Учимся пересказывать
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Учим пересказ» подготовительной к школе группы
Выполнила воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Тополек» с.Чапаево»
Бунякова А.И.
Цель:
- Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.
- Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов.
- Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.
- Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название (это пословица).
Оборудование: клубочек, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
(дети заходят по сказочную музыку в группу)
- Поздоровайтесь с гостями ребята.
- Давайте, ребята встанем в круг. Посмотрите, что это? (клубочек)
- Как вы думаете, какой он? (волшебный)
- Да ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово, а теперь я передаю клубочек Кате и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово. Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете. Ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку (надеть волшебные башмачки).
- А еще как можно? (перечисляют, имитируют надевание).
- Ребята! Постучим каблучками и скажем дружно: «В сказку всем попасть нам нужно» (под музыку).
- Руки расставьте в стороны как птицы. Летим… теплый ветер нас обдувает, смотрим на землю с высоты (рука над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте немного на них покачаемся (пружинка). Облака как ватные, нам приятно, легко (перемещение по группе). Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки.
- И вот мы с вами в гостях у сказки.
- Как обычно начинается сказка? С каких слов? (жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве… и т.д.)
- А какими словами заканчивается сказка? (стали они жить-поживать, вот и сказке конец, а кто слушал молодец… т.д.)
- Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (о приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях).
- Ребята, есть пословица: «У страха глаза велики»
- Как вы понимаете эту пословицу?
- В каких случаях ее говорят (когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле).
- Давайте еще раз повторим пословицу. Сказка, которою вы сейчас услышите называется так же, как и пословица: «У страха глаза велики».
- А теперь сказку слушайте (чтение сказки).
- Ребята понравилась вам сказка?
- Кто же главный герой в сказке?
- Как их зовут – называют?
- С какими ведрами они ходили за водой?
- Как они воду носили домой?
- Что случилось однажды?
- Кто же на самом деле испугал водоносов?
- Кому, что померещилось? А теперь послушайте внимательно сказку еще раз, постарайтесь запомнить ее и пересказать (чтение сказки второй раз).
Пересказ.
- Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему?
Физминутка.
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь
Походим мягко как лисята
И как мишка-косолапый
И как заинька-трусишка
И как серый волк-волчишко
Вот свернулся еж в клубочек
Потому что он продрог
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся.
- В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно о них сказать? Какие они? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые)
- Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрае).
- Бабушка подумала, что за ней гонится медведище. Почему сказано не медведь, а медведище?
- А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его назовем? (медвежонок, мишенька, медведюшко).
- Как мы называем большого сильного волка? (волчище).
- А не очень большого, но сильного? (волчишко).
- Как назвать лису ласково? (лисонька, лисичка).
- В сказке мышка сказала «котище – то какой усатый»
- А как ласково сказать про кота? Отметим, что в сказке говорится о том, чего в жизни не бывает. А сейчас послушайте стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?»
(дать установку: запомните что правда, а что нет в этом стихотворении)
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь,
Любит в речке посидеть.
И зимой среди ветвей,
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?
(дети говорят, какие несуразицы, нелепицы они заметили)
- Молодцы, ребята! А теперь подойдите все ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Надевайте свои башмачки. Потопали каблучками, закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».
- Ребята, где мы с вами побывали?
- Чем занимались?
- Что больше всего понравилось?
- Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие. Пусть ваши дружные пальчики возьмут карандаши и закрасят прямоугольник цветом, которым вы раскрасите свое настроение после сегодняшнего занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учусь пересказывать"
часть 2...
"Учусь пересказывать"
часть 1...
Учимся пересказывать тексты
Данный материал поможет Вашему ребенку научиться пересказывать тексты....
УЧИМ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ. МАЛЕНЬКИЕ ТЕКСТЫ НА ТЕМУ "ЗИМА"
Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов н...
Мини-проект. Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка»
Мини-проект. Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка»...
Годовой план по развитию речи В.В. Гербова "Читаем, учим, пересказываем"
Разработка по месяцам...
консультация для родителей "Учимся пересказывать"
Консультация разработана для родителей...