Конспект НОД "Подарки Волшебницы Зимы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Мурыгина Наталья Михайловна

Данный материал может быть полезен воспитателям. Занятие направлено на развитие речи детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zima.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15»

Конспект НОД

« Подарки от Волшебницы Зимы»

в средней группе

Подготовила:

воспитатель

Мурыгина Н.М.

г. Арзамас, 2017

Цель: Формирование представлений о зиме, как времени года.

Задачи: 

  1. Способствовать развитию представлений о зиме, об  изменениях в природе зимой.
  2. Способствовать формированию навыков связной речи,  активизации словарного запаса. 
  3. Побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением.
  4. Содействовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления.
  5. Содействовать развитию интереса к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Способы:

  • Словесные:
  • художественное слово - загадки;
  • вопросы проблемного характера: «А хотите узнать?», «А  как вы догадались?»,  «Почему ты так думаешь?»;
  • беседа о признаках зимы;
  • Наглядные: мультимедийная презентация, использование подарков  от зимы
  • Игровой момент – коробка -сюрприз  с письмом от Зимушки- зимы
  • Игровая мотивация – получение подарков от Зимы
  • Игра «Приветствие»
  • Дидактическая игра «Укрась слово»
  • Игра «Ласковая снежинка»
  • Артикуляционная  гимнастика «Звуки зимы»
  • Игра «Передай снежок»
  • Физкультминутка «Снежки»
  • Дидактическая игра «Закончи предложение»
  • Дидактическая игра «Зимние слова»
  • Стихотворение «Зимняя прогулка»
  • Рефлексия

Средства: мультимедийное оборудование; мультимедийная презентация; магнитофон, аудиозапись «Вьюга», коробка с подарками, письмо, атрибуты –сосулька, снежинка, снежок, снеговик.

Ход занятия.

Организационный момент. Дети собираются в круг на ковре.

Игра «Приветствие».

Собрались все дети в круг    

Я твой друг, и ты мой друг.                                    

Вместе за руки возьмемся                        

И друг другу  улыбнемся.

Скажем: «Доброе утро!»

Воспитатель: Ребята, а у меня для вас сюрприз! Сегодня утром, когда я пришла в группу, то на окне увидела коробочку, а на ней записка. Интересно вам узнать, что в ней? Тогда давайте прочитаем записку.

«Дорогие ребята! Пишет вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете, то коробочка откроется, и вы найдете в ней мои подарки. Загадка:

Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня … »

Дети: Зима.

Слайд 2.  

Воспитатель: Ребята, а  как  вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? ( ответы детей)

Воспитатель: Давайте теперь проверим, правильно ли вы отгадали загадку и откроем коробочку. ( Воспитатель открывает коробочку).

Молодцы, вы справились с заданием! Посмотрим, что же подарила нам зима!

Ребята, отгадайте, что я первым достану из сундучка: «Белая морковка зимой растет?»
Дети: Сосулька.

Воспитатель достает сосульку из коробочки, показывает детям.

Воспитатель: А почему сосульку сравнивают с морковкой?

Ответы детей. Воспитатель: Я сейчас дотронусь до вас сосулькой, и вы садитесь на свой стульчик.

Дети садятся на места.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте  опишем разными словами, какая зима бывает.  А помогут вам в этом картинки на экране.

Дидактическая игра «Укрась слово».

Воспитатель задает вопросы, а дети подбирают прилагательные к  заданным словам. К кому из ребят дотронется сосулька, тот и отвечает.

Слайд 3.

Воспитатель: Сосулька  какая?

Дети: Длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…

Слайд 4.

Воспитатель: Зима какая?

Дети: Снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная…

Слайд 5.

Воспитатель: Снег какой?

Дети: Белый, холодный, рыхлый, искристый…

Слайд 6.

Воспитатель: Снежинка какая?

Дети: Красивая, маленькая, ажурная, легкая…

Воспитатель: Вот какими красивыми словами мы описали Зиму. Молодцы! Давайте еще раз заглянем в сундучок. Что здесь? Отгадайте:

С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые...

Дети: Снежинки

Воспитатель достает снежинку.

Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам  игру «Ласковая снежинка». Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете ее мне с ласковым словом. (Дети становятся в круг, воспитатель в круге.)

