь |
Групповое родительское собрание | Тема: «Цели и задачи учебного года» | Октябрь |
Индивидуальные консультации (по приглашению) | Информировать родителей об успехах, динамике речевого развития ребенка | В течение года |
Экран звукопроизношения | Информация - этап звукопроизношения | В течение года |
Индивидуальный практикум | Правильное произношение поставленных звуков, их автоматизация, контроль над речью ребенка | В течение года |
Проведение праздников | Подбор речевого материала, разучивание стихов, текстов, песен | Ноябрь, декабрь, март, май |
Домашние логопедические задания | Закрепление знаний дома с родителями по лексической теме недели | Еженедельно |
Индивидуальные консультации (по личному обращению) | Беседа, рекомендации и советы логопеда по проблеме и успехам ребенка | В течение года |
Групповое родительское собрание | Тема: «Цели и задачи учебного года»; «Динамика речевого развития детей»; «Итоги работы за учебный год». | Январь |
Информационный стенд | «О логопедических домашних занятиях»; «Делаем дыхательную гимнастику правильно!»; «Поговорим о связной речи»; «Как пополнять словарный запас у детей 6 – 7 лет»; «Играем и развиваем грамматический строй речи»; «На зарядку с язычком: упражнения для детей среднего возраста». | Ежемесячно |
Мониторинг речевого развития ребенка | Индивидуальное консультирование родителей по результатам итогового логопедического обследования | Май |
III.Организационный раздел
3.1. Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета полностью соответствует требованиям Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой Н.В.
Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало, стол, два стула, карточки с изображениями основных артикуляционных упражнений, игры для развития дыхания, игрушка для артикуляционной гимнастики.
Зона подгрупповой непосредственной образовательной деятельности. Оборудовано наборным полотном, двумя учебными столами, стульями на каждого ребенка.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена книжной полкой и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей;
- Материалы по коррекции звукопроизношения;
- Материалы по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
- Материалы по развитию фонематических процессов;
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.
Информационная зона для родителей расположена в приемной группы и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.
3.2.Материально-техническое и методическое обеспечение
1.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.: Программа «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»;
2.Н.В. Нищева «Примерная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)».
3.Методическое пособие Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»;
4.Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР»;
5.Н.В. Нищева «Речевая карта ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет)»;
6.Н.В. Нищева Комплекты рабочих тетрадей для старшей логопедической группы;
7.Н.В.Нищева Конспекты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки»;
8.Комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка»;
9.Н.В. Нищева Пособие «Будем говорить правильно»;
10. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи», М: Издательство «Гном и Д», 2001;
11. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», М. 1998.
12. Смирнова Л.И. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика Синтез», 2006 –80с.
13. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова (Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6лет). Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: 2001.
14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в средней группе для детей с общим недоразвитием речи.
15. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 96с.
16. Смирнов Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 72с.
17. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 80с.
18. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1997. – 112с., 33л. ил.: ил.
19. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1998. – 32с.
20. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи / Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС , 1998. – 32с. + Вкладка.
Перечень документации учителя-логопеда
- Папка «Нормативно-правовое и организационное обеспечение учителя-логопеда» (нормативно-правовые документы в соответствии с должностью, организационные – должностная инструкция, инструкция по охране труда, инструкция по безопасности жизнедеятельности воспитанников, циклограмма деятельности, график работы, расписание образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми);
- Годовой (перспективный) план работы на 2017-2018 учебный год;
- Индивидуальные речевые карты;
- Индивидуальные программы логопедической работы;
- Календарно-тематическое планирование;
- План индивидуальной логопедической работы;
- Тетрадь по взаимодействию с воспитателями;
- Паспорт логопедического кабинета .
