Проект Юные журналисты
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем развития речи детей с ОНР, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания. Речь дошкольника – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Но дошкольники, имеющие речевые нарушения, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. В общении такие дети затрудняются длительно поддерживать диалог, они недостаточно инициативны, часто возвращаются к форме «коллективного монолога».И, как правило, онивладеют лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: затрудняются в рассуждениях и подборе аргументации по теме диалога.
Приходится искать новые способы обучения детей диалогу, и я нашла интересный современному ребенку, это интервьюирование (детская журналистика). Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, поэтому именно в рамках игрового общения происходит формирование и совершенствование речевой активности детей. С этой целью была разработана сюжетно-ролевая игра «Мы- журналисты», которая стала основой моего проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunye_zhurnalisty.docx | 52.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Учреждение «Отдел образования администрации
Волжского муниципального района»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары
Юные журналисты
проект в подготовительной логопедической группе «Сказка»
Выполнила: ПетроваЛ.А.,
воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад № 1
комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары Волжского района
2016 год
Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К.У.Ушинский.
Тип проекта:
По деятельности– поисково-творческий, игровой.
По содержанию –педагогический.
По числу участников: групповой: педагог, дети и родители группы «Сказка».
По времени проведения- продолжительный (октябрь-апрель 2015-2016уч.г.)
По характеру контактов - в рамках МДОУ.
Актуальность
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем развития речи детей с ОНР, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания. Речь дошкольника – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Но дошкольники, имеющие речевые нарушения, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. В общении такие дети затрудняются длительно поддерживать диалог, они недостаточно инициативны, часто возвращаются к форме «коллективного монолога».И, как правило, онивладеют лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: затрудняются в рассуждениях и подборе аргументации по теме диалога.
Приходится искать новые способы обучения детей диалогу, и я нашла интересный современному ребенку, это интервьюирование (детская журналистика). Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, поэтому именно в рамках игрового общения происходит формирование и совершенствование речевой активности детей. С этой целью была разработана сюжетно-ролевая игра «Мы- журналисты», которая стала основой моего проекта.
Гипотеза
Если для решения задач развития диалогической речи дошкольников использовать игровые методы, в частности метод интервьюирования, то это усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. И в результате повысится уровень речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.
Цель проекта
Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи через игровую деятельность.
Задачи:
Коррекционные:
- Развивать связную диалогическую и монологическую речь посредством интервью.
- Расширять и активизировать словарный запас по теме.
Образовательные:
- Учить детей формулировать и задавать вопросы, самостоятельно строить