ЧТО И КАК ЧИТАТЬ С ДОШКОЛЬНИКАМИ (методические советы руководителям чтения и родителям)
методическая разработка по развитию речи на тему
ЧТО И КАК ЧИТАТЬ С ДОШКОЛЬНИКАМИ (методические советы руководителям чтения и родителям) Было бы правильно обратиться к чтению сегодня как к панацее, ибо нет насущнее проблемы, чем воспитание в детях чувства Дома, желания Уз, в то время как доминантный «идеал», навязываемый детям – свобода. От чего? Для чего? Немецкий философ Ф.Ницше в книге с красноречивым названием «Человеческое, слишком человеческое» на свои собственные вопросы «Что привязывает всего сильнее? Какие узы почти немыслимо разорвать?» – справедливо утверждал: «У людей, более возвышенных (…) такими узами являются их обязанности, благоговение, свойственное юношеству, робость и нежность ко всему достойному и чтимому исстари, благодарность к земле, на которой они выросли, к святилищу, где они научились молиться; - да высшие моменты крепче всего привязывают нас и налагают самые прочные узы». Понятно, что в данном случае речь идет не только о круге «домашних обязанностей», «житейских привязанностей» и «обязанностей по дому», а о том, что составляет суть нашего душевного и духовно-нравственного общения, ибо узы – связь, важнейшая и нежнейшая, и «труднейшая» из них – ЛЮБОВЬ. На самом деле в глубине человеческой натуры есть все лучшие свойства, но они до неузнаваемости искажены нынешними обстоятельствами жизни. Вл. Соловьев в книге «Оправдание добра» пишет о том, что выделяет человека из животного мира и указывает на особенности уз в человеческом сообществе. Дитя должно осознавать себя в цепи поколений: дети – родители - деды. Выпадает одно из звеньев – и мы уже Иваны, родства не помнящие. Дитя должно постигать мир, постигая один за другим несколько «семейных» расширяющихся «концентрумов». Я – семья – нация – государство – человеческое всеединство. Выпадает одно из звеньев, и это утраченное звено, зияющая пустота оборачивается драмой человеческой жизни. Мы привыкли сегодня все ценить «материальной ценностью». Не отдавая себе отчета, в наших детях сегодня мы закладываем вполне прагматически (закладываем или не закладываем) уважение к самим себе в старости. Какое отношение все сказанное выше имеет собственно к чтению, к книге, к нашему сидению за книгой с ребенком? Слово художественного произведения, написанного действительно мастером, подобно человеку, оно, как и человек, трехипостасно, в нем есть и душа, и дух, и плоть, оно обладает энергией, способной лечить нашу душу, живое слово обладает той необычайной силой, которых не несет ни видео, ни компьютер. В доме должны жить книги, и их надо читать семьей. Ни чтение за вознаграждение, ни чтение «с угрозой» лишения каких-либо благ не воспитают в ребенке потребность читать, в то время как чтение всей семьей, «по очереди» создают семейную традицию ОБЩЕНИЯ, не совместного сидения у экрана телевизора, а общения, возвышающего нас над обыденным. 15 – 20 минут ежедневно мы можем найти, чтобы видеть друг друга, говорить не о бытовых задачах и проблемах, а о том, что сближает нас, делает нас мягче, сердечнее, «упражняет» в бескорыстной любви друг к другу, тогда дети видят в нас пример (один из древнейших методов воспитания, особенно дошкольников). Что читать? Какие книги покупать? Несомненно, в доме должны быть книги, к которым ребенок будет впоследствии возвращаться в школе; когда-нибудь они станут, может быть, его любимыми книгами и послужат еще и его детям. Это, прежде всего, сказки (народные сказки о животных, волшебные, бытовые, сатирические); мифы народов мира, мифы древней Греции, Библия для детей, лучшее издание которой представляет собой Библия для детей протоиерея Александра Соколова. Особое место в доме должны занять сказки литературные, прежде всего сказки В. Жуковского, А. Пушкина, П. Ершова, а также «Золотой ключик» А. Толстого, «Три толстяка» Ю. Олеши, «Волшебник изумрудного города» А. Волкова, «Приключения Незнайки Н. Носова, сказочные повести прекрасного современного писателя Юрия Коваля», его «Недопесок», сказы П. Бажова, «Легенды о мастере Тычке» И.