Журналы:
«Журнал обследования»
«Журнал учета движения детей»
«Журнал учета посещаемости детей»
«Журнал учета индивидуальных занятий»
«Консультаций с родителями»
Приложения
Приложение 1
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ребенка с общим недоразвитием речи
(от 4 до 7 лет)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
Анкетные данные
Дата рождения,возраст_________________________________________________________
Откуда поступил______________________________________________________________
Двуязычие в семье_______________________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование поведения и эмоциональной сферы:
1. Особенности коммуникативной сферы (подчеркнуть) сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм
2. Адекватность эмоциональных реакций_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная
стабильность)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия
Восприятие и воспроизведение ритма:
с 4 лет с 5 лет с 6 лет
_ _ . . _______ _ _ . . _ ______ _ _ . . _ _ ______
_ . . _ _______ _ . . _ _ ______ . . _ _ _ _ ______
. . _ _ _______ _ _ . . . _______ _ . . . _ _ ______
2. Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам —соответствующие по цвету шарфики):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный)
___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар,
куб)_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр)____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Ориентировка в пространстве:
4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)_____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Ориентировка в схеме собственного тела:
4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо) ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Складывание картинок из частей:
4 года (2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)_________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный
разрезы)_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы)
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата (подчеркнуть)
Губы (норма, толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
Зубы (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
Прикус (без особенностей, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, пере-крестный);
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмикозная щель);
Мягкое нёбо (норма, отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
Язык (без особенностей, массивный, маленький, короткий, длинный, «географический»
гипертрофия корня языка);
Подъязычная связка (короткая, укороченная, норма, наличие спайки с тканями подъязычной области);
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений - заполняется после проведения тестовых упражнений)
4года_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5лет_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6лет_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч).
5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места;
потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку).
6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места;
потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы;
подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости.
4 года ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5лет________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6лет_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Кинетическая основа движений:
4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот).
5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой)
6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой).
Манипуляции с предметами:
4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую)_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки)
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата)
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность
выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок - заполняется после проведения тестовых упражнений)
4 года_______________________________________________________________________
5 лет________________________________________________________________________
6 лет________________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щеки).
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос).
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку).
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений)
Движения нижней челюсти:
4 года (открыть и закрыть рот)________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков;
подвигать нижней челюстью вправо-влево)______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Движения губ:
4 года (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой»)________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений)_____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы)_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Движения языка:
4 года (показать широкий язычок - «лопату», показать узкий язычок - «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю - «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом - правого «маятник»)________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (показать широкий язычок - «лопату», показать узкий язычок - «жало», чередовать
выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на
нижнюю - «качели» ; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого «маятник»)___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (показать широкий язычок - «лопату», показать узкий язычок - «жало», чередовать
выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на
нижнюю - «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого -«маятник»; облизать кончиком языка губы по кругу - «вкусное варенье»)___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):
4 года________________________________________________________________________
5 лет_________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь
Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
4 года________________________________________________________________________
5 лет_________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда)
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт)__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует)___________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт)_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом)_____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по
картинкам):
4 года (дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро-ведра)________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно - окна)______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет (рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши)_______
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
4 года (в, на, у)_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (в, на, у, под, за, по)______________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из под)__________________________________
____________________________________________________________________________
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
4 года (стол — столик, машина — машинка, ведро —ведерочко)_____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно —окошечко)_______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет (нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце)
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
4 года (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут)
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет (мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят)______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Понимание отдельных предложений и связной речи
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):
4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.)_______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.)______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Понимание текста:
4 года (сказка «Репка»)________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (сказка «Колобок»)_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (сказка «Теремок»)______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Состояние фонематического восприятия
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
4 года
кот — кит ___________________________________________________________________
дом — дым__________________________________________________________________
уточка — удочка_____________________________________________________________
киска — миска _______________________________________________________________
5 лет
мышка — мишка _____________________________________________________________
почка — бочка _______________________________________________________________
катушка-кадушка_____________________________________________________________
корка — горка________________________________________________________________
6 лет
мышка — мошка _____________________________________________________________
пашня — башня ______________________________________________________________
сова-софа____________________________________________________________________
