Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности № на 2017-2018 учебный год . Составлена на основе АООП.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шабардина Юлия Николаевна

 Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) ДОО направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи  детям.

В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Москва «Айрис пресс, 2008г.; «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой Н.В., Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2003г.

Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с II и ІІІ уровнем речевого развития, принятых в логопедическую группу на три года, рассчитана на один учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logopeda_podgotov._gruppa_no9.docx87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД №12»

                                                                                     Утверждаю

    Заведующий МБДОУ «Детский сад №12»

                                                                                 _____________________Т.И. Фёдорова

                                                                                      Приказ № ___ от ________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ № 9 «СКАЗКА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (С 6 ДО 7 ЛЕТ)

                                                                                       

г. Урай, 2017

           Содержание

           I. Целевой раздел

            Пояснительная записка

3

1.1. Цель и задачи логопедической деятельности

3

1.2. Характеристика контингента воспитанников

4

1.3. Мониторинг речевого развития детей 6-7 лет

II. Содержательный раздел

5

2.1. Содержание логопедической деятельности

5

2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

с детьми 6-7 лет

8

2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий логопедической деятельности

8

2.4. Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы

1

2.5. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

III. Организационный раздел

1

3.1.Организация предметно – пространственной развивающей среды

1

3.2.Материально- техническое и методическое обеспечение

1

1

            Приложения

Приложение 1 «Речевая карта от 4 до 7 лет»;

Приложение 2 «Календарно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи»;

           

I. Раздел целевой

Пояснительная записка

          Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) ДОО направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи  детям.

В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Москва «Айрис пресс, 2008г.; «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой Н.В., Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2003г.

Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с II и ІІІ уровнем речевого развития, принятых в логопедическую группу на три года, рассчитана на один учебный год.

1.1. Цели и задачи логопедической деятельности

Цельданной рабочей программы - построение системы коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе (6-7 лет) для детей с общим недоразвитием речи.

Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:

- создание в группах предметно-пространственной развивающей образовательной среды способствующей развитию речи детей.

- устранение дефектов звукопроизношения (артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

-      уточнение, расширение и обогащение лексического запаса детей 6-7лет с ОНР.

-      формирование грамматического строя речи.

-      развитие связной речи и речевого развития детей 6-7 лет.

-     развитие коммуникативности, успешности в общении.

-     подготовка к обучению грамоте.

-      организация участия родителей в образовательном процессе.

Данная программа позволит наиболее рационально организовать работу в подготовительной группе для детей с ОНР, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

1.2. Характеристика воспитанников

Группу посещают  10  детей с  нарушениями речи:

ОНР – I-  нет детей

ОНР – II-  3 детей;

ОНР  -  III-  7 детей;

Второй уровень речевого развития. (ОНР II). Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.

Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:

- смешение падежных форм («едет машину» вместо на машине);

 - нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;

- в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («два каси» — два карандаша, «де тун» — два стула);

- отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.

Это относится к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем словам, которые рано вошли в активную речь детей. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко - слоговой структуры. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития. (ОНР-III). В активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

1.3. Мониторинг речевого развития

Мониторинг проводится 3 раза в год (вводный — 1, 2 недели сентября, промежуточный - в январе, итоговый — 3, 4 неделя мая). Результаты мониторинга заносятся в сводную  таблицу речевого развития детей, где отмечается динамика коррекции речевого развития каждого ребенка. Для диагностики используем методику речевого развития Н. В. Нищева «Речевая карта от 4 до 7 лет» (приложение №1).

Выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР отражены в индивидуальном плане коррекционной работы. План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь).

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание логопедической деятельности

Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с общим недоразвитием речи.

Учебный год длится в средней логопедической группе с 1 сентября по 1 июня. 1-я половина сентября – обследование речи детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Логопедическая НОД проводится ежедневно, согласно сетке часов. Продолжительность образовательной недели – 5 дней. Все обучение условно делится на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь

II период – декабрь, январь, февраль

III период – март, апрель, май.

Начиная с июня, логопед проводит только индивидуальную работу.

Распределение образовательной деятельности, проводимой в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ с общим недоразвитием речи для детей с 6 до 7 лет, определёнными СанПиН 2.4.1.3049-13. от 15.05.2013г. В начале учебного составлено расписание по осуществлению логопедической деятельности (см. таблица 1)

Таблица 1

День недели

Непосредственно-образовательная деятельность

Понедельник

8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

9.00 - 9.50Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам)

9.50-12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

Вторник

8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

9.00-9.50 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам)

9.50-12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

Среда

8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

9.00 - 9.50 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам)

9.50 - 12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

Четверг

14.00-18.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

Пятница

8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

9.00 – 9.50 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам)

9.50 -12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

Таблица 2

Распределение количества непосредственно образовательной деятельности  по реализации образовательной области

«Речевое развитие»:

ОО «Речевое развитие»

Количество  по периодам

Всего:

I период

сентябрь, октябрь, ноябрь

II период

декабрь, январь, февраль

III период

март,

апрель

май

По плану

По факту

По плану

По факту

По плану

По факту

По плану

По факту

Фонетическое

(Обучение грамоте)

30

32

36

98

Развитие л/г категорий и связной речи

10

11

12

33

Звукопроизношение

20

22

24

66

Всего:

60

65

72

197

Таблица 3

Циклограмма рабочего времени

учителя-логопеда в средней группе № 9

День недели

НОД

        Часы

подгрупповая

индивидуальная

Понедельник

50

3ч 10мин

Вторник

50

3ч 10мин

Среда

50

3ч 10мин

Четверг

-

4 ч.

Пятница

50

3ч 10мин

Всего часов

      3ч. 20 мин

           16ч.10 мин

20ч

Составлен календарно-тематический план непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» (приложение №3).

2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6 - 7 лет.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОНР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОНР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий по логопедической деятельности.

По форме логопедическая деятельность делится на подгрупповую (3-5 человек) и индивидуальную.

Групповые формы организации (продолжительность до 25 мин.) проводятся в утренние часы. Основная цель групповой НОД – воспитание навыков коллективной работы. Обучение детей 6-7 лет приоритетно ориентировано на формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи и обучения грамоте. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника.

Индивидуальные формы работы (продолжительность 20 мин) составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в журнале учета времени, затрачиваемого на реализацию индивидуальной образовательной программы.

Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде календарно-тематического планирования групповой и индивидуальной формы организации.

В основе планирования НОД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 34 темы  (см. таблица 4).

Таблица 4

Перечень лексических тем для средней группы №9 «Сказка» на 2017-2018г.

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

Обследование

«Осень.Осенние признаки.Осенние месяца».

«Овощи.Огород.Труд взрослых на полях и в огородах.»

октябрь

«Фрукты.Сад.Труд взрослых в садах.»

«Ягоды.Грибы»

«Насекомые и пауки»

«Перелетные птицы»

ноябрь

«Домашние животные»

«Дикие животные»

«Одежда. Обувь. Головные уборы.»

«Мебель»

декабрь

«Зима. Зимующие птицы.»

«Посуда»

«Транспотрт»

«Новогодний праздник»

январь

«Зимние каникулы»

«Профессии»

«Труд на селе зимой»

«Животные жарких стран»

февраль

«Комнатные растения»

«Комнатные растения»

«Животный мир морей и океанов»

«23 февраля. День Защитника Отечества».

март

«Ранняя весна. 8 Мамин праздник.»

«Наша Родина- Россия.»

«Москва – столица  России»

«Город нашей страны -Урай. Я живу в Югре.»

апрель

«Весенние сельскохозяйственные работы.»

«Планета Земля. Космос.»

«Правила дорожного движения.»

«Мы читаем А.С.Пушкина»

май

«9 мая. День Победы.»

«Поздняя весна.»

«Школа. Школьные принадлежности»

«Лето»

2.4. Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов и, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

• логопедические пятиминутки;

• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

• индивидуальная работа;

•рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.  Обычно планируется 2-3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.

2.5.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

В логопедической группе учитель-логопед проводит для родителей открытые и совместные игры, привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных папках.  Составлен план работы учителя – логопеда по взаимодействию с родителями на 2017 – 2018 учебный год (см. таблица 5).

Таблица 5

Формы и методы работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Индивидуальные встречи с родителями

Заполнение речевых карт, беседа о здоровье и речевом развитии ребенка летом, его отдыхе и т.д.

Сентябрь

Анкетирование родителей

Определение степени готовности родителей к участию в коррекционном процессе.

Изучение удовлетворенности родителей коррекционно- образовательными услугами.

Сентябрь

Групповое родительское собрание

Тема:

«Цели и задачи учебного года»

Октябрь

Индивидуальные консультации

(по приглашению)

Информировать  родителей об успехах, динамике речевого развития  ребенка

В течение года

Экран звукопроизношения

Информация  - этап звукопроизношения

В течение года

Индивидуальный практикум

Правильное произношение поставленных звуков, их автоматизация, контроль над речью ребенка

В течение года

Проведение праздников

Подбор речевого материала, разучивание стихов, текстов, песен

Ноябрь, декабрь, март, май

Домашние логопедические задания

Закрепление знаний дома с родителями по лексической теме недели

Еженедельно

Индивидуальные консультации

(по личному обращению)

Беседа, рекомендации и советы логопеда по проблеме и успехам ребенка

В течение года

Групповое родительское собрание

Тема:

«Цели и задачи учебного года»;

«Динамика речевого развития детей»;

«Итоги работы за учебный год».

Январь

Информационный стенд

«О логопедических домашних занятиях»;

«Делаем дыхательную гимнастику правильно!»;

«Поговорим о связной речи»;

«Как пополнять словарный запас у детей 6 – 7 лет»;

«Играем и развиваем грамматический строй речи»;

«На зарядку с язычком: упражнения для детей среднего возраста».

Ежемесячно

Мониторинг речевого развития ребенка

Индивидуальное консультирование родителей по результатам итогового логопедического обследования

Май

III.Организационный раздел

3.1. Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета полностью соответствует требованиям Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой Н.В.

Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало, стол, два стула, карточки с изображениями основных артикуляционных упражнений, игры для развития дыхания, игрушка для артикуляционной гимнастики.

Зона подгрупповой непосредственной образовательной деятельности. Оборудовано наборным полотном, двумя учебными столами, стульями на каждого ребенка.

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена книжной полкой и содержит следующие разделы:

  • Материалы по обследованию речи детей;
  • Материалы по коррекции звукопроизношения;
  • Материалы по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
  • Материалы по развитию фонематических процессов;
  • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.

Информационная зона для родителей расположена в приемной группы и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

3.2.Материально-техническое и методическое обеспечение

1.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.:  Программа «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»;

2.Н.В. Нищева «Примерная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)».

3.Методическое пособие Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»;

4.Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР»;

5.Н.В. Нищева «Речевая карта ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет)»;

6.Н.В. Нищева  Комплекты рабочих тетрадей для старшей логопедической группы;

7.Н.В.Нищева Конспекты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки»;

8.Комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка»;

9.Н.В. Нищева Пособие «Будем говорить правильно»;

10. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи», М: Издательство «Гном и Д», 2001;

11. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», М. 1998.

12. Смирнова Л.И. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика Синтез», 2006 –80с.

13. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова (Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6лет). Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: 2001.

14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в средней группе для детей с общим недоразвитием речи.

15. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 96с.

16. Смирнов Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 72с.

17. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 80с.

18. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1997. – 112с., 33л. ил.: ил.

19. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1998. – 32с.

20. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи / Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС , 1998. – 32с. + Вкладка.

Перечень документации учителя-логопеда

  • Папка «Нормативно-правовое и организационное обеспечение учителя-логопеда» (нормативно-правовые документы в соответствии с должностью, организационные – должностная инструкция, инструкция по охране труда, инструкция по безопасности жизнедеятельности воспитанников, циклограмма деятельности, график работы, расписание образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми);
  • Годовой (перспективный)  план работы на 2017-2018 учебный год;
  • Индивидуальные речевые карты;
  • Индивидуальные программы логопедической работы;
  • Календарно-тематическое планирование;
  • План индивидуальной логопедической работы;
  • Тетрадь по взаимодействию с воспитателями;
  • Паспорт логопедического кабинета .

Журналы:

«Журнал обследования»

«Журнал учета движения детей»

«Журнал учета посещаемости детей»

«Журнал учета индивидуальных занятий»

«Консультаций с родителями»

Приложения

    Приложение 1

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ребенка с общим недоразвитием речи

(от 4 до 7 лет)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(Фамилия, имя ребенка)

Анкетные данные

Дата рождения,возраст_________________________________________________________

Откуда поступил______________________________________________________________

Двуязычие в семье_______________________________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Использование жестов (замена речи, дополнение речи)_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование поведения и эмоциональной сферы:

1. Особенности коммуникативной сферы (подчеркнуть) сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет  негативизм

2. Адекватность эмоциональных реакций_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная

стабильность)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

1. Исследование слухового восприятия

Восприятие и воспроизведение ритма:

с 4 лет с 5 лет с 6 лет

_ _ . . _______ _ _ . . _ ______ _ _ . . _ _ ______

_ . . _ _______ _ . . _ _ ______ . . _ _ _ _ ______

. . _ _ _______ _ _ . . . _______ _ . . . _ _ ______

2. Исследование зрительного восприятия

Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам —соответствующие по цвету шарфики):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный)

___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)

4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар,

куб)_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр)____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Ориентировка в пространстве:

4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)_____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Ориентировка в схеме собственного тела:

4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо) ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Складывание картинок из частей:

4 года (2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)_________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный

разрезы)_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы)

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата (подчеркнуть)

Губы (норма, толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

Зубы (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

Прикус (без особенностей, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, пере-крестный);

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмикозная щель);

Мягкое нёбо (норма, отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

Язык (без особенностей, массивный, маленький, короткий, длинный, «географический»

гипертрофия корня языка);

Подъязычная связка (короткая, укороченная, норма, наличие спайки с тканями подъязычной области);

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений - заполняется после проведения тестовых упражнений)

4года_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5лет_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6лет_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Выполнение упражнений:

4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч).

5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места;

потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку).

6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места;

потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы;

подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости.

4 года ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5лет________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6лет_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Кинетическая основа движений:

4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот).

5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой)

6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой).

Манипуляции с предметами:

4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую)_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки)

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата)

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность

выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок - заполняется после проведения тестовых упражнений)

4 года_______________________________________________________________________

5 лет________________________________________________________________________

6 лет________________________________________________________________________

Выполнение упражнений:

4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щеки).

5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос).

6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку).

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений)

Движения нижней челюсти:

4 года (открыть и закрыть рот)________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков;

подвигать нижней челюстью вправо-влево)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Движения губ:

4 года (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой»)________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений)_____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы)_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Движения языка:

4 года (показать широкий язычок - «лопату», показать узкий язычок - «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю - «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом - правого «маятник»)________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (показать широкий язычок - «лопату», показать узкий язычок - «жало», чередовать

выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на

нижнюю - «качели» ; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого «маятник»)___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (показать широкий язычок - «лопату», показать узкий язычок - «жало», чередовать

выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на

нижнюю - «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого -«маятник»; облизать кончиком языка губы по кругу - «вкусное варенье»)___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):

4 года________________________________________________________________________

5 лет_________________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________________

Исследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь

Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):

4 года________________________________________________________________________

5 лет_________________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________________

Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):

4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда)

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт)__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Понимание действий (показать по предложенным картинкам):

4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует)___________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):

4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт)_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом)_____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Понимание различных форм словоизменения

Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по

картинкам):

4 года (дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро-ведра)________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно - окна)______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6 лет (рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши)_______

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

4 года (в, на, у)_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (в, на, у, под, за, по)______________________________________________________

____________________________________________________________________________

6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из под)__________________________________

____________________________________________________________________________

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

4 года (стол — столик, машина — машинка, ведро —ведерочко)_____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно —окошечко)_______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6 лет (нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце)

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):

4 года (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут)

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6 лет (мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят)______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Понимание отдельных предложений и связной речи

Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):

4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.)_______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.)______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Понимание текста:

4 года (сказка «Репка»)________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (сказка «Колобок»)_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (сказка «Теремок»)______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Состояние фонематического восприятия

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

4 года

кот — кит ___________________________________________________________________

дом — дым__________________________________________________________________

уточка — удочка_____________________________________________________________

киска — миска _______________________________________________________________

5 лет

мышка — мишка _____________________________________________________________

почка — бочка _______________________________________________________________

катушка-кадушка_____________________________________________________________

корка — горка________________________________________________________________

6 лет

мышка — мошка _____________________________________________________________

пашня — башня ______________________________________________________________

сова-софа____________________________________________________________________

крот — грот__________________________________________________________________

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

4 года

коса — коза_________________________________________________________________

мишка — миска______________________________________________________________

кочка — кошка______________________________________________________________

малина — Марина ___________________________________________________________

5 лет

речка — редька______________________________________________________________

цвет — свет ________________________________________________________________

челка— щелка_______________________________________________________________

рейка— лейка_______________________________________________________________

6 лет

лук — люк___________________________________________________________________

марка — майка_______________________________________________________________

ель — гель___________________________________________________________________

плач — плащ_________________________________________________________________

Исследование состояния экспрессивной речи

1. Активный словарь

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:

4 года

Игрушки ___________________________________________________________________

Посуда_____________________________________________________________________

Одежда____________________________________________________________________

Обувь______________________________________________________________________

5 лет

Мебель_____________________________________________________________________

Овощи______________________________________________________________________

Фрукты_____________________________________________________________________

Птицы______________________________________________________________________

6 лет

Ягоды______________________________________________________________________

Насекомые__________________________________________________________________

Животные___________________________________________________________________

Транспорт___________________________________________________________________

Назвать части тела и части предметов (по картинкам):

4 года

Ноги_________________________ спинка стула_____________________________

Руки________________________ сиденье стула_____________________________

Голова______________________ ножки стула______________________________

Глаза_______________________ кузов машины_____________________________

Уши________________________ колеса машины____________________________

5 лет

Нос_________________________ рукав ____________________________________

Рот_________________________ воротник__________________________________

Шея________________________ пуговица__________________________________

Живот______________________ кабина машины____________________________

Грудь______________________ руль______________________________________

6 лет

Локоть_____________________ манжета__________________________________

Ладонь_____________________ петля для пуговицы_________________________

Затылок____________________ фары_____________________________________

Висок______________________ мотор_____________________________________

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:

4 года

Мяч, кукла, машинка _________________________________________________________

Рубашка, платье, шорты ______________________________________________________

Тапки, туфли, ботинки ________________________________________________________

5 лет

Стул, стол, шкаф ____________________________________________________________

Огурец, помидор, морковь_____________________________________________________

Яблоко, банан, апельсин _____________________________________________________

Воробей, голубь, сова ________________________________________________________

6 лет

Клубника, смородина, черника_________________________________________________

Муха, комар, бабочка________________________________________________________

Кошка, собака, корова________________________________________________________

Самолет, автобус, машина_____________________________________________________

Подобрать антонимы (слова «наоборот»):

6 лет

Друг ________________________ добро _____________________________________

Горе ________________________ горячий ___________________________________

Легкий ______________________ длинный___________________________________

Давать _______________________ поднимать_________________________________

ГЛАГОЛЫ

4 года (ответить на вопросы по картинкам)

Что делает мальчик? (Ест)_____________________________________________________

Что делает девочка? (Спит) ____________________________________________________

Что делают дети? (Играют) ____________________________________________________

Что делает птица? (Летит) _____________________________________________________

Что делают рыбки? (Плавают)__________________________________________________

Что делают машины? (Едут) ___________________________________________________

5 лет (ответить на вопросы логопеда)

Как передвигаются птицы? (Летают) ____________________________________________

Как передвигаются рыбы? (Плавают)____________________________________________

Как передвигается змея? (Ползает) _____________________________________________

Как передвигается лягушка? (Прыгает)___________________________________________

Как передвигается человек? (Ходит) _____________________________________________

Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)______________________________________

А как подает голос корова? (Мычит) ____________________________________________

А как подает голос петух? (Кукарекает)__________________________________________

6 лет (ответить на вопросы логопеда)

Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)_____________________________

А как подает голос волк? (Воет) ________________________________________________

А как подает голос лошадь? (Ржет) ______________________________________________

А как подает голос овца? (Блеет) ________________________________________________

Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)_________________________________________

А что делает продавец? (Продает) _______________________________________________

А что делает маляр? (Красит) ___________________________________________________

А что делает швея? (Шьет) _____________________________________________________

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Назвать предъявленные цвета:

4 года

Красный ____________________________________________________________________

Синий_______________________________________________________________________

Зеленый_____________________________________________________________________

Желтый_____________________________________________________________________

Белый_______________________________________________________________________

Черный _____________________________________________________________________

5 лет

Красный ____________________________________________________________________

Оранжевый__________________________________________________________________

Желтый_____________________________________________________________________

Зеленый_____________________________________________________________________

Голубой_____________________________________________________________________

Синий_______________________________________________________________________

Белый_______________________________________________________________________

Черный _____________________________________________________________________

6 лет

Красный ____________________________________________________________________

Оранжевый__________________________________________________________________

Желтый _____________________________________________________________________

Зеленый_____________________________________________________________________

Голубой_____________________________________________________________________

Синий_______________________________________________________________________

Фиолетовый__________________________________________________________________

Розовый_____________________________________________________________________

Белый_______________________________________________________________________

Черный______________________________________________________________________

Серый_______________________________________________________________________

Коричневый _________________________________________________________________

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):

4 года

Мяч какой? (Круглый)_________________________________________________________

Платок какой? (Квадратный)___________________________________________________

5 лет

Солнце какое? (Круглое) ______________________________________________________

Печенье какое? (Квадратное)___________________________________________________

Косынка какая? (Треугольная)__________________________________________________

Огурец какой? (Овальный) _____________________________________________________

6 лет

Руль какой? (Круглый) ________________________________________________________

Окно какое? (Квадратное) _____________________________________________________

Флажок какой? (Треугольный)__________________________________________________

Слива какая? (Овальная) ______________________________________________________

Одеяло какое? (Прямоугольное) ________________________________________________

2. Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

4 года

Стол — столы _______________________________________________________________

Кот_________________________________________________________________________

Дом_________________________________________________________________________

Кукла_______________________________________________________________________

Рука________________________________________________________________________

Окно_______________________________________________________________________

5 лет

Рот — рты ___________________________________________________________________

Лев_________________________________________________________________________

Река________________________________________________________________________

Ухо_________________________________________________________________________

Кольцо _____________________________________________________________________

6 лет

Глаз — глаза_________________________________________________________________

Лист________________________________________________________________________

Стул________________________________________________________________________

Дерево______________________________________________________________________

Пень________________________________________________________________________

Воробей ____________________________________________________________________

Употребление имен существительных в косвенных падежах:

4 года

Что есть у мальчика? (Мяч)____________________________________________________

Чего нет у мальчика? (Мяча)____________________________________________________

Кому мальчик дает мяч? (Девочке)______________________________________________

Что ты видишь на картинке? (Машину)___________________________________________

Чем рисует девочка? (Карандашом) _____________________________________________

О ком думает кошка? (О мышке) ________________________________________________

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):

5 лет

Шаров ______________________________________________________________________

Ключей_____________________________________________________________________

Берез________________________________________________________________________

Ложек_______________________________________________________________________

Окон________________________________________________________________________

6 лет

Карандашей _________________________________________________________________

Листьев_____________________________________________________________________

Книг________________________________________________________________________

Вилок_______________________________________________________________________

Ведер_______________________________________________________________________

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):

4 года

Красный мяч_________________________________________________________________

Синяя шапка_________________________________________________________________

Желтое ведро ________________________________________________________________

5 лет

Оранжевый апельсин _________________________________________________________

Голубая бабочка ______________________________________________________________

Белое блюдце________________________________________________________________

6 лет

Фиолетовый колокольчик ______________________________________________________

Серая ворона ________________________________________________________________

Розовое платье_______________________________________________________________

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

4 года

Где стоит ваза? (На столе) _____________________________________________________

Где лежат фрукты? (В корзине) _________________________________________________

У кого мячик? (У мальчика) ____________________________________________________

5 лет

Где сидит снегирь? (На дереве) _________________________________________________

Где стоит машина? (В гараже)__________________________________________________

У кого кукла? (У девочки) _____________________________________________________

Где стоит коза? (За забором) ___________________________________________________

Где едет машина? (По дороге) __________________________________________________

6 лет

Где лежит мяч? (Под столом) ___________________________________________________

Где летает бабочка? (Над цветком) ______________________________________________

Откуда вылетает птичка? (Из клетки)____________________________________________

Откуда прыгает котенок? (С кресла)_____________________________________________

Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

4 года

Два кота_____________________________________________________________________

Пять котов___________________________________________________________________

Две машины_________________________________________________________________

Пять машин__________________________________________________________________

5 лет

Два мяча ____________________________________________________________________

Пять мячей__________________________________________________________________

Две розы____________________________________________________________________

Пять роз_____________________________________________________________________

Два окна ____________________________________________________________________

Пять окон ___________________________________________________________________

6 лет

Два пня _____________________________________________________________________

Пять пней____________________________________________________________________

Два воробья__________________________________________________________________

Пять воробьев _______________________________________________________________

Две шали ____________________________________________________________________

Пять шалей __________________________________________________________________

Два ведра____________________________________________________________________

Пять ведер___________________________________________________________________

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):

4 года

Стол — столик _______________________________________________________________

Чашка — чашечка ____________________________________________________________

Сумка — сумочка ____________________________________________________________

Ведро — ведерочко ___________________________________________________________

5 лет

Забор — заборчик_____________________________________________________________

Носок — носочек _____________________________________________________________

Лента — ленточка ____________________________________________________________

Окно — окошечко____________________________________________________________

6 лет

Палец — пальчик _____________________________________________________________

Изба — избушка _____________________________________________________________

Крыльцо — крылечко_________________________________________________________

Кресло — креслице___________________________________________________________

Образование названий детенышей животных:

4 года

У кошки — котенок ___________________________________________________________

У лисы______________________________________________________________________

У утки ______________________________________________________________________

У слонихи ___________________________________________________________________

5 лет

У зайчихи ___________________________________________________________________

У волчицы __________________________________________________________________

У белки _____________________________________________________________________

У козы ______________________________________________________________________

6 лет

У медведицы ________________________________________________________________

У бобрихи ___________________________________________________________________

У барсучихи _________________________________________________________________

У собаки ____________________________________________________________________

У коровы ____________________________________________________________________

Образование относительных прилагательных:

6 лет

Стол из дерева (какой?) — деревянный __________________________________________

Аквариум из стекла (какой?) ___________________________________________________

Крыша из соломы (какая?) _____________________________________________________

Стена из кирпича (какая?)______________________________________________________

Шапка из меха (какая?)________________________________________________________

Носки из шерсти (какие?) ______________________________________________________

Сапоги из резины (какие?)______________________________________________________

Крепость из снега (какая?) _____________________________________________________

Лопатка из металла (какая?)____________________________________________________

Сок из яблок (какой?) _________________________________________________________

Образование притяжательных прилагательных:

6 лет

Очки бабушки (чьи?) — бабушкины_____________________________________________

Туфли мамы (чьи?)____________________________________________________________

Усы кошки (чьи?)_____________________________________________________________

Хвост лисы (чей?)_____________________________________________________________

Берлога медведя (чья?)_________________________________________________________

Гребень петуха (чей?)_________________________________________________________

3. Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений:

4 года

КОТЕНОК

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет

РЫБАЛКА

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше  вкусную уху.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Составление рассказа по серии картинок:

6 лет

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Исследование фонетической стороны речи

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):

4 года

Кот_________________________________________________________________________

Вода________________________________________________________________________

Стук________________________________________________________________________

Мост________________________________________________________________________

Спина_______________________________________________________________________

Банка_______________________________________________________________________

Фантик______________________________________________________________________

Ступенька___________________________________________________________________

5 лет

Самолет_____________________________________________________________________

Скворец_____________________________________________________________________

Фотограф____________________________________________________________________

Микстура____________________________________________________________________

Мотоциклист ________________________________________________________________

Погремушка _________________________________________________________________

Сестренка развешивает простыни._______________________________________________

В универсаме продают продукты._______________________________________________

Мотоциклист мчится на мотоцикле.______________________________________________

6 лет

Тротуар _____________________________________________________________________

Градусник___________________________________________________________________

Фотоаппарат _________________________________________________________________

Экскаватор___________________________________________________________________

Виолончелист________________________________________________________________

Регулировщик________________________________________________________________

Виолончелист  укладывает инструмент в футляр.__________________________________

____________________________________________________________________________

Регулировщик руководит движением на перекрестке._______________________________

____________________________________________________________________________

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.__________________________________________

____________________________________________________________________________

Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения,

назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):

4 года (изолированно, в словах, в предложениях)

Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'],[м']______________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

[в], [ф], [в'],[ф']_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[д], [т], [н], [д'], [т'],[н']_________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________

____________________________________________________________________________

[й]._________________________________________________________________________

[с], [з], [ц], [с'],[з']_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[ш],[ж]______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

[Ч],[Щ]______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

[л],[л']_______________________________________________________________________

[р],[р']_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (изолированно, в словах, в предложениях)

Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_____________________________________________________

____________________________________________________________________________

Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']______________________________________________

____________________________________________________________________________

[в], [ф], [в'], [ф']_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']________________________________________________________

[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________

[й]__________________________________________________________________________

[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________

[ш],[ж]______________________________________________________________________

[Ч],[Щ]______________________________________________________________________

[л],[л']_______________________________________________________________________

[р],[р']_______________________________________________________________________

6 лет (изолированно, в словах, в предложениях)

Гласные [а], [у], [о], [и],[э]______________________________________________________

Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']______________________________________________

[в], [ф], [в'], [ф']_______________________________________________________________

[д], [т], [н], [д'], [т'],[н']_________________________________________________________

[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________

[й]__________________________________________________________________________

[с], [з], [ц], [с'],[з']_____________________________________________________________

[ш],[ж]______________________________________________________________________

[Ч],[Щ]______________________________________________________________________

[л],[л']_______________________________________________________________________

[р],[р']_______________________________________________________________________

5. Состояние дыхательной и голосовой функций (подчеркнуть)

4 года

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)

5 лет

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)

6 лет

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)

6. Особенности диафрагмальной стороны речи (подчеркнуть)

4 года

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

Ритм (нормальный, дисритмия)

5 лет

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

Ритм (нормальный, дисритмия)

6 лет

Темп(нормальный, ускоренный, замедленный)

Ритм (нормальный, дисритмия)

7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

4 года

ба-па _______________________ па-ба___________________________

га-ка________________________ ка-га___________________________

да-та_________________________ та-да___________________________

ма-ба________________________ ба-ма___________________________

ва-ка________________________ ка-ва___________________________

ня-на________________________ на-ня___________________________

5 лет

ба-па-ба_____________________ па-ба-па________________________

да-та-да______________________ та-да__________________________

га-ка-га______________________ ка-га-ка_________________________

за-са-за______________________ са-за-са_________________________

та-тя-та______________________ тя-та-тя_________________________

6 лет

са-ша-са_____________________ ша-са-ша_________________________

жа-ша-жа____________________ ша-жа-ша_________________________

са-ца-са_____________________ ца-са-ца__________________________

ча-тя-ча_____________________ тя-ча-тя___________________________

ла-ля-ла_____________________ ля-ла-ля___________________________

Выделение начального ударного из слов:

5 лет

Астра ______________________ арка _____________________________

Осень ______________________ озеро ____________________________

Улей ______________________ уши______________________________

Иглы ______________________ искры____________________________

Выделение конечного согласного из слов:

6 лет

Кот _______________________ суп _______________________________

Сом _______________________ лимон _____________________________

Мох________________________ сок________________________________

Выделение начального согласного из слов:

6 лет

Мост ______________________ банка _________________________________

Пол ________________________ тапки ________________________________

Дом ________________________ нос __________________________________

Вода ______________________ фартук ________________________________

Кот _______________________ год _________________ хлеб______________

Определение последовательности звуков в слове:

6 лет

Кот ________________________ вата_______________________________

Дом ________________________ дубы ______________________________

Определение количества звуков в словах:

6 лет

Бык ________________________ вата_______________________________

Дом ________________________ банан _____________________________

Логопедическое заключение

(4 года)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дата ______________ Логопед _____________________________

Логопедическое заключение

(5 лет)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дата ______________ Логопед _____________________________

Логопедическое заключение

(6 лет)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ______________ Логопед _____________________________

Приложение 2

Перспективный план  

образовательной деятельности по коррекции речи

детей 6-7 лет с ОНР,  на 2017-2018 учебный год

(Образовательная область по ФГОС ДОО «Речевое развитие»).

Направления работы

I период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

II период обучения

(декабрь, январь, февраль)

III период обучения

(март, апрель, май)

Развитие общих речевых навыков

1.Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата;

2.Обучение детей короткому и бесшумному (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки);

3.Работа по формированию диафрагмального дыхания;

4.Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

1.Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей;

2.Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

1.Продолжать работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики);

2.Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков;

3.Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа);

2.Автоматизация и дифференциация вызванных звуков.

1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа);

2.Автоматизация и дифференциация  вызванных звуков.

Работа над слоговой структурой

1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост);

2.Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик);

1.Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

1.Закрепление слоговой структуры двухсложных;

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Огород. Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах.», «Сад. Фрукты. Труд взрослых в садах», «Осень. Осенние месяцы», «Лес. Грибы. Ягоды «Насекомые и пауки»,», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Мебель».

Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Посуда», «Транспорт», «Новогодний праздник»,

 «Профессии.», «Труд на селе зимой», «Животные жарких стран», «Комнатные растения», «Животный мир морей и океанов», «23 февраля. Наша армия».

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Весна. Мамин праздник», «Наша Родина-Россия», «Москва-столица России»,  «Город нашей страны- Урай. Я живу в Югре», «Весенние сельскохозяйственные работы», «Космос. Планета Земля», «Правила дорожного движения», «Мы читаем А.С. Пушкина», «9 мая. День Победы», «Поздняя весна», «Школа. Школьные принадлежности», «Лето».

Грамматический строй речи (по лексическим темам периода).

1.Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа;

2.Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число;

3.Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут);

4.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;

5.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои;

6.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

7.Согласование числительных два и пять, десять с существительными.

1.Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе;

2.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;

3.Согласование существительных с числительными;

4.Образование названий детёнышей животных;

5.Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).

6.Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;

7.Уточнение значения  предлогов (в, на, под, над, у, за, из-за, из-под, около, перед, в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами.

1.Образовывать и употреблять существительные в И.П. ед. и мн.ч.

2.Употреблять существительные в косвенных падежах

3.Согласовывать прилагательные с существительными ед.ч.

4.Употреблять предложно-падежные конструкции.

5.Потреблять числительные 2-10 с существительными

6.Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

7.Образовывать названия детенышей животных.

Развитие связной речи

1.Составление простых распространённых предложений;

2.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;

3.Обучение составлению описательных рассказов.

4.Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);

5.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

1.Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы;

2.Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин;

1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта;

2.Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Приложение 3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД   №12»

Годовой план

работы учителя-логопеда

Шабардиной Ю.Н.

на 2017-2018 учебный год

г. Урай, 2017

Цель: своевременное выявление и оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи.

Задачи:

-Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности воспитанников.

-Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной речи у воспитанников, зачисленных в логопедические группы.

-Разработка программы коррекционно-развивающих логопедических занятий по воспитанию правильной речи у детей.

-Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.

-Усиление взаимосвязи логопеда с воспитателями, родителями с целью улучшения  результативности коррекционной работы.

Приоритетные направления деятельности:

  • совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
  • структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне них;
  • систематизация учебно-методического материала.

п/п

Содержание работы

Цель

Категория

Сроки проведения

Контроль

1. Организационное направление

1.

Подготовка кабинета к новому учебному году.

Повышение эффективности коррекционной работы.

логопед

до 01.09.2016г.

кабинет, паспорт кабинета

2.

Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года.

Организация коррекционно-образовательного процесса.

логопед

с 01.09 – 15.09.2017г.

с 15.05 – 31.05.2018г.

документация

3.

Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией.

Организация коррекционно-образовательного процесса.

логопед

с 01 по 15 сентября

графики работы

4.

Оформление логопедического уголка и обновление материала для педагогов и родителей на стендах и уголка логопеда.

Повышение эффективности коррекционной работы.

логопед

ежемесячно

логопедический уголок

5.

Оказание помощи в оформлении логопедических уголков в  группах.

Повышение эффективности коррекционной работы.

логопед

ежемесячно

логопедические уголки

6.

Изготовление наглядности для оформления логопедического кабинета.

Повышение эффективности коррекционной работы.

логопед

в течение года

наглядность

7.

Составление индивидуальных коррекционных планов.

Проведение коррекционной работы с учетом речевого заключения и индивидуальных психофизических особенностей детей.

логопед

до 01.10.2017г.

индивидуальные планы работы

8.

Продолжение работы по накоплению специальных коррекционных материалов для коррекции речи и психических процессов, а также систематизации методического материала в электронном виде.

Повышение эффективности коррекционной работы.

логопед

в течение года

9.

Анализ коррекционной работы

Эффективность коррекционной работы.

логопед

С 15.05 -30.05.2018г.

отчет о проделанной работе

2. Диагностическое направление

1.

Углубленное обследование детей подготовительной  школе логопедической группы

Выявление уровня развития речи детей

дети подготовительной к школе логопедической группы

сентябрь

речевые карты

2.

Сбор медицинских и педагогических сведений о развитии детей

Выявление уровня развития

дети подготовительной к школе логопедической группы

сентябрь

речевые карты

3.

Мониторинг речевого развития

Отслеживание динамики развития речи в процессе коррекции

дети  подготовительной к школе логопедической группы

сентябрь

январь

май

индивидуальное планирование коррекционно-развивающих занятий

4.

Экран звукопроизношения

Отслеживание динамики развития речи в процессе коррекции

Дети и родители группы

сентябрь

декабрь

апрель

5.

Анкетирование

Результативность работы логопеда

родители детей логопедической группы

октябрь

февраль

май

6.

Первичное обследование детей

Ранняя диагностика детей младшего дошкольного возраста

Выявление детей с проблемами в развитии речи.

Выявление детей с проблемами в развитии речи.

дети вторых младших групп

октябрь

апрель

характеристика речевого развития ребенка,

карта экспресс-диагностики.

7.

Обследование детей по запросу воспитателей и родителей

Выявление детей с проблемами в развитии речи.

дети средних, старших и подготовительных групп

в течении года

речевая карта

3. Коррекционно-развивающее направление

1.

Индивидуальные занятия с детьми по коррекции речевых нарушений

Развитие артикуляционного аппарата, исправление недостатков звукопроизношения. Формирование системы родного языка с учетом специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии

дети подготовительной к школе логопедической группы

ежедневно

индивидуальные папки, расписание и план индивидуальных занятий

2.

Подгрупповые занятия

-по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

-по формированию фонетико-фонематической стороны речи;

-по подготовке к обучению грамоте

Совершенствование произносительной системы. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Формирование системы родного языка,  Развитие памяти, внимания.

Развитие мелкой моторики. Формирование лексико-грамматической стороны речи. Развитие связной речи.

Развитие графомоторных навыков.

подготовительная к школе логопедическая группа

сентябрь – май

календарно-тематический план, конспекты подгрупповых

занятий.

4. Профилактическое направление

1.

Обследование детей младшего дошкольного возраста

Предупреждение речевых нарушений.

дети 3-4 лет

по запросу родителей и воспитателей

журнал профилактического осмотра

2.

Оформление «Логопедического уголка»

Профилактика речевых нарушений.

родители массовых групп

ежеквартально

стендовые листы

5. Просветительское направление

1.

Родительское собрание:

 «Мы пойдем в первый класс».

Знакомство с организацией и содержанием коррекционной работы по развитию речи в подготовительной логопедической группе.

родители детей логопедической группы

сентября

Выступление на собрании.

2.

«Динамика речевого продвижения каждого ребенка»

Знакомство с результатами речевого развития

Подведение итогов

родители детей логопедической группы

декабрь

3.

«Итоги коррекционной работы за год»

Коррекционной работы за год

родители детей логопедической группы

май

4.

Открытые логопедические занятия

Показ родителям последовательность и особенность выполнения упражнений с детьми.

Родители детей логопедической группы

октябрь

февраль

апрель

перспективный план работы с родителями, конспекты

5.

Тренинг:

«Игры и упражнения на развитие графомоторных навыков»

Готовим руку к письму

родители детей логопедической группы

ноябрь

перспективное планирование работы с родителями, выступление

6.

Тренинг: «Играем в слова»

Развиваем навыки словообразования

родители детей логопедической группы

январь

перспективное планирование работы с родителями, выступление

7.

Тренинг:  «Как научить детей придумывать рассказы»

Игры для развития мышления, творческий способностей.

родители детей логопедической группы

март

перспективное планирование работы с родителями, выступление

8.

Стенд «Нарушения речи»

Общее недоразвитие речи.

Знакомство родителей с речевыми нарушениями

родители детей логопедической группы

сентябрь

папка-передвижка

9.

Стенд «Звуковой анализ»

Методика работы по звуковому анализу

родители детей логопедической группы

декабрь

папка-передвижка

10.

Стенд  «Совместное чтение»

Знакомство родителей с литературой для детского  чтения

родители детей логопедической группы

апрель

11.

Папка-передвижка 

«Предупреждение нарушений письма»

Игры на развитие фонематического слуха

родители детей логопедической группы

декабрь

папка-передвижка

12.

Папка-передвижка «Правильное речевое дыхание»

Типы дыхания, игры на дыхание

родители детей логопедической группы

март

папка-передвижка

13.

Папка-передвижка 

«Готовимся к школе»

Критерии готовности к школьному обучению

родители детей логопедической группы

май

Папка-передвижка

14.

Оформление логопедического стенда по  лексическим темам

Речевой материал по темам

родители детей логопедической группы

еженедельно

Информационные листы

15.

Родительский университет:

 «Игры на  развитие фонематического  слуха. Речевые  тренинги для взрослых и детей»

Игры  на развитие фонематического слуха.

родители детей логопедической группы

апрель

папка-передвижка

16.

Выступления на педагогических советах:

-Игровые приемы развития мелкой моторики у детей с ОНР;

-Использование логопедического массажа в коррекции дизартрии.

Просвещение воспитателей по вопросам логопедии

воспитатели МБДОУ

в течение года

план работы МБДОУ, выступление, презентация.

17.

Участие в городском  методическом объединении.

Участие

специалисты

в течение года

план работы методического объединения

6. Консультативное направление

1.

Консультации для родителей:

-Обучение грамоте дошколят

-Что нужно знать о прикусе

-Упражнения для язычка

-В гостях у свистящих

-Организуем обучение дома. Эффективные методы и способы организации

-Речь и мышление

Оказание помощи родителям

родители детей логопедической группы

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

перспективное планирование с родителями, выступление

2.

Индивидуальные беседы консультации

Взаимосвязь с родителями в процессе коррекционной работы

родители логопедической группы

по мере необходимости

журнал учета консультаций

3.

Индивидуальные  консультации для воспитателей (по запросу воспитателей по вопросам коррекции).

Повышение эффективности коррекционной работы

воспитатели

по мере необходимости

журнал учета консультаций

7. Диагностическое направление

1.

Вывод  детей логопедической группы

Уровень  речевой готовности

логопед

май

протокол пмпк

2.

Анализ работы

Подведение итогов работы за учебный год

логопед

май

отчет о проделанной работе

8. Повышение уровня квалификации

1.

Изучение новинок методической литературы.

Повышение уровня педагогических знаний

в течение года

тетрадь по самообразованию

2.

Мероприятия по повышению квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, методических объединений, обмен опытом и т. д).

Повышение уровня педагогического мастерства

воспитатели, педагоги, логопеды, специалисты

анализ, отчет

3.

Принимать участие в работе совещаний, семинаров.

Повышение профессионального уровня, обмен опытом работы

по плану

по плану


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...

Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...

Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности....

Рабочая программа учителя- логопеда в средней группе компенсирующей направленности

программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Рабочая программа учителя-логопеда в комбинированной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (6-7 лет)

Рабочая программа учителя-логопедав комбинированной группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (6-7лет) В программу входит: содержание, пояснительная записка, цели и зад...

Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности

Рабочая программа составлена на основе автора Н. В. Нищева "Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающе...