Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
картотека по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
ОСЕНЬ Игра с мячом «ЛЕТО ИЛИ ОСЕНЬ?» Цель: Закрепление знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двухсложных слов. Ход: Воспитатель и дети стоят кружком. Воспитатель говорит: — Если листики желтеют — это... И бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: — Осень. Воспитатель продолжает: — Если птицы улетают — это... И т. п. | Овощи. Фрукты. Игра «В ОГОРОДЕ У КОЗЫ ЛИЗЫ». Цель: Расширение словарного запаса. Дифференциация овощей и фруктов. Ход: На наборном полотне — картинка с изображением козы. Коза держит большую корзину, в которой наклеены квадратики-липучки. Рядом на наборном полотне — вырезанные по контуру изображения помидора, огурца, лука, моркови, капусты, яблока, груши с подклеенными с обратной стороны липучками. Воспитатель объясняет детям, что коза пришла в огород за овощами, и просит детей помочь козе собрать в корзину только овощи. Дети по очереди подходят к наборному полотну, закрепляют в корзине одно из изображений овощей, комментируют свои действия:
В заключение воспитатель выясняет, почему дети не взяли в корзину яблоко и грушу. |
ЦВЕТЫ. НАСЕКОМЫЕ. Упражнение «БАБОЧКА И ГРИБОК». Цель:Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ. Ход: На магнитной доске закреплено изображение мухомора и островка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:
Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает:
Воспитатель помещает изображение бабочки в траву:
В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб. | ИГРУШКИ Упражнение «ОДИН И ДВА». Цель:совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек. Ход: Воспитатель помещает на наборное полотно парные картинки: один кубик и два кубика, один мячик и два мячика, одна кукла и две куклы, одно ведерко и два ведерка и т. п. Дети рассматривают картинки и по очереди называют их. Воспитатель отдает картинки тем детям, которые ответили правильно |
ОДЕЖДА Упражнение «ПОСМОТРИ И НАЗОВИ». Цель:Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению имен существительных по теме «Одежда» в форме единственного и множественного числа. Ход: Воспитатель выставляет на наборное полотно парные картинки: рубашка — рубашки, кофта — кофты, платье — платья, шарф — шарфы и т. п. Дети рассматривают и называют картинки. Воспитатель обращает внимание детей на разницу в окончаниях слов. | ПОСУДА Упражнение «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ». Цель:Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход: Воспитатель раздает детям парные картинки: чайник — чайничек, чашка — чашечка, тарелка — тарелочка и т. п. Дети рассматривают и называют картинки. |
ПТИЦЫ Упражнение «КОГО НЕ СТАЛО?» Цель: Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже. Ход: На наборном полотне — картинки с изображениями сороки, воробья, снегиря, синицы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок и предлагает детям ответить на вопрос:
|
ЦВЕТЫ Упражнение «ПЕРЕСТАВЬ ЦВЕТОК». Цель: Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ. Ход: На магнитной доске закреплены изображения окна с подоконником, стола, книжного шкафа. Воспитатель показывает детям картинку с изображением кактуса в горшочке, с обратной стороны которой подклеен магнит. Затем один из детей начинает прикреплять картинку НА стол, В книжный шкаф и т.п., а остальные комментируют его действия. |
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ Упражнение «НАЙДИ МАМУ». Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок-, -енок-, -am-, -ят-. Увеличение словарного запаса по теме. Развитие зрительного внимания. Ход: Воспитатель помещает на магнитную доску вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и их птенцов по одному и группами и предлагает детям помочь птенцам найти их мам. Дети собирают вместе изображения курицы, цыпленка и цыплят и комментируют: — Это курица. У нее цыпленок и цыплята. И т. п. | ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Упражнение «У КОГО КТО?» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок-, -енок-, -am-, -ят-. Ход: Воспитатель и дети стоят кружком на ковре. Воспитатель, бросая мяч, спрашивает: — У лисы кто? Ребенок, поймав мяч и бросая его обратно воспитателю, отвечает: — Лисенок, лисята. И т. п. |
ПРОФЕССИИ Игра «ЧТО КОМУ НУЖНО?» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных — названий профессий в дательном падеже. Ход: Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображениями сумки почтальона, почтового ящика, весов, набора гирь и просит детей назвать картинки. После этого воспитатель задает вопрос:
—- Кому для работы нужны весы? Дети отвечают: — Весы нужны продавцу. И т. п. | ТРАНСПОРТ Игра «НАЙДИ МЕСТО». Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов ПО, В. Ход: На доске висит таблица, на которой изображены небо, море, берег моря с железнодорожной и автомобильной дорогами. В разных частях картины приклеены липучки, на которых дети будут крепить картинки. На наборном полотне стоят картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус. Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение. Первый ребенок берет картинку с изображением самолета, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение: — Самолет летит В небе. Следующий ребенок выбирает картинку с изображением поезда, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение: — Поезд мчится ПО рельсам. И т. п. |
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Упражнение «КОГО НЕ СТАЛО?» Цель: Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже. (Тема: «Дикие животные.» «Домашние животные.») Ход: На наборном полотне картинки с изображениями медведя, лисы, ежа, зайца, белки. Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, назвать их, запомнить. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза. Воспитатель спрашивает:
| ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Игра «НАКОРМИМ ЖИВОТНЫХ». Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса по теме, совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в дательном падеже. Ход: На наборном полотне стоят картинки с изображениями коровы с теленком, лошади с жеребенком, кошки с котенком и собаки со щенком. Отдельно стоят картинки с изображениями яслей с сеном, торбы с овсом, миски с молоком, косточки с кусочком мяса. Сначала воспитатель просит детей назвать картинки с изображениями животных и их детенышей, потом сам называет картинки с угощением для животных и предлагает детям подумать, кому что они дадут. Дети ставят картинки с угощением под картинки с изображениями животных и составляют предложения:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
Для воспитателей и логопедов...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Картотека речевых игр по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. (Игры с прищепками)
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...
«Дидактические игры и упражнения на формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Дидактические игры и упражнения на формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста»...