крот — грот__________________________________________________________________
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
4 года
коса — коза_________________________________________________________________
мишка — миска______________________________________________________________
кочка — кошка______________________________________________________________
малина — Марина ___________________________________________________________
5 лет
речка — редька______________________________________________________________
цвет — свет ________________________________________________________________
челка— щелка_______________________________________________________________
рейка— лейка_______________________________________________________________
6 лет
лук — люк___________________________________________________________________
марка — майка_______________________________________________________________
ель — гель___________________________________________________________________
плач — плащ_________________________________________________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
1. Активный словарь
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:
4 года
Игрушки ___________________________________________________________________
Посуда_____________________________________________________________________
Одежда____________________________________________________________________
Обувь______________________________________________________________________
5 лет
Мебель_____________________________________________________________________
Овощи______________________________________________________________________
Фрукты_____________________________________________________________________
Птицы______________________________________________________________________
6 лет
Ягоды______________________________________________________________________
Насекомые__________________________________________________________________
Животные___________________________________________________________________
Транспорт___________________________________________________________________
Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
4 года
Ноги_________________________ спинка стула_____________________________
Руки________________________ сиденье стула_____________________________
Голова______________________ ножки стула______________________________
Глаза_______________________ кузов машины_____________________________
Уши________________________ колеса машины____________________________
5 лет
Нос_________________________ рукав ____________________________________
Рот_________________________ воротник__________________________________
Шея________________________ пуговица__________________________________
Живот______________________ кабина машины____________________________
Грудь______________________ руль______________________________________
6 лет
Локоть_____________________ манжета__________________________________
Ладонь_____________________ петля для пуговицы_________________________
Затылок____________________ фары_____________________________________
Висок______________________ мотор_____________________________________
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:
4 года
Мяч, кукла, машинка _________________________________________________________
Рубашка, платье, шорты ______________________________________________________
Тапки, туфли, ботинки ________________________________________________________
5 лет
Стул, стол, шкаф ____________________________________________________________
Огурец, помидор, морковь_____________________________________________________
Яблоко, банан, апельсин _____________________________________________________
Воробей, голубь, сова ________________________________________________________
6 лет
Клубника, смородина, черника_________________________________________________
Муха, комар, бабочка________________________________________________________
Кошка, собака, корова________________________________________________________
Самолет, автобус, машина_____________________________________________________
Подобрать антонимы (слова «наоборот»):
6 лет
Друг ________________________ добро _____________________________________
Горе ________________________ горячий ___________________________________
Легкий ______________________ длинный___________________________________
Давать _______________________ поднимать_________________________________
ГЛАГОЛЫ
4 года (ответить на вопросы по картинкам)
Что делает мальчик? (Ест)_____________________________________________________
Что делает девочка? (Спит) ____________________________________________________
Что делают дети? (Играют) ____________________________________________________
Что делает птица? (Летит) _____________________________________________________
Что делают рыбки? (Плавают)__________________________________________________
Что делают машины? (Едут) ___________________________________________________
5 лет (ответить на вопросы логопеда)
Как передвигаются птицы? (Летают) ____________________________________________
Как передвигаются рыбы? (Плавают)____________________________________________
Как передвигается змея? (Ползает) _____________________________________________
Как передвигается лягушка? (Прыгает)___________________________________________
Как передвигается человек? (Ходит) _____________________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)______________________________________
А как подает голос корова? (Мычит) ____________________________________________
А как подает голос петух? (Кукарекает)__________________________________________
6 лет (ответить на вопросы логопеда)
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)_____________________________
А как подает голос волк? (Воет) ________________________________________________
А как подает голос лошадь? (Ржет) ______________________________________________
А как подает голос овца? (Блеет) ________________________________________________
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)_________________________________________
А что делает продавец? (Продает) _______________________________________________
А что делает маляр? (Красит) ___________________________________________________
А что делает швея? (Шьет) _____________________________________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Назвать предъявленные цвета:
4 года
Красный ____________________________________________________________________
Синий_______________________________________________________________________
Зеленый_____________________________________________________________________
Желтый_____________________________________________________________________
Белый_______________________________________________________________________
Черный _____________________________________________________________________
5 лет
Красный ____________________________________________________________________
Оранжевый__________________________________________________________________
Желтый_____________________________________________________________________
Зеленый_____________________________________________________________________
Голубой_____________________________________________________________________
Синий_______________________________________________________________________
Белый_______________________________________________________________________
Черный _____________________________________________________________________
6 лет
Красный ____________________________________________________________________
Оранжевый__________________________________________________________________
Желтый _____________________________________________________________________
Зеленый_____________________________________________________________________
Голубой_____________________________________________________________________
Синий_______________________________________________________________________
Фиолетовый__________________________________________________________________
Розовый_____________________________________________________________________
Белый_______________________________________________________________________
Черный______________________________________________________________________
Серый_______________________________________________________________________
Коричневый _________________________________________________________________
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
4 года
Мяч какой? (Круглый)_________________________________________________________
Платок какой? (Квадратный)___________________________________________________
5 лет
Солнце какое? (Круглое) ______________________________________________________
Печенье какое? (Квадратное)___________________________________________________
Косынка какая? (Треугольная)__________________________________________________
Огурец какой? (Овальный) _____________________________________________________
6 лет
Руль какой? (Круглый) ________________________________________________________
