НОД по разделу "Развитие речи" «Cочиняем сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель: уточнить и обогатить представление детей об авторских и русских народных сказках, закреплять умение грамотно сочинять сказку и оформлять свои ответы, развивать интерес и любовь к книге.
Игровые задания помогают детям :
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Придумывать сказку и рассказывать ее последовательно и логично
- Закреплять навыки использования в речи глаголов, прилагательных, использовать распространенные предложения.
- Обогащать и активизировать в речи образные слова и выражения.
- Развивать воображение, мышление через решение несложных проблем; тонкую моторику пальцев.
- Воспитывать умение коллективной работы, любовь и доброту - не проходить мимо чужой беды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinyaem_skazki.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребенка Тацинский детский сад «Колокольчик»
НОД по разделу "Развитие речи"
«Cочиняем сказки»
/Подготовительная группа/
Воспитатель
1-й квалификационной
категории
Морозова В.Г.
Станица Тацинская
Автор:
Цель: уточнить и обогатить представление детей об авторских и русских народных сказках, закреплять умение грамотно сочинять сказку и оформлять свои ответы, развивать интерес и любовь к книге.
Задачи:
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Придумывать сказку и рассказывать ее последовательно и логично
- Закреплять навыки использования в речи глаголов, прилагательных, использовать распространенные предложения.
- Обогащать и активизировать в речи образные слова и выражения.
- Развивать воображение, мышление через решение несложных проблем; тонкую моторику пальцев.
- Воспитывать умение коллективной работы, любовь и доброту - не проходить мимо чужой беды.
Оборудование: «Волшебный куб», «таблица измени слово», схемы сказок, иллюстрации сказок, коробка « Салат из сказок».
Клубок ниток, предметные картинки (медведь, лиса, волк, петух, ёж); шапки (прокурора, адвоката).
Предварительная работа:
1. Чтение сказок: русских народных и авторских (Пушкина, Чуковского, Б.Гримм, Ш.Перро, Г.Х.Андерсен).
2. Слушание и просмотр мультфильмов по сказкам .
3. Беседа по прочитанным сказкам.
4.Дидактические игры: «Волшебный куб», «Узнай героя», «Салат из сказок».
5. Игры-драматизации по русским народным сказкам.
7. Составление сказок по предложенной пространственно-временной модели.
8. Придумывание различных вариантов по знакомому сюжету сказок: « Красная Шапочка», « Курочка Ряба», « Волк и семеро козлят».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в группу, свободно встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся по неведомым дорожкам в удивительный мир. А куда – секрет (вывешивается задание)
-Тема нашего путешествия зашифрована здесь. Выполнив цепочку переставлений, вы сумеете угадать, куда мы направимся. (Дети самостоятельно пытаются прочитать, затем ребёнок у доски выполняется задание).
Воспитатель: Да, мы с вами отправляемся в волшебную страну сказок.
А вы любите сказки? Чем они вам нравятся?
(Ответы детей)
Обобщение воспитателя: действительно, они все разные, в них происходят удивительные события и превращения.
Сказки стародавние
Грустные, забавные,
Добрые, серьёзные,
Лунные и звёздные.
Мы любим их слушать
Любим их читать
С ними можно даже
Просто поиграть!
Вокруг себя повернись, быстро в сказке очутись
И сейчас я предлагаю поиграть с нашим сказочным кубом
Игра «Волшебный куб»
Ребёнок 3 раза бросает куб. После каждого раза воспитатель задаёт какой-либо вопрос. (Дети садятся за стол).
Вопросы к детям (на выбор)
- Как называется эта сказка? Назовите главных героев сказки?
- Как описывается в сказке герой (черты характера)?
- Вспомните, какие волшебные предметы помогали сказочному герою творить чудеса?
- Какие ещё волшебные предметы из других сказок вы можете назвать?
- Попробуйте отгадать, о каких сказочных предметах мои загадки.
• Хочешь превратиться в тень
И растаять в дымке?
Сдвинь тихонько набекрень
Шапку - ….(невидимку)
• Стоит только пожелать
Бублик, булку, хлеб, баранку –
Станет тут же угощать
Скатерть - …(самобранка)
• Это чудо-сапоги
Сунь в них ноги и беги –
Вмиг обгонишь вездеходы
Ты в сапожках -….( скороходах)
• Садись поудобней, и скоро
Помчимся, как ветер, вперёд
Хоть нет ни руля, ни мотора
Взлетит наш ковёр-…(самолёт)
(Ответы детей)
Воспитатель: Кто заметил, сколько раз бросили куб? (ответы детей)
Я не случайно обратила внимание на это число. Практически ни одна сказка не обходится без этой чудесной цифры. Вспомните, где вы встречались с ней в сказке? (ответы детей)
Обобщение воспитателя: да, мы постоянно встречаемся с этим сказочным числом в сказках. Оно делает её более интересной и таинственной.
Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком.
Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.
Девушка - … красна девица
Парень -…добрый молодец
Красивая -…ни в сказке сказать, ни пером описать
Губы -…уста сахарные
Глаза -…очи ясные
Печаль -…голову повесил, закручинился, пригорюнился
Идти далеко -… за тридевять земель, за тридевять морей.
Игра «Найди свой домик»
(На столах разложены перевёрнутые книги с иллюстрациями к сказкам. На стенах в разных местах развешаны указанные схемы. Под музыку дети бегают по залу, при остановке музыки берут любую картинку и определив, из какой она сказки, встают под нужной схемой). Играют 3 раза.
Утром нам почтальон прислал в группу загадочные объявления. Ваша задача отгадать автора.
«Прошу до весны меня не будить»; (Медведь)
«Вас будит по утрам у бабушке в деревне»; (Петух)
«Хитренькая, рыженькая, люблю лакомиться»; (Лиса)
«Злой, голодный всю зиму по полям рыщет». (Волк)
Игра: «Кто лишний»
Воспитатель: Кто из животных лишний? Почему?
Чем опасна дружба петуха с дикими животными?
Игра: «Волшебный клубочек»
Воспитатель: Чтобы дикие животные не съели петуха, расскажем им о нём, наматывая ниточку на пальчик и говорим: «Какой он?»
(Золотой, масляный, сахарный, яркий, крикливый, весёлый, шустрый, быстрый, озорной, шёлкова бородушка, масляная бородушка, ранний и т. д. )
« Сочиняем сказку»
Воспитатель: Пока мы хвалили петушка, на улице налетел сильный ураган и принёс к нам в гости великана, чтобы ему не было скучно у нас в гостях, мы придумаем свою сказку. Но сначала: – Чем отличается сказка от рассказа?
- Из каких частей состоит сказка?
Придумывание сказки. (2-3 ребёнка).
В некотором царстве, в некотором государстве, жил – был Петушок.
Он очень любил гулять на лугу, потому что там росла очень сочная, зелёная травка. Как – то раз, гуляя, налетел сильный ураган, и понёс Петушка над долами, над лесами и принёс его в царствие Великана. Где всё было огромным – преогромным, как сам Великан. Очень сильно испугался Петушок Великана и заплакал. А Великан пожалел его и говорит: «Не плачь Петушок, я тебя унесу к тебе домой». Великан сдержал своё слово и за считанные минуты перенёс Петушка домой. С тех пор стали дружить между собой Петушок и Великан. Вот и сказки конец, кто слушал, тот молодец!
Воспитатель: Назовите основную мысль сказки, чему нас учит сказка?
Вывод: нужно быть добрыми, отзывчивыми, не бросать друзей в беде.
Физминутка:
Мы можем весело шагать,
По тропе волшебной.
На двух ногах,
И на одной скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам кругом,
С друзьями побежать бегом,
И отдохнуть потом.
Создание проблемной ситуации.
Великану очень понравились, наши сказки и ему очень захотелось, узнать ваше мнение:
«Хорошо или плохо быть великаном, потому что многие над ним насмехаются и называют «Дылдой».
Предлагаю на некоторое время превратиться в адвокатов и прокуроров, (надеваем шапочки).
Прокуроры будут выносить обвинения (почему великаном быть плохо?), адвокаты – защищать (почему великаном быть хорошо?)
Сказанная точка зрения, ответы, должны аргументируется вами.
Адвокаты (защитники): - «Великаном быть хорошо, потому что:
(Человек, который больше всех ростом, может быстро помочь всем, кто попал в беду;
Потрогать облака;
Он может увидеть всё то, что не может увидеть нормальный человек;
Может попасть очень быстро туда, куда захочет;
Например, если великан увидел падающий самолёт, он может удержать его падение;
Если на девятом этаже случился пожар, он может очень быстро спасти людей и вытащить их из огня).
Прокуроры (обвинители): «Великаном быть плохо, потому что -
Великан своим ростом может напугать людей;
Великан не может летать на обычных самолётах;
Придя в кино и садясь на первый ряд, он всем закрывает обзор просмотра;
Великану всегда хочется, есть, потому что он большой и поэтому ему требуется большое количество еды;
Великану нужно шить одежду индивидуальную, потому что в магазине, продают одежду для обычных людей.
Великану не место в нашем обществе, потому что он занимает много места.
Вывод: Думаю, с заданием справился каждый, высказав собственную точку зрения. Мнения ваши не совпали, разделились. Получается, что великаном быть и хорошо и плохо.
Воспитатель: ну, что ж занятие наше заканчивается.
Понравилось оно вам? Что показалось вам самым интересным на занятии?
За то, что вы так интересно рассказывали сказки, сказка награждает вас. Стоит вам сказать:
«абра-кадабра» и заглянуть в волшебный сундучок - вы получите ПОДАРОК!
Воспитатель: Давайте, скажем эти волшебные слова: «абра – кадабра»
(Дети повторяют волшебные слова, забирают подарки и благодарят сказку.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...
Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку
Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...
- Мне нравится (1)