Игра «Ласковая снежинка»

Зима – зимушка,

Заяц – зайчик

Снег – снежок

Снежинка - снежиночка

Лиса – лисичка

Белка – белочка

Снеговик- снеговичок

Лед- льдинка

Елка- елочка

Звезда- звездочка

Санки- саночки

Шарф- шарфик

Подарок- подарочек

Сосулька- сосулечка

Воспитатель: Здорово! Вижу, что вы любите зиму! Ребята, скажите,  если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление?

Дети: Снегопад. 

Воспитатель: Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Как называется это явление?

Дети: Метель, вьюга.

Слайд 7.

Воспитатель: Давайте послушаем, как воет вьюга.

Воспитатель включает звукозапись с завыванием вьюги.

Артикуляционная  гимнастика «Звуки зимы».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие еще звуки  можно услышать  зимой  на  улице, в  лесу, во  дворе? Как завывает вьюга?

Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой  голоса).

Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?

Дети: ХР-ХР-ХРХР!

Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?

Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!

Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?

Дети: С – С - С - С!

Воспитатель: Вот сколько мы вспомнили звуков зимы! Теперь посмотрим, что еще есть в сундучке: « Холодный кругленький комок. Как же зовут его?»

Дети: Снежок.

 Слайд 8.

Воспитатель достает из сундучка снежок.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: А если надеть рукавицы снежок растает?

Ответы детей.

 Воспитатель: Верно, ребята, снежок в варежках не растает, потому что они не пропускают тепло. Давайте поиграем с нашим снежком, будем его быстро предавать по кругу, чтобы он не растаял.

Игра «Передай снежок». Дети встают в круг и передают в быстром темпе снежок друг другу.

Воспитатель: А сейчас еще немного отдохнем и поиграем.

Слайд 9.

 Физкультминутка «Снежки»

Раз, два, три, четыре                            дети шагают на месте

Мы с тобой снежок слепили.                  руками лепят снежки

Круглый, крепкий, очень гладкий            имитируют движения

И совсем, совсем не сладкий.                грозят пальчиком

Раз – подбросим,                                  прыжки вверх

Два – поймаем                                      приседают

Три – уроним                                        наклон

И…. сломаем.                                        Топают

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Понравилось вам играть со снежком? Хороший подарок  дала нам зима! Давайте еще заглянем в сундучок! Слушайте загадку:

Три шара, ведро, морковка
И для глаз - два уголька;
Палки-руки вставим ловко:
Лепим мы...

Дети: Снеговика.

Воспитатель достает  снеговика.

Воспитатель: Посмотрите, а снеговик приготовил для вас задание. Я буду зачитывать вам предложения, а вы должны их продолжить. Готовы?

Дидактическая игра «Закончи предложение».

  1. Утром все белым – бело, потому что… ( слайд 10)
  2. На улице все скользили и падали, потому что… ( слайд 11)
  3. Люди ходят зимой в теплой, меховой одежде, потому что… ( слайд 12)
  4. Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что… ( слайд 13)
  5. Зимой свет на улице и в домах зажигается рано, потому что…                ( слайд 14)

Воспитатель: Давайте еще поиграем со снеговиком. Снеговик вам будет  говорить разные слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой, и топать ногами, если слово не относится к зиме.

Дети встают в круг.

Слайд 15.

Дидактическая игра «Зимние слова».

 Метель, снежинка, велосипед, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, одуванчики, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, земляника, мячик, снегопад, лыжи, грибы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько подарков принесла нам зима! Понравились они вам? А теперь давайте Зимушку- зиму отблагодарим и расскажем ей стихотворение!

Дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице.

Слайд 16.

Стихотворение «Зимняя прогулка».

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Слайд 17.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какие подарки получили от зимы? Что вам понравилось? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы, хорошо работали на занятии. Саша отвечал полными предложениями, Катя вспомнила много красивых слов о зиме, Дима выразительно рассказал стихотворение. Давайте скажем Зимушке - зиме «Спасибо!» за ее прекрасные подарки и возьмем их с собой на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Волшебница зима"

Интересное занятие для детей старшей группы....

Конспект занятия «Волшебница Зима» (Рисование техникой «штрих»)

Учить детей рисовать деревья, используя разные виды штрихов....

Конспект занятия "Волшебница-Зима"

Конспект занятия по рисованию (пластилинография) для детей подготовительной группы...

Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...

Конспект НОД "Волшебница зима" с применением методологии ТРИЗ в подготовительной группе

Конспект НОД "Волшебница зима" с применением технологии ТРИЗ в подготовительной группе...

КОНСПЕКТ занятия «Волшебница Зима»

КОНСПЕКТПознавательно-исследовательского занятия«Волшебница Зима»...