Окно какое? (Квадратное) _____________________________________________________
Флажок какой? (Треугольный)__________________________________________________
Слива какая? (Овальная) ______________________________________________________
Одеяло какое? (Прямоугольное) ________________________________________________
2. Состояние грамматического строя речи
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):
4 года
Стол — столы _______________________________________________________________
Кот_________________________________________________________________________
Дом_________________________________________________________________________
Кукла_______________________________________________________________________
Рука________________________________________________________________________
Окно_______________________________________________________________________
5 лет
Рот — рты ___________________________________________________________________
Лев_________________________________________________________________________
Река________________________________________________________________________
Ухо_________________________________________________________________________
Кольцо _____________________________________________________________________
6 лет
Глаз — глаза_________________________________________________________________
Лист________________________________________________________________________
Стул________________________________________________________________________
Дерево______________________________________________________________________
Пень________________________________________________________________________
Воробей ____________________________________________________________________
Употребление имен существительных в косвенных падежах:
4 года
Что есть у мальчика? (Мяч)____________________________________________________
Чего нет у мальчика? (Мяча)____________________________________________________
Кому мальчик дает мяч? (Девочке)______________________________________________
Что ты видишь на картинке? (Машину)___________________________________________
Чем рисует девочка? (Карандашом) _____________________________________________
О ком думает кошка? (О мышке) ________________________________________________
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):
5 лет
Шаров ______________________________________________________________________
Ключей_____________________________________________________________________
Берез________________________________________________________________________
Ложек_______________________________________________________________________
Окон________________________________________________________________________
6 лет
Карандашей _________________________________________________________________
Листьев_____________________________________________________________________
Книг________________________________________________________________________
Вилок_______________________________________________________________________
Ведер_______________________________________________________________________
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):
4 года
Красный мяч_________________________________________________________________
Синяя шапка_________________________________________________________________
Желтое ведро ________________________________________________________________
5 лет
Оранжевый апельсин _________________________________________________________
Голубая бабочка ______________________________________________________________
Белое блюдце________________________________________________________________
6 лет
Фиолетовый колокольчик ______________________________________________________
Серая ворона ________________________________________________________________
Розовое платье_______________________________________________________________
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
4 года
Где стоит ваза? (На столе) _____________________________________________________
Где лежат фрукты? (В корзине) _________________________________________________
У кого мячик? (У мальчика) ____________________________________________________
5 лет
Где сидит снегирь? (На дереве) _________________________________________________
Где стоит машина? (В гараже)__________________________________________________
У кого кукла? (У девочки) _____________________________________________________
Где стоит коза? (За забором) ___________________________________________________
Где едет машина? (По дороге) __________________________________________________
6 лет
Где лежит мяч? (Под столом) ___________________________________________________
Где летает бабочка? (Над цветком) ______________________________________________
Откуда вылетает птичка? (Из клетки)____________________________________________
Откуда прыгает котенок? (С кресла)_____________________________________________
Употребление числительных 2 и 5 с существительными:
4 года
Два кота_____________________________________________________________________
Пять котов___________________________________________________________________
Две машины_________________________________________________________________
Пять машин__________________________________________________________________
5 лет
Два мяча ____________________________________________________________________
Пять мячей__________________________________________________________________
Две розы____________________________________________________________________
Пять роз_____________________________________________________________________
Два окна ____________________________________________________________________
Пять окон ___________________________________________________________________
6 лет
Два пня _____________________________________________________________________
Пять пней____________________________________________________________________
Два воробья__________________________________________________________________
Пять воробьев _______________________________________________________________
Две шали ____________________________________________________________________
Пять шалей __________________________________________________________________
Два ведра____________________________________________________________________
Пять ведер___________________________________________________________________
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):
4 года
Стол — столик _______________________________________________________________
Чашка — чашечка ____________________________________________________________
Сумка — сумочка ____________________________________________________________
Ведро — ведерочко ___________________________________________________________
5 лет
Забор — заборчик_____________________________________________________________
Носок — носочек _____________________________________________________________
Лента — ленточка ____________________________________________________________
Окно — окошечко____________________________________________________________
6 лет
Палец — пальчик _____________________________________________________________
Изба — избушка _____________________________________________________________
Крыльцо — крылечко_________________________________________________________
Кресло — креслице___________________________________________________________
Образование названий детенышей животных:
4 года
У кошки — котенок ___________________________________________________________
У лисы______________________________________________________________________
У утки ______________________________________________________________________
У слонихи ___________________________________________________________________
5 лет
У зайчихи ___________________________________________________________________
У волчицы __________________________________________________________________
У белки _____________________________________________________________________
У козы ______________________________________________________________________
6 лет
У медведицы ________________________________________________________________
У бобрихи ___________________________________________________________________
У барсучихи _________________________________________________________________
У собаки ____________________________________________________________________
У коровы ____________________________________________________________________
Образование относительных прилагательных:
6 лет
Стол из дерева (какой?) — деревянный __________________________________________
Аквариум из стекла (какой?) ___________________________________________________
Крыша из соломы (какая?) _____________________________________________________
Стена из кирпича (какая?)______________________________________________________
Шапка из меха (какая?)________________________________________________________
Носки из шерсти (какие?) ______________________________________________________
Сапоги из резины (какие?)______________________________________________________
