Консультация на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа»
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Арасева Галина Михайловна

В консультации представлены и гры и упражнения, способствующиее развитию: артикуляционного аппарата, речевого дыхания, силы и темпа речи, слухового внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.fevr_.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Речь – сложная система навыков. Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно, произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть грамотой, связной речью. Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития.

Чтобы помочь ребенку в полном объёме овладеть речью, дать предпосылки для развития и усвоения навыков звукового анализа необходимо направить работу на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие речевого дыхания, речевого слуха, развитие силы голоса  и темпа речи, развитие правильного звукопроизношения. 

Артикуляционная гимнастика.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Целью артикуляционной гимнастики является: выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба.

Задачи артикуляционной гимнастики:

 учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения;

  формировать правильное произношение звуков;

  воспитывать умение переключаться с одного вида упражнений на другой.  

 При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным, проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными, предварительно ребёнок должен увидеть правильный образец упражнений – необходимо показать, как правильно выполняется данное упражнение.

Игры и упражнения направленные на развитие мелкой моторики.

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития, давно доказали связь мелкой моторики с развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

 Для развития моторики мы используем: рисование, пальчиковые бассейны, игры с камушками «Марблс», игры с карандашами, прищепками, орехами, пальчиковую гимнастику, пальчиковые шаги.

Речевое дыхание.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют развитию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. 

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Футбол», «Плыви, плыви кораблик», «Волшебные пузырьки», «Мы подуем высоко, мы подуем близко», « Теплое и холодное дыхание», «Птицеферма» (где дети на одном выдохе произносят 2-3 слога), «Кто самый громкий?»  и др.

Речевой слух.

 

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Речевой слух- это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без речевого слуха речевое общение невозможно.Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Речевой слух подразделяется на:

  • фонематический слух - способность различать и воспроизводить звуки речи;
  • физический слух   - способность улавливать звучащую речь различной громкости и высоты
  • звуковысотный слух - способность слышать, улавливать мелодику речи;
  • тональный слух - способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса;
  • ритмический слух-способность воспринимать и воспроизводить темп речи.

Для развития речевого слуха используются такие игры как:

 «О чём говорит улица?»
Во время прогулки по улице, попробуйте назвать максимальное количество звуков (кто больше?)

«Разговор шёпотом»
Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.

«Послушай, повтори»
Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.


«Угадай на чем играю»

Ребенок должен угадать и назвать музыкальный инструмент.


«Где позвонили?»
Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой направление.

«Дятел»
Отстукивание простого ритма (например: тук, тук-тук) ребенок должен повторить, потом упражнение идет с усложнением.

«Кто в домике живет?»

Ребенок должен узнать голос животного или детеныша животного и др.

Развитие темпа речи и силы голоса.

Голосовой аппарат ребенка еще не достаточно развит, поэтому малыш часто говорит либо шепотом, либо крикливо.

Для развития голоса мы предлагаем задания, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.

Чтобы речь ребенка была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.

Для этого используются такие игры, как:

 «Тихо – громко». Большая собака лает громко, а щенок тихо.

 «Идите с нами играть». Нужно громко позвать.

 Не разбуди Катю». Говорить шепотом.

 «Позови свою маму».

  Детям раздаются карточки с изображением детенышей животных, воспитатель показывает карточку взрослого животного. Детеныш должен откликнуться.

  «Поиграем в сказку».

Изображаем голоса животных.

 «Лесные тропинки».

Идет далеко, идет близко.

 «Зайчики».

Громко играет на барабане, тихо.

 и др.

Игры, формирующие правильное звукопроизношение.

Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, взрослый учит ребенка четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы ясно были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения слова увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом – для этого требуется более четкая артикуляция звуков. Закрепление правильного звукопроизношения звуков осуществляется путем многократного произношения слов насыщенных этими звуками. Для закрепления правильного звукопроизношения о используются специальные песенки, стихи, потешки ,чистоговорки, скороговорки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №57 «Ладушка»

города Димитровграда Ульяновской области»

Консультация на тему:

«Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа»

Подготовила воспитатель

Арасева Галина Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений межд...

Игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа

Предлагаемые игры и упражнения могут использоваться воспитателями подготовительной группы по  обучению грамоте  детей...

Картотека Игры и упражнения на развитие навыка звукового анализа слов

КартотекаИгры и упражнения на развитие навыка звукового анализа слов...

«Логопедические игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Вашему вниманию представлены игры и упражнения  для детей и их родителей по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста.  ...

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.При обучении, как письму, так...

"Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников"

Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок во...