Панькина, другие произведения. Среди зарубежных авторов следовало бы особенно выделить «Хроники Нарни» Клайва Льюиса. Необходимо читать исторические произведения, рассказы о родной и мировой истории. Книги по родной истории С. Алексеева – прекрасное пособие по воспитанию граждан своего Отечества. Особое место должна занять юмористика. Мы даем мало повода детям для «хорошего» смеха. А ведь чтение веселой книги – прекрасная психологическая разгрузка. Это и А. Некрасов «Капитан Врунгель», и стихи, рассказы и сказки Саши Черного, и среди них «Дневник фокса Микки»; «Денискины рассказы» В. Драгунского, сказы С. Писахова, его книга «Ледяная колокольня». Без природоведческой книги вряд ли мы сможем обойтись в воспитании личности в развитии у ребенка чувства слога, культуры чтения, любви к миру, к тому, что он не сам. Среди важных в этом ряду: Сэтон Томсон, Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Игорь Акимушкин. Со старшими дошкольниками не надо бояться читать и «взрослые книги» – приключенческие повести, фантастику; стихи, полезно заучить наизусть, может быть, и в форме «соревновательной»: кому удастся скорее запомнить, взрослому или малышу? Это лишь «эскиз» библиотеки, подробнее прописанной в нашей книге «Детская литература», которая вышла в 2000 году в издательстве «Владос», а также в библиографическом словаре «Русские детские писатели века», третье издание которого состоится в 2000 году. Напомним, это должно быть систематическое чтение, мы должны время от времени возвращаться к книгам, уже прочитанным, и в данном случае родители должны высказывать собственную заинтересованность, а отнюдь не раздражение при очередном возвращении к книге. Всего 15 минут в день воздадутся сторицей, они вернутся к нам и к нашим детям позже теми самыми узами, без которых мы одиноки и несчастны. Каким техническим требованиям должны удовлетворять книги для маленьких детей и тех, кто в начальной школе будет их читать самостоятельно? 1. Текст должен быть четким и не чересчур мелким. 2. Он не должен быть напечатан на темном и пестром фоне. 3. На странице материал должен располагаться таким образом, чтобы небольшого объема мелко набранный текст не был бы соположен крупным и многочисленным фотографиям и рисункам. Пестрота утомляет глаза ребенка. Мы стремимся купить яркую книгу, богато иллюстрированную, но часто она быстро прискучивает «юному читателю». Психологическая утомляемость бывает часто причиной нежелания ребенка обращаться к книге дорогой и безмерно яркой. Покажите мне родителя или воспитателя, который бы не любил детей, своих тем более, но любовь не только умиление, конечно, без нее ничто в мире не вершится, но любовь – прежде всего, ТРУД, труд души, который не может не быть вознагражден.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_i_kak_chitat_s_doshkolnikami.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО И КАК ЧИТАТЬ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
(методические советы руководителям чтения и родителям)
Было бы правильно обратиться к чтению сегодня как к панацее, ибо нет насущнее проблемы, чем воспитание в детях чувства Дома, желания Уз, в то время как доминантный «идеал», навязываемый детям – свобода. От чего? Для чего?
Немецкий философ Ф.Ницше в книге с красноречивым названием «Человеческое, слишком человеческое» на свои собственные вопросы «Что привязывает всего сильнее? Какие узы почти немыслимо разорвать?» – справедливо утверждал: «У людей, более возвышенных (…) такими узами являются их обязанности, благоговение, свойственное юношеству, робость и нежность ко всему достойному и чтимому исстари, благодарность к земле, на которой они выросли, к святилищу, где они научились молиться; - да высшие моменты крепче всего привязывают нас и налагают самые прочные узы».