Крепость из снега (какая?) _____________________________________________________
Лопатка из металла (какая?)____________________________________________________
Сок из яблок (какой?) _________________________________________________________
Образование притяжательных прилагательных:
6 лет
Очки бабушки (чьи?) — бабушкины_____________________________________________
Туфли мамы (чьи?)____________________________________________________________
Усы кошки (чьи?)_____________________________________________________________
Хвост лисы (чей?)_____________________________________________________________
Берлога медведя (чья?)_________________________________________________________
Гребень петуха (чей?)_________________________________________________________
3. Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений:
4 года
КОТЕНОК
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет
РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Составление рассказа по серии картинок:
6 лет
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Исследование фонетической стороны речи
Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):
4 года
Кот_________________________________________________________________________
Вода________________________________________________________________________
Стук________________________________________________________________________
Мост________________________________________________________________________
Спина_______________________________________________________________________
Банка_______________________________________________________________________
Фантик______________________________________________________________________
Ступенька___________________________________________________________________
5 лет
Самолет_____________________________________________________________________
Скворец_____________________________________________________________________
Фотограф____________________________________________________________________
Микстура____________________________________________________________________
Мотоциклист ________________________________________________________________
Погремушка _________________________________________________________________
Сестренка развешивает простыни._______________________________________________
В универсаме продают продукты._______________________________________________
Мотоциклист мчится на мотоцикле.______________________________________________
6 лет
Тротуар _____________________________________________________________________
Градусник___________________________________________________________________
Фотоаппарат _________________________________________________________________
Экскаватор___________________________________________________________________
Виолончелист________________________________________________________________
Регулировщик________________________________________________________________
Виолончелист укладывает инструмент в футляр.__________________________________
____________________________________________________________________________
Регулировщик руководит движением на перекрестке._______________________________
____________________________________________________________________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.__________________________________________
____________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения,
назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):
4 года (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'],[м']______________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[в], [ф], [в'],[ф']_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'],[н']_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[й]._________________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'],[з']_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[ш],[ж]______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[Ч],[Щ]______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[л],[л']_______________________________________________________________________
[р],[р']_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']______________________________________________
____________________________________________________________________________
[в], [ф], [в'], [ф']_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
[й]__________________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________
[ш],[ж]______________________________________________________________________
[Ч],[Щ]______________________________________________________________________
[л],[л']_______________________________________________________________________
[р],[р']_______________________________________________________________________
6 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и],[э]______________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']______________________________________________
[в], [ф], [в'], [ф']_______________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'],[н']_________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
[й]__________________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'],[з']_____________________________________________________________
[ш],[ж]______________________________________________________________________
[Ч],[Щ]______________________________________________________________________
[л],[л']_______________________________________________________________________
[р],[р']_______________________________________________________________________
5. Состояние дыхательной и голосовой функций (подчеркнуть)
4 года
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)
5 лет
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)
6 лет
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)
6. Особенности диафрагмальной стороны речи (подчеркнуть)
4 года
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)
Ритм (нормальный, дисритмия)
5 лет
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)
Ритм (нормальный, дисритмия)
6 лет
Темп(нормальный, ускоренный, замедленный)
Ритм (нормальный, дисритмия)
7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
4 года
ба-па _______________________ па-ба___________________________
га-ка________________________ ка-га___________________________
да-та_________________________ та-да___________________________
ма-ба________________________ ба-ма___________________________
ва-ка________________________ ка-ва___________________________
ня-на________________________ на-ня___________________________
5 лет
ба-па-ба_____________________ па-ба-па________________________
да-та-да______________________ та-да__________________________
га-ка-га______________________ ка-га-ка_________________________
за-са-за______________________ са-за-са_________________________
та-тя-та______________________ тя-та-тя_________________________
6 лет
са-ша-са_____________________ ша-са-ша_________________________
жа-ша-жа____________________ ша-жа-ша_________________________
са-ца-са_____________________ ца-са-ца__________________________
ча-тя-ча_____________________ тя-ча-тя___________________________
ла-ля-ла_____________________ ля-ла-ля___________________________
Выделение начального ударного из слов:
5 лет
Астра ______________________ арка _____________________________
Осень ______________________ озеро ____________________________
Улей ______________________ уши______________________________
Иглы ______________________ искры____________________________
Выделение конечного согласного из слов:
6 лет
Кот _______________________ суп _______________________________
Сом _______________________ лимон _____________________________
Мох________________________ сок________________________________
Выделение начального согласного из слов:
6 лет
Мост ______________________ банка _________________________________
Пол ________________________ тапки ________________________________
Дом ________________________ нос __________________________________
Вода ______________________ фартук ________________________________
Кот _______________________ год _________________ хлеб______________
Определение последовательности звуков в слове:
6 лет
Кот ________________________ вата_______________________________
Дом ________________________ дубы ______________________________
Определение количества звуков в словах:
6 лет
Бык ________________________ вата_______________________________
Дом ________________________ банан _____________________________
Логопедическое заключение
(4 года)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дата ______________ Логопед _____________________________
Логопедическое заключение
(5 лет)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дата ______________ Логопед _____________________________
Логопедическое заключение
(6 лет)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ______________ Логопед _____________________________
Приложение 2
Перспективный план
образовательной деятельности по коррекции речи
детей 6-7 лет с ОНР, на 2017-2018 учебный год
(Образовательная область по ФГОС ДОО «Речевое развитие»).
Направления работы | I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II период обучения (декабрь, январь, февраль) | III период обучения (март, апрель, май) |
Развитие общих речевых навыков | 1.Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата; 2.Обучение детей короткому и бесшумному (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки); 3.Работа по формированию диафрагмального дыхания; 4.Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. | 1.Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей; 2.Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. | 1.Продолжать работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. |
Звукопроизношение | 1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики); 2.Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков; 3.Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа). | 1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа); 2.Автоматизация и дифференциация вызванных звуков. | 1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа); 2.Автоматизация и дифференциация вызванных звуков. |
Работа над слоговой структурой | 1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост); 2.Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик); | 1.Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). | 1.Закрепление слоговой структуры двухсложных; |
Лексика | Расширение и уточнение словаря по темам: «Огород. Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах.», «Сад. Фрукты. Труд взрослых в садах», «Осень. Осенние месяцы», «Лес. Грибы. Ягоды «Насекомые и пауки»,», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Мебель». | Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Посуда», «Транспорт», «Новогодний праздник», «Профессии.», «Труд на селе зимой», «Животные жарких стран», «Комнатные растения», «Животный мир морей и океанов», «23 февраля. Наша армия». | Расширение и уточнение словаря по темам: «Весна. Мамин праздник», «Наша Родина-Россия», «Москва-столица России», «Город нашей страны- Урай. Я живу в Югре», «Весенние сельскохозяйственные работы», «Космос. Планета Земля», «Правила дорожного движения», «Мы читаем А.С. Пушкина», «9 мая. День Победы», «Поздняя весна», «Школа. Школьные принадлежности», «Лето». |
Грамматический строй речи (по лексическим темам периода). | 1.Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа; 2.Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; 3.Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут); 4.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже; 5.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои; 6.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 7.Согласование числительных два и пять, десять с существительными. | 1.Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе; 2.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; 3.Согласование существительных с числительными; 4.Образование названий детёнышей животных; 5.Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода). 6.Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; 7.Уточнение значения предлогов (в, на, под, над, у, за, из-за, из-под, около, перед, в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами. | 1.Образовывать и употреблять существительные в И.П. ед. и мн.ч. 2.Употреблять существительные в косвенных падежах 3.Согласовывать прилагательные с существительными ед.ч. 4.Употреблять предложно-падежные конструкции. 5.Потреблять числительные 2-10 с существительными 6.Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами 7.Образовывать названия детенышей животных. |
Развитие связной речи | 1.Составление простых распространённых предложений; 2.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом; 3.Обучение составлению описательных рассказов. 4.Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений); 5.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). | 1.Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы; 2.Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин; | 1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта; 2.Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. |
Приложение 3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №12»
Годовой план
работы учителя-логопеда
Шабардиной Ю.Н.
на 2017-2018 учебный год
г. Урай, 2017
Цель: своевременное выявление и оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи.
Задачи:
-Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности воспитанников.
-Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной речи у воспитанников, зачисленных в логопедические группы.
-Разработка программы коррекционно-развивающих логопедических занятий по воспитанию правильной речи у детей.
-Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.
-Усиление взаимосвязи логопеда с воспитателями, родителями с целью улучшения результативности коррекционной работы.
Приоритетные направления деятельности:
- совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
- структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне них;
- систематизация учебно-методического материала.
