Пальчиковые игры для детей в ДОУ.
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Пальчиковые игры для детей в ДОУ.

НА ПОСТОЙ

Русская игра

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы - папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы.

Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.

Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

Мама: Что дети? Постукивают безымянные

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные

Дети: Папа! Постукивают мизинцы

Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы

Дети: Входите! Постукивают мизинцы

Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения

Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.

Руки вытягиваются вперед.

 

"МАЛАНЬЯ".

У Маланьи, у старушки, (Хлопки в ладоши: то правая, то левая сверху)

Жили в маленькой избушке,[/b] (Сложить руки углом, показывая «избушку»)

Семь сыновей, (Показать семь пальцев)

Все без бровей, (Очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам)

Вот с такими носами, (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом)

Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду)

Они не пили и не ели, (Отрицательное покачивание указательного пальца в одну сторону, затем в другую)

Всё на Маланью глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами).

 

"ЦВЕТКИ".

Наши алые цветки (Ладони соединить лодочкой перед собой – «молитвенная» поза)

Распускают лепестки, (По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединёнными)

Ветерок чуть дышит, (Подуть на руки – «цветки»)

Лепестки колышет. (Подвигать пальцами вперёд-назад)

Наши алые цветки (По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой

Закрывают лепестки, «молитвенная» поза)

Головой качают, (Покачать ладонями вправо-влево)

Тихо засыпают. (Положить голову на сложенные ладони).

 

"ЁЖИК КОЛКИЙ".

Ёжик, ёжик колкий (Пальцы двух рук сплетены в «замок». Движения кистями Покажи иголки. вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются - кисти при этом сложены в «замок»)

Ёжик, ёжик колкий (Движения кистями с выпрямленными пальцами вправо-

Спрячь свои иголки. влево)

Раз, два, три- нет иголок. Посмотри! (Пальцы складываются в «замок»)

 

"ЛЯГУШКИ"

Две весёлые лягушки (Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на колени пальцами вниз)

Ни минуты не сидят. (Резко выпрямляют пальцы – рука как бы подпрыгивает над коленями)

Ловко прыгают подружки. (Кладут кулачки снова на колени)

Только брызги вверх летят. (Затем тут же резко сжимают кулаки и опять кладут их на колени).

 

"СТЕНКА, СТЕНКА".

Стенка, стенка, (Указательными пальчиками по очереди касаются щечек)

Потолок, (лба)

Два окошка, (по очереди пальчиками касаются глаз)

Дверь, (рот)

Звонок: «Дзынь- дзынь!» (нос).

 

"ЧЕРЕПАХА"

Шла купаться черепаха (Одна рука – дорога, вторая, слегка согнутая, - черепаха.

Движение руки «черепахи» по «дороге»)

И кусала всех со страху. (Слегка пощипывать тыльную сторону руки- «дороги»)

«Кусь, кусь, никого я не боюсь» (грозит указательным пальчиком).

 

"ПОВСТРЕЧАЛИСЬ"

На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Гав-гав!»,

Два жеребёнка: «Иго-го!»,

Два тигрёнка: «Р-Р-Р!»,

Два быка: «Му-у!».

Смотри, какие рога!

 

«ДОМ»

В чаще леса дом стоит (Говорят загадочным, устрашающим голосом. Складывают ладони «домиком»)

На дверях замок висит, (Смыкают ладони в «замок»)

За дверями стол стоит, (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки)

Вокруг дома частокол (Руки перед собой, пальца растопыривают)

«Тук – тук – тук – дверь открой!» (Стучат поочерёдно кулачком по ладоням)

«Заходите, я не злой!» (Говорят добрым, приветливым голосом. Руки в стороны, ладони вверх).

 

«ПРОГУЛКА».

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети на пальцах поочерёдно показывают нужное количество пальцев)

Мы во двор пошли гулять, (Средний и указательные пальчики «идут» по ножкам)

Бабу снежную лепили, (Ладошками «лепят снежные комочки»)

Птичек крошками кормили, (Пальчики трутся о пальчики, круговые движения руками)

С горки мы потом катались, (Указательный и средний пальчики одной руки сложены вместе, движения скользящие по развёрнутой ладошке. Сначала по одной ладошке, затем по другой)

А еще в снегу валялись (Ладошки поворачивают то тыльной стороной вверх, то ладошками)

Все в снегу домой пришли («Стряхивают» снег с ладошек)

Съели суп и спать легли (Движение «ложкой» ко рту, ладошки вместе и под голову).

 

«ЗАЙКА».

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети хлопают ладошками по коленям)

Вышел зайчик погулять (Указательный и средний пальчики на двух руках идут по коленям)

Вдруг охотник выбегает (Руки согнуты в локтях, движения бегущего человека)

Прямо в зайчика стреляет (Изобразить «пистолет» и стрелять в воздух)

Пиф-паф. «Оё-ёй!». Умирает зайчик мой! (Руками взяться за голову, качать головой)

Привезли его домой, (Укачивающие движения руками, сложенными вместе, согнув в локтях)

Оказался он живой! (Указательный и средние пальчики «прыгают» по коленям).

 

 

 

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ».

Сидит белка на тележке. (Ритмичное сгибание и разгибание пальцев обеих рук.

Продаёт она орешки: Руки поочерёдно выбрасывать вперёд)

(Показывают,

Лисичке – сестричке, Большой пальчик на двух руках

Воробью, Указательный пальчик на двух руках

Синичке, Средний пальчик на двух руках

Мишке косолапому, Безымянный пальчик на двух руках

Заиньке усатому Мизинчик пальчик на двух руках)

 

«КТО ПРИЕХАЛ?».

Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук)

Мы, мы, мы! (3 раза хлопаем в ладоши)

Мама, мама, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (Хлопают кончиками указательных пальцев)

Папа, папа, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (Хлопают кончиками средних пальцев)

Братец, братец, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (Хлопают кончиками безымянных пальцев)

Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (Хлопают кончиками мизинцев)

 

«КАПУСТА».

Что за скрип? (Сгибают и разгибают пальцы на двух руках)

Что за хруст? (Руки сложены в «замок», сгибание и разгибание пальцев)

Это что еще за куст? (Ладошки вверх, руки разводят)

Как же быть без хруста (Руки сложены в «замок», сгибание и разгибание пальцев)

Если я капуста! (Округляем ладошки)

Мы капусту рубим, рубим, (Одна ладошка прямая, другая стучит по ней ребром)

Мы морковку трём, трём, (Кулачки трут друг о друга)

Мы капусту солим, солим, (Пальчики трутся друг о друга)

Мы капусту жмём, жмём. (Сгибают и разгибают пальцы на двух руках)

Помешали: «Приятного аппетита!» (Помешивают рукой, разводят руками)

 

 

«ЖИЛИ - БЫЛИ ЗАЙЧИКИ».

Жили – были зайчики (Показывают руками заячьи ушки)

На лесной опушке, (Разводят руками)

Жили – были зайчики (Показывают руками заячьи ушки)

В маленькой избушке, (Показывают руками над головой крышу дома)

Мыли свои ушки, (Трут ушки)

Мыли свои лапочки, (Поглаживающие движения рук)

Наряжались зайчики, (Повороты туловища вправо – влево)

Надевали тапочки. (Поочерёдно выставляют ноги на пяточки)

 

«ПАУЧОК».

На изогнутый сучок

Сломанный, осенний (Одна рука вытянута и согнута слегка в локте)

Опустился паучок (Сверху на «сучок» опускаем ладошку, перебирая пальцами)

С крестиком на спинке. (Скрещиваем указательные пальцы)

Свил уютный гамачок, (Левая ладонь округлена. Пальцы правоуй руки собраны в щепоть и опущены в «гамачок»)

Сам в сторонку – (Перебирая пальцами, уйти от «гамака» под руку)

и молчок. (Указательный палец поднести к губам).

 

«КАК ЖИВЁШЬ?».

-Как живёшь? (Спрашивает воспитатель)

- Вот так! (Отвечают дети. Показывают большие пальцы обеих рук, направленные вверх)

- Как идёшь? (Спрашивает воспитатель)

- Вот так! (Отвечают дети. Маршируют стоя на месте)

- Как бежишь? (Спрашивает воспитатель)

- Вот так! (Отвечают дети. Бегут на месте)

- Ночью спишь? (Спрашивает воспитатель)

- Вот так! (Отвечают дети. Ладони соединить и положить на них голову)

- Как шалишь? (Спрашивает воспитатель)

- Вот так! (Отвечают дети. Надувают щечки и пальчиками ударяют по ним)

- Как грозишь? (Спрашивает воспитатель)

- Вот так! (Отвечают дети. Сдвигают и грозят пальчиком).

 

«УТОЧКИ».

Идут утки по дорожке: (Поднять согнутые в локтях руки и двигать их вверх-вниз. Прямые пальцы собраны в щёпоть)

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (Открываем и закрываем «клювик»- раздвигаем и сдвигаем пальцы. При этом большой палец противопоставлен остальным)

На них красные сапожки: (Двигаем из стороны в сторону локоточками. Прямые пальцы собраны в щёпоть)

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (Открываем и закрываем «клювик»)

Утки по воде плывут,

Плавно лапками гребут! (поочерёдные взмахи прямыми кистями рук вперёд-назад)

 

«ДВА КОЗЛИКА».

Как –то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик (Сделать «рожки» левой рукой, двигать, мотая перед собой)

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой. (Сделать «рожки» правой рукой, двигать, мотая перед собой)

Два рогатых глупых братца (Показать руками козлят - «рожки»)

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить. (Соединять «рожки» с размаха – «козлики бодаются»)

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами – бух! (На слово «бух» - хлопаем в ладоши)

И с моста в водичку – плюх! («Моталочка» руками перед собой. Шлепок руками по коленям. И затем поза «удивления» глядя вниз, как в речку).

 

"ГУСЕНИЦА".

Маленькая гусеница по листу ползёт, (Указательный палец правой руки – "гусеница ползёт по листочку"- ладони левой руки)

Листик, как конфеточку, целый день грызёт. («Скребём» пальцем правой руки "гусеница" по ладони левой руки)

Наконец, накушалась, кокон вдруг свила. (Болльшими пальчиками – «моталочка» перед собой)

В коконе, как в домике, зиму проспала. (Прячем указательный палец правой руки в кулаке левой руки)

А весной той куколке надоело спать.

Превратилась в бабочку, чтоб везде летать. (Ладони раскрываем, скрещиваем руки в области кистей (бабочка, «машем крылышками»)

 

«ПЕРЧАТКА».

Весёлая мышка перчатку нашла, (Ладони раскрыты, пальцы растопырены. Поворачивают руки «перчатку» то ладонью, то тыльной стороной вперёд)

Гнездо в ней устроив, (Ладони смыкаются «ковшом»)

Мышат позвала. (Сгибаем-разгибаем пальцы –«зовущий» жест)

Им корочку хлеба дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучат по кончикам остальных пальчиков)

Погладила всех (Большой палец гладит остальные – скользящим движением от мизинца к указательному)

И отправила спать. (Ладони прижаты друг к другу, кладутся под щёку).

 

«ДВЕ СОРОКОНОЖКИ».

Две сороконожки бежали по дорожке, (Ладони повёрнуты друг к другу и беспорядочное, энергичное движение пальцами)

Друг друга повстречали, (Движение пальцами остановлены)

Друг друга обнимали. (Сцепляем пальцы рук)

Друг друга целовали. (Пальцы касаются друг друга подушечками).

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры для детей. Дидактические игры.

Пальчиковые игры  можно организовывать и родителям особенно для тех детей, которые  не посещающих детский сад.Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игр...

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры для детей.

Пальчиковая гимнастика и игры развивают ловкость пальцев, их подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение и поднять настроение....

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».

План-конспект  по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....

Пальчиковые игры для детей ясельного возраста, применяемые в играх с тестом.

Пальчиковые игры  сопровождаются стихотворными текстами....

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Пальчиковые игры для детей играя, развиваемся

Какой родитель хочет, чтобы его кроха правильно развивался, вовремя начинал говорить, быстро мыслить. Особенно это проблема становится актуальной, когда ребенок отстает — не начинает говорить, и...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры для детей ясельной группы детского сада.Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Пальчиковые игры — это упражнения для пальцев и кистей рук, а также массажные движения, которые часто сопровождаются рифмованными стишками-потешками.Они выполняют следующие функции:Благотво...