Понятно, что в данном случае речь идет не только о круге «домашних обязанностей», «житейских привязанностей» и «обязанностей по дому», а о том, что составляет суть нашего душевного и духовно-нравственного общения, ибо узы – связь, важнейшая и нежнейшая, и «труднейшая» из них – ЛЮБОВЬ.
На самом деле в глубине человеческой натуры есть все лучшие свойства, но они до неузнаваемости искажены нынешними обстоятельствами жизни. Вл. Соловьев в книге «Оправдание добра» пишет о том, что выделяет человека из животного мира и указывает на особенности уз в человеческом сообществе. Дитя должно осознавать себя в цепи поколений: дети – родители - деды. Выпадает одно из звеньев – и мы уже Иваны, родства не помнящие. Дитя должно постигать мир, постигая один за другим несколько «семейных» расширяющихся «концентрумов». Я – семья – нация – государство – человеческое всеединство. Выпадает одно из звеньев, и это утраченное звено, зияющая пустота оборачивается драмой человеческой жизни.
Мы привыкли сегодня все ценить «материальной ценностью». Не отдавая себе отчета, в наших детях сегодня мы закладываем вполне прагматически (закладываем или не закладываем) уважение к самим себе в старости.
Какое отношение все сказанное выше имеет собственно к чтению, к книге, к нашему сидению за книгой с ребенком?
Слово художественного произведения, написанного действительно мастером, подобно человеку, оно, как и человек, трехипостасно, в нем есть и душа, и дух, и плоть, оно обладает энергией, способной лечить нашу душу, живое слово обладает той необычайной силой, которых не несет ни видео, ни компьютер.
В доме должны жить книги, и их надо читать семьей.
Ни чтение за вознаграждение, ни чтение «с угрозой» лишения каких-либо благ не воспитают в ребенке потребность читать, в то время как чтение всей семьей, «по очереди» создают семейную традицию ОБЩЕНИЯ, не совместного сидения у экран
а телевизора, а общения, возвышающего нас над обыденным.
15 – 20 минут ежедневно мы можем найти, чтобы видеть друг друга, говорить не о бытовых задачах и проблемах, а о том, что сближает нас, делает нас мягче, сердечнее, «упражняет» в бескорыстной любви друг к другу, тогда дети видят в нас пример (один из древнейших методов воспитания, особенно дошкольников).
ЧТО ЧИТАТЬ? КАКИЕ КНИГИ ПОКУПАТЬ?
НЕСОМНЕННО, В ДОМЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КНИГИ, К КОТОРЫМ РЕБЕНОК БУДЕТ ВПОСЛЕДСТВИИ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В ШКОЛЕ; КОГДА-НИБУДЬ ОНИ СТАНУТ, МОЖЕТ БЫТЬ, ЕГО ЛЮБИМЫМИ КНИГАМИ И ПОСЛУЖАТ ЕЩЕ И ЕГО ДЕТЯМ. ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СКАЗКИ (НАРОДНЫЕ СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ, ВОЛШЕБНЫЕ, БЫТОВЫЕ, САТИРИЧЕСКИЕ); МИФЫ НАРОДОВ МИРА, МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, БИБЛИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ЛУЧШЕЕ ИЗДАНИЕ КОТОРОЙ ПРЕДСТА
вляет собой Библия для детей протоиерея Александра Соколова. Особое место в доме должны занять сказки литературные, прежде всего сказки В. Жуковского, А. Пушкина, П. Ершова, а также «Золотой ключик» А. Толстого, «Три толстяка» Ю. Олеши, «Волшебник изумрудного города» А. Волкова, «Приключения Незнайки Н. Носова, сказочные повести прекрасного современного писателя Юрия Коваля», его «Недопесок», сказы П. Бажова, «Легенды о мастере Тычке» И.Панькина, другие произведения. Среди зарубежных авторов следовало бы особенно выделить «Хроники Нарни» Клайва Льюиса.