№ п/п | Содержание работы | Цель | Категория | Сроки проведения | Контроль |
1. Организационное направление | |||||
1. | Подготовка кабинета к новому учебному году. | Повышение эффективности коррекционной работы. | логопед | до 01.09.2016г. | кабинет, паспорт кабинета |
2. | Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года. | Организация коррекционно-образовательного процесса. | логопед | с 01.09 – 15.09.2017г. с 15.05 – 31.05.2018г. | документация |
3. | Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией. | Организация коррекционно-образовательного процесса. | логопед | с 01 по 15 сентября | графики работы |
4. | Оформление логопедического уголка и обновление материала для педагогов и родителей на стендах и уголка логопеда. | Повышение эффективности коррекционной работы. | логопед | ежемесячно | логопедический уголок |
5. | Оказание помощи в оформлении логопедических уголков в группах. | Повышение эффективности коррекционной работы. | логопед | ежемесячно | логопедические уголки |
6. | Изготовление наглядности для оформления логопедического кабинета. | Повышение эффективности коррекционной работы. | логопед | в течение года | наглядность |
7. | Составление индивидуальных коррекционных планов. | Проведение коррекционной работы с учетом речевого заключения и индивидуальных психофизических особенностей детей. | логопед | до 01.10.2017г. | индивидуальные планы работы |
8. | Продолжение работы по накоплению специальных коррекционных материалов для коррекции речи и психических процессов, а также систематизации методического материала в электронном виде. | Повышение эффективности коррекционной работы. | логопед | в течение года | |
9. | Анализ коррекционной работы | Эффективность коррекционной работы. | логопед | С 15.05 -30.05.2018г. | отчет о проделанной работе |
2. Диагностическое направление | |||||
1. | Углубленное обследование детей подготовительной школе логопедической группы | Выявление уровня развития речи детей | дети подготовительной к школе логопедической группы | сентябрь | речевые карты |
2. | Сбор медицинских и педагогических сведений о развитии детей | Выявление уровня развития | дети подготовительной к школе логопедической группы | сентябрь | речевые карты |
3. | Мониторинг речевого развития | Отслеживание динамики развития речи в процессе коррекции | дети подготовительной к школе логопедической группы | сентябрь январь май | индивидуальное планирование коррекционно-развивающих занятий |
4. | Экран звукопроизношения | Отслеживание динамики развития речи в процессе коррекции | Дети и родители группы | сентябрь декабрь апрель | |
5. | Анкетирование | Результативность работы логопеда | родители детей логопедической группы | октябрь февраль май | |
6. | Первичное обследование детей Ранняя диагностика детей младшего дошкольного возраста | Выявление детей с проблемами в развитии речи. Выявление детей с проблемами в развитии речи. | дети вторых младших групп | октябрь апрель | характеристика речевого развития ребенка, карта экспресс-диагностики. |
7. | Обследование детей по запросу воспитателей и родителей | Выявление детей с проблемами в развитии речи. | дети средних, старших и подготовительных групп | в течении года | речевая карта |
3. Коррекционно-развивающее направление | |||||
1. | Индивидуальные занятия с детьми по коррекции речевых нарушений | Развитие артикуляционного аппарата, исправление недостатков звукопроизношения. Формирование системы родного языка с учетом специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии | дети подготовительной к школе логопедической группы | ежедневно | индивидуальные папки, расписание и план индивидуальных занятий |
2. | Подгрупповые занятия -по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи; -по формированию фонетико-фонематической стороны речи; -по подготовке к обучению грамоте | Совершенствование произносительной системы. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Формирование системы родного языка, Развитие памяти, внимания. Развитие мелкой моторики. Формирование лексико-грамматической стороны речи. Развитие связной речи. Развитие графомоторных навыков. | подготовительная к школе логопедическая группа | сентябрь – май | календарно-тематический план, конспекты подгрупповых занятий. |
4. Профилактическое направление | |||||
1. | Обследование детей младшего дошкольного возраста | Предупреждение речевых нарушений. | дети 3-4 лет | по запросу родителей и воспитателей | журнал профилактического осмотра |
2. | Оформление «Логопедического уголка» | Профилактика речевых нарушений. | родители массовых групп | ежеквартально | стендовые листы |
5. Просветительское направление | |||||
1. | Родительское собрание: «Мы пойдем в первый класс». | Знакомство с организацией и содержанием коррекционной работы по развитию речи в подготовительной логопедической группе. | родители детей логопедической группы | сентября | Выступление на собрании. |
2. | «Динамика речевого продвижения каждого ребенка» | Знакомство с результатами речевого развития Подведение итогов | родители детей логопедической группы | декабрь | |
