Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Тема: Звуки  Н, НЬ.


Цель: Закрепление знаний о звуках Н, НЬ.

Задачи:

Образовательные: - формировать навыки звукового анализа; различение согласных звуков Н, НЬ;

- упражнение в определении места звуков в словах;

- упражнять в подборе слов-антонимов.

 

Развивающие: - развивать фонематический слух;

- развивать зрительное, слуховое восприятие, память, внимание;

- развивать воображение, творческую фантазию.

 

Воспитательные: - воспитывать чувства дружбы, сопереживания, взаимопомощи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_zvuk_n_i_n.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Воспитатель:

Дата проведения:

Тема: Звуки  Н, НЬ.


Цель: Закрепление знаний о звуках Н, НЬ.

Задачи:

Образовательные: - формировать навыки звукового анализа; различение согласных звуков Н, НЬ;

- упражнение в определении места звуков в словах;

- упражнять в подборе слов-антонимов.

Развивающие: - развивать фонематический слух;

- развивать зрительное, слуховое восприятие, память, внимание;

- развивать воображение, творческую фантазию.

Воспитательные: - воспитывать чувства дружбы, сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование:

Демонстрационный материал: мольберт, фигурки трёх поросят, фигурка волка, дом поросенка Ниф-Нифа, картинки яблони с яблоками, крапивы, канавы.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, карточки для определения места звука в слове: нож, ножницы, барабан, санки, клоун, насос, почтальон, апельсин.

1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? Хотите, чтобы к вам сказка в гости пришла? Тогда закроем глаза, покружимся вокруг себя и скажем: «Раз, два, три, сказка в гости загляни». Открываем глаза.

( На мольберте фигурки трех поросят.)

- Кто догадался, в какую сказку мы попали? Три поросенка приглашают вас к себе в сказку.

2. Введение в тему.

Воспитатель:

- Слушаем сказку внимательно. Жили-были три брата. Розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Даже имена у них были похожи. Как звали трех поросят?

- Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф. Давайте вместе произнесем их имена и постараемся услышать первый звук.

Какой же первый звук вы услышали в именах трех поросят? Правильно, это звуки  Н, НЬ. Давайте их сравним.

Каждый возьмите зеркало, произнесем звук Н. Где находится язычок при произнесении звука Н. Язык упирается в верхние зубы.

А теперь снова посмотрим на себя в зеркало и произнесем звук НЬ. Где находится язычок при произнесении звука НЬ. Язык упирается в нижние зубы.

- Если воздух не выходит свободно изо рта, а встречает на пути преграду — язык и зубы, значит это согласный звук. Звуки Н и НЬ согласные.

-Произнесем ещё раз звуки Н, НЬ и приложим руку к горлышку. Горлышко «дрожит», значит звуки  Н, НЬ  — звонкие.

Отличаются звуки тем, что Н – твёрдый, НЬ – мягкий.

3. Дифференциация звуков Н, НЬ.

Воспитатель:

- Весело жили поросята, резвились на поляне и напевали свою песенку. Давайте и мы встанем и споем эту песенку. (Дети встают в круг, водят хоровод и поют вместе с воспитателем).

- Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк?

Старый волк, страшный волк?

Воспитатель: - Бродивший по лесу волк услышал смелую песенку поросят и выскочил на поляну.

(На мольберте появляется фигурка волка).

- Поросята испугались и со всех ног пустились наутёк. Волк за ними.

- Поросята бегут, визжат на весь лес. А на пути яблоня (изображение на мольберте).

- Яблонька, яблонька пропусти нас! – просят поросята. Давайте и мы попросим. (Дети повторяют.)

- Яблоня поросят не пропускает, просит снять с неё яблоки. Поможем поросятам? Но это не так-то просто. Чтобы снять яблоко, нужно догадаться, какой звук должен стоять в конце слова  Н, НЬ.

Кто догадается первым, тот и снимает яблоко. Итак, приготовились! Я говорю слово, но не до конца. Вы должны дополнить слово звуком Нили НЬ.

Каме…         телефо…         коре…

Осе…          дива…              стака…

- Подняла яблоня свои ветки и пропустила поросят. А волк налетел на яблоню, засыпала его яблоня яблоками.

- Бегут поросята дальше, сверкая пятками, поднимая тучи пыли. Перед ними колючая крапива. Поможем поросятам пробраться через крапиву?

Я буду называть слог с мягким звуком НЬ, а вы слог с твердым Н.

Ня – на                Нё – но               Ню – ну               Ни – ны               Не – нэ   

А теперь наоборот: я называю слоги с твердым звуком Н, а вы с мягким звуком НЬ.

На – ня Но – нё Ну – ню Ны- ни Не - нэ            

- Расступилась крапива, пропустила поросят. А волка крапива обожгла. Ещё сильнее разозлился волк, но поросята уже убежали!

4. Физминутка.

Воспитатель:

- Устали поросятки бежать, волк далеко, давайте отдохнём и выполнять движения начнём!

Поросенок пятачок отлежал себе бочок, (потираем правый бок)

Встал на ножки, потянулся, (потянулись)

А потом присел, прогнулся, (имитируем движения)

И на ножках  поскакал, и руками помахал (имитируем движения)

А потом опять прилег, но уже на левый бок. (сложили ручки, положили под подбородок).

5. Звуковой анализ.

Воспитатель:

- Отдохнули поросята и побежали дальше. От страха тонкие хвостики мелко дрожат. А на пути канава. Не обойти, не перепрыгнуть. Мостик через канаву построите, если обозначите в слове место звуков Н, НЬ (начало, середина, конец).

У детей индивидуальные картинки. Дети называют картинку, обозначают место звуков в слове – воспитатель ставит мостик.

- Мостик готов. Поросята побежали дальше: от страха носы пересохли, каждая щетинка дрожит.

6. Подбор слов-антонимов.

Воспитатель:

- Наконец, подбежали поросята к каменному домику Наф-Нафа, да замок не могут открыть.

А замок им говорит: «Поросята, дом закрыт. Слова наоборот подберите, меня разомкните».

Воспитатель:

- Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки Н, НЬ (дети подбирают антонимы к словам):

День - …                   земля - …

Высоко - …               верхний - …

Налево - …               вылить - …

7. Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок. (соединение пальцев рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (покрутили кистями рук)

Потянули, (сцепленные пальцы тянуть в разные стороны)

Покрутили, (движение сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли! (пальцы расцепляются, ладони в стороны).

- Замок открылся. Бросились поросята в дом. Быстро закрыли дверь на засов.

8.Дыхательная гимнастика.

Подбежал серый злодей к дому. Дул, дул на дом. Покажите, как волк дул на дом. (Вдох и сильный выдох, выпускаем воздух).

Но ничего волк поделать не смог и убрался восвояси. А поросята радостно запели песенку и бросились танцевать.

Вместе в кругу:

Волк из леса никогда,

Никогда, никогда

Не вернётся к нам сюда,

К нам сюда, к нам сюда!

9. Итог занятия.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, вы спасли поросят от волка! А какие звуки нам в этом помогали ? Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...