Необходимо читать исторические произведения, рассказы о родной и мировой истории. Книги по родной истории С. Алексеева – прекрасное пособие по воспитанию граждан своего Отечества.
Особое место должна занять юмористика. Мы даем мало повода детям для «хорошего» смеха. А ведь чтение веселой книги – прекрасная психологическая разгрузка. Это и А. Некрасов «Капитан Врунгель», и стихи, рассказы и сказки Саши Черного, и среди них «Дневник фокса Микки»; «Денискины рассказы» В. Драгунского, сказы С. Писахова, его книга «Ледяная колокольня».
Без природоведческой книги вряд ли мы сможем обойтись в воспитании личности в развитии у ребенка чувства слога, культуры чтения, любви к миру, к тому, что он не сам. Среди важных в этом ряду: Сэтон Томсон, Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Игорь Акимушкин.
Со старшими дошкольниками не надо бояться читать и «взрослые книги» – приключенческие повести, фантастику; стихи, полезно заучить наизусть, может быть, и в форме «соревновательной»: кому удастся скорее запомнить, взрослому или малышу? Это лишь «эскиз» библиотеки, подробнее прописанной в нашей книге «Детская литература», которая вышла в 2000 году в издательстве «Владос», а также в библиографическом словаре «Русские детские писатели века», третье издание которого состоится в 2000 году.
Напомним, это должно быть систематическое чтение, мы должны время от времени возвращаться к книгам, уже прочитанным, и в данном случае родители должны высказывать собственную заинтересованность, а отнюдь не раздражение при очередном возвращении к книге. Всего 15 минут в день воздадутся сторицей, они вернутся к нам и к нашим детям позже теми самыми узами, без которых мы одиноки и несчастны.
Каким техническим требованиям должны удовлетворять книги для маленьких детей и тех, кто в начальной школе будет их читать самостоятельно?
Текст должен быть четким и не чересчур мелким.
Он не должен быть напечатан на темном и пестром фоне.
На странице материал должен располагаться таким образом, чтобы небольшого объема мелко набранный текст не был бы соположен крупным и многочисленным фотографиям и рисункам. Пестрота утомляет глаза ребенка. Мы стремимся купить яркую книгу, богато иллюстрированную, но часто она быстро прискучивает «юному читателю». Психологическая утомляемость бывает часто причиной нежелания ребенка обращаться к книге дорогой и безмерно яркой.
Покажите мне родителя или воспитателя, который бы не любил детей, своих тем более, но любовь не только умиление, конечно, без нее ничто в мире не вершится, но любовь – прежде всего, ТРУД, труд души, который не может не быть вознагражден.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных ортодонтических средств в коррекции нарушений звуковой стороны речи у дошкольников. Методическое пособие для логопедов и родителей.
В пособии систематизированы сведения о различных аномалиях зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки у детей дошкольного возраста, которые обуславливают нарушения формирова...
«Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным» Консультация для родителей.
«Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным»Консультация для родителей.1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя смо...
Консультация для родителей «О пользе чтения книг или что и как читать старшим дошкольникам»
Консультация для родителей «О пользе чтения книг или что и как читать старшим дошкольникам»...
Консультация для родителей "Читаем вместе с детьми. Советы родителям"
quot;Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать". Дмитрий Иванович Писарев...
Акция "Читайте сами, читайте с нами!" к Всемирному дню чтения вслух
1 марта 2023 года в МАДОУ ЦРР- д/с 18 г.Кропоткин МО Кавказский район ребята подготовительных к школе групп компенсирующей направленности «Аленушка», «Колосок» и подготовительн...
Почему дети не читают? Приобщение дошкольников к культуре чтения
Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому работу по воспитанию интереса к книге начинают уже в первой младшей группе ...
Формирование безопасности у дошкольников. Методический материал для воспитателей и родителей.
Актуальность: В дошкольном возрасте проблематично прививать навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются соверш...