3. | «Итоги коррекционной работы за год» | Коррекционной работы за год | родители детей логопедической группы | май | |
4. | Открытые логопедические занятия | Показ родителям последовательность и особенность выполнения упражнений с детьми. | Родители детей логопедической группы | октябрь февраль апрель | перспективный план работы с родителями, конспекты |
5. | Тренинг: «Игры и упражнения на развитие графомоторных навыков» | Готовим руку к письму | родители детей логопедической группы | ноябрь | перспективное планирование работы с родителями, выступление |
6. | Тренинг: «Играем в слова» | Развиваем навыки словообразования | родители детей логопедической группы | январь | перспективное планирование работы с родителями, выступление |
7. | Тренинг: «Как научить детей придумывать рассказы» | Игры для развития мышления, творческий способностей. | родители детей логопедической группы | март | перспективное планирование работы с родителями, выступление |
8. | Стенд «Нарушения речи» Общее недоразвитие речи. | Знакомство родителей с речевыми нарушениями | родители детей логопедической группы | сентябрь | папка-передвижка |
9. | Стенд «Звуковой анализ» | Методика работы по звуковому анализу | родители детей логопедической группы | декабрь | папка-передвижка |
10. | Стенд «Совместное чтение» | Знакомство родителей с литературой для детского чтения | родители детей логопедической группы | апрель | |
11. | Папка-передвижка «Предупреждение нарушений письма» | Игры на развитие фонематического слуха | родители детей логопедической группы | декабрь | папка-передвижка |
12. | Папка-передвижка «Правильное речевое дыхание» | Типы дыхания, игры на дыхание | родители детей логопедической группы | март | папка-передвижка |
13. | Папка-передвижка «Готовимся к школе» | Критерии готовности к школьному обучению | родители детей логопедической группы | май | Папка-передвижка |
14. | Оформление логопедического стенда по лексическим темам | Речевой материал по темам | родители детей логопедической группы | еженедельно | Информационные листы |
15. | Родительский университет: «Игры на развитие фонематического слуха. Речевые тренинги для взрослых и детей» | Игры на развитие фонематического слуха. | родители детей логопедической группы | апрель | папка-передвижка |
16. | Выступления на педагогических советах: -Игровые приемы развития мелкой моторики у детей с ОНР; -Использование логопедического массажа в коррекции дизартрии. | Просвещение воспитателей по вопросам логопедии | воспитатели МБДОУ | в течение года | план работы МБДОУ, выступление, презентация. |
17. | Участие в городском методическом объединении. | Участие | специалисты | в течение года | план работы методического объединения |
6. Консультативное направление | |||||
1. | Консультации для родителей: -Обучение грамоте дошколят -Что нужно знать о прикусе -Упражнения для язычка -В гостях у свистящих -Организуем обучение дома. Эффективные методы и способы организации -Речь и мышление | Оказание помощи родителям | родители детей логопедической группы | Октябрь Ноябрь Январь Февраль Март | перспективное планирование с родителями, выступление |
2. | Индивидуальные беседы консультации | Взаимосвязь с родителями в процессе коррекционной работы | родители логопедической группы | по мере необходимости | журнал учета консультаций |
3. | Индивидуальные консультации для воспитателей (по запросу воспитателей по вопросам коррекции). | Повышение эффективности коррекционной работы | воспитатели | по мере необходимости | журнал учета консультаций |
7. Диагностическое направление | |||||
1. | Вывод детей логопедической группы | Уровень речевой готовности | логопед | май | протокол пмпк |
2. | Анализ работы | Подведение итогов работы за учебный год | логопед | май | отчет о проделанной работе |
8. Повышение уровня квалификации | |||||
1. | Изучение новинок методической литературы. | Повышение уровня педагогических знаний | в течение года | тетрадь по самообразованию | |
2. | Мероприятия по повышению квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, методических объединений, обмен опытом и т. д). | Повышение уровня педагогического мастерства | воспитатели, педагоги, логопеды, специалисты | анализ, отчет | |
3. | Принимать участие в работе совещаний, семинаров. | Повышение профессионального уровня, обмен опытом работы | по плану | по плану |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...
Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя- логопеда в средней группе компенсирующей направленности
программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Рабочая программа учителя-логопеда в комбинированной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (6-7 лет)
Рабочая программа учителя-логопедав комбинированной группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (6-7лет) В программу входит: содержание, пояснительная записка, цели и зад...
Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности
Рабочая программа составлена на основе автора Н. В. Нищева "Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающе...