"Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, грамматически правильно, образно. Основой для составления описательного орассказа может стать предмет, сюжетная картинка, произведение великого художника. Я предлагаю вариант обучения составлению описательного рассказа по картине И.И.Левитана "Золотая осень". Кроме непосредственной задачи по развитию речи, формируем способность детей воспринимать настроение художника и красоту окружающей природы , что неизбежно отражается на эмоциональности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_osen.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение комбинированного вида детский сад № 96 Красногвардейского района
г. Санкт-Петербург
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
« Золотая осень»
Воспитатель: Ступнева Наталья Николаевна
Используемые технологии:
*Технология проэктирования
*Здоровьесберегающая технология
*Технология музыкального воздействия
*ТРИЗ-технология
2017 г.
Подготовка к составлению описательного рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Цель: Формировать у детей умение составлять описательный рассказ по пейзажной картине.
Задачи
Образовательные: Формировать способность детей воспринимать настроение художника, передавать его в собственном повествовании.
Развивающие: Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, эмоциональную отзывчивость от соприкосновения с произведением великого художника.
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к окружающей природе, умение видеть красоту, желание беречь и охранять ее.
Использование современных образовательных технологий.
- Здоровьесберегающая технология: физкультминутка «Лес шумит» (с элементами дыхательной гимнастики)
- Технология музыкального воздействия: направлена на повышение эмоциональной восприимчивости
- ТРИЗ – технология: игра «Вхождение в картину»
- Технология проэктирования
Оборудование
Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», магнитофон, музыкальный диск В.Свиридова «Грустная песенка», набор листьев разного цвета, наборы для изобразительной деятельности и дополнительные детали для творчества.
Предварительная деятельность.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе с приходом осени, беседы о различных жанрах живописи, использование дидактических игр «Волшебные листья», « Мастерская художника» (рисование методом коллаж). Чтение художественной литературы : Н.Григорьева «Лес осенью» , А Пушкин «Осень», И.Бунин « Лес точно терем расписной…».
Содержание непрерывной образовательной деятельности.
Организационная часть.
В.- Ребята, послушайте стихотворение Н Яковлевой «Осенний гардероб»
Есть гардероб осенний у природы:
Накидкой серой принакрылись воды,
Кусты береты рыжие надели –
За пару дней сентябрьских поредели.
Пятнистый плащ накинул Дуб могучий,
Высокой шляпой задевая тучи, А Клен осенний как-то утром ясным
Надел себе ажурный шарфик красный.
Березки в танце медленном застыли,
Оделись в сарафаны золотые!
Осинка изящная с талией узкой
Красуется в яркой оранжевой блузке.
Укутались Травы коричневым пледом,
Прозрачной вуалью завесилось Небо,
И Ивы, над рекою выгнув спинки,
Принарядились в желтые косынки.
В. – Какие красивые слова использует автор, описывая великолепие осенней природы. Какие образы вы увидели, прослушав эти стихи? Какие краски создают осеннее настроение? (ответы детей)
Основная часть.
Воспитатель приглашает детей к репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».
В.- Ребята, обратите внимание на картину, ее написал Исаак Ильич Левитан. Он жил в большой семье, в 13 лет поступил в училище, где стал учиться рисовать и вырос в великого художника. Его картина «Золотая осень» известна во всем мире. А сегодня она в гостях у вас. Посмотрите, слева мы видим березовую рощу, а правее речку. Кажется, что ее густая , синяя вода медленно- медленно движется . Прямо перед нами расстилается земля, покрытая побуревшей осенней травой. Небо не синее, но ясное и спокойное. Глаза не могут оторваться от березок: багряно-золотых, как всегда белоствольных и тонких. Так и хочется войти в эту березовую рощу , пройтись по шуршащей листве, загляну4ть в речку и о чем-то помечтать…Все тихо и очень спокойно.
В. – Ребята, что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник? Почему картина называется «Золотая осень». Какие краски использовал И.И.Левитан, чтобы показать «золото» осени? Что может случиться с пейзажем через две недели, месяц? (ответы детей, рассуждения, предположения)
Дыхательная гимнастика.
Дети изображают прогулку по лесу, собирают листья. Вдруг налетел ветерок, дети делают вдох (через нос), и на выдохе произносят звук-У-.
Повторить несколько раз, меняя интонацию , силу звука.
Листья шуршат. На выдохе произнести звук –Ш-.
Чтобы не заблудиться в лесу нужно громко произнести «АУ».
Игра «Вхождение в картину»
В. – Ребята, никто не заблудился в осеннем лесу? Послушайте, как здесь тихо. Что можно услышать в лесу, закройте глаза и представьте… Звучит произведение В.Свиридова «Грустная песенка».
Ответы детей: птичьи голоса, шаги, шуршание листьев, стрекот кузнечиков, белка шуршит ветками, топот ежика, стук дятла и т.д.
В.- Ребята, откройте глаза. Постарайтесь почувствовать легкий ветерок, который колышет ветки деревьев, запах увядающей травы и грибов. Давайте представим, что находится за этим лесом? Может быть там кто-то живет? Посмотрите внимательно, кто-то прячется за елью.
Может быть вы захотите поделиться с нами тем, что увидели или представили?
Дети рассказывают, делятся фантазиями, предположениями. Воспитатель контролирует грамматический строй речи , умение использовать в рассказе имен прилагательных. Дети стараются не перебивать друг друга и слушают рассказы до конца (4-5 вариантов). Остальным детям предоставляется возможность составить рассказ в другое время.
Заключительная часть.
Дидактическая игра »Мастерская художника»
Воспитатель предлагает детям превратиться в художников и попытаться создать пейзаж, используя материалы для изо-творчества. Дети рисуют, делают коллаж на тему «Золотая осень», распределяются в команды по интересам. В процессе творчества обсуждают , совещаются, делятся впечатлениями, советуются, договариваются.
В.- Ребята, какие замечательные работы вы создали, они украсят наш музей. А сейчас давайте вспомним имя художника, написавшего картину, которую мы рассматривали. В каком жанре написана картина? Как она называется? Что больше всего понравилось вам в этом произведении?
Ответы детей на вопросы воспитателя. Вопросы детей на интересующую их тему. Произвольная беседа.
Использованная литература
- Программа »От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.»Мозайка-синтез»2014 г.
- ФГОС дошкольного образования
- «Развитие речи в детском саду» В.В.Гербова, ОZON 2017 г.
- «Знакомство с пейзажной живописью» Курочкина Н.А. СПб, 2000
- «Использование технологии ТРИЗ в детском саду» Глазкова Н.Н.2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"
Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......
Сценарий осеннего досуга "Золотая осень"
Сценарий разработан для младших дошкольников...
Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"
Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе с описанием игровых ситуаций....
Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада
Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:· Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...
"Золотая осень, ёжик золотой"
Аппликация из пластилина и осенних листьев. Выполнила Лукина Ульяна, 6 лет...
"Золотая осень, я тоже золотой"
Представление пятилетнего ребенка на конкурсе "Золотая осень, я тоже золотой"...
Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию
Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....