Дидактический синквейн.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Дидактический синквейн как один из методов инновационных технологий в развитии речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 440.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 138
Дидактический синквейн
как один из методов
инновационных
технологий в работе
по развитию речи дошкольников
Выполнила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Сивцева Е.В.
МОСКВА 2017 г.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников.
Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода обучения.
В старшем дошкольном возрасте можно использовать такой современный интересный метод для активизации познавательной деятельности и развития речи, как синквейн.
Синквейн — французское слово, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Эта пятистрочная нерифмованная стихотворная форма возникла в США в начале XX века под влиянием японской поэзии, а в России стала использоваться с 1997 года в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.
Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями образовательной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребенка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
В процессе индивидуальной работы с синквейном дошкольники, с одной стороны, производят отбор информации, с другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. В этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.
Правила составления синквейна:
1 строчка – одно ключевое слово, обычно существительное, определяющее содержание - (название предмета, произведение, имя героя и т.д.).
2 строчка - два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами или предлогами.
3строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычное существительное.
Например:
1.Бабочка.
2.Яркая, красивая.
3.Порхает, летает, опыляет.
4. Я наслаждаюсь ее красотой.
5. Насекомое.
Или так:
- Рыбка
- Золотая, волшебная
- Слушает, выполняет, наказывает
- Хочет отблагодарить доброго старика
- Справедливость
Очень нравится детям рассказывать о прошедших выходных, своем настроении, новой покупке:
1.Поездка.
2. Веселая, дальняя.
3.Ездили, веселились, гуляли.
4.Купили мне маленького щенка.
5.Радость.
Когда синквейн составлен, его можно использовать как план повествования, уточняя и дополняя деталями. Кроме этого, можно предложить детям сделать самостоятельные зарисовки по методу синквейна и использовать их во время рассказа или пересказа текста. Это весело, интересно и результативно.
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты.
Это:
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну
(с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- Коррекция и совершенствование готового синквейна;
- Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Синквейн можно использовать на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно, в виде соревнований, викторин, командных игр. Дети, умеющие печатать, могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных сочинений. Можно дать творческое задание на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, как показала практика, такие задания с удовольствием выполняются в кругу семьи.
Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на пирамидку или елочку. Части речи можно выделять разным цветом, или придумать разные фигурки:
1. Предмет (тема) – одно слово-существительное.
2.Два прилагательных по теме.
3.Три глагола по теме. 4.Предложение по теме
5.Ассоциация по теме: (одно слово)
В чем же эффективность и значимость синквейна?
- Его простота. Синквейн могут составлять все.
- В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержание.
- Составление синквейнов учит кратко, но точно выражать свои мысли.
- способствует расширению и актуализации словарного запаса.
- Этот метод, требует меньших временных затрат.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Выдающийся советский лингвист А. Н. Гвоздев писал: «Построение грамматически оформленных предложений – кульминационный процесс формирования речи у детей». Данное высказывание позволяет подчеркнуть важность и необходимость работы с детьми по методу синквейна.
Список литературы
- Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
- Баннов А. Учимся думать вместе: Мат-лы для тренинга учителей. М., 2007.
- Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.
- Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005.
- Загнеев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс-Дельта». Спб. 2003.
- Загнеев, И.О., Заир-Бек С.И., И.В. Муштавинская : Учим детей мыслить критически. – Спб: Издательство «Альянс-Дельта», 2003.
- СПО: журнал: Российская академия образования, 2013, №7.
Электронные ресурсы:
- Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок».
- Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных
технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Дидактический синквейн
Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...

Дидактический синквейн
Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...
Методические рекомендации Использование технологии дидактического синквейна, в обучении детей рассказыванию
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности...

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
В статье описываетя опыт применения инновационного метода развития речи ребенка – дидактический синквейн. ...

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР
Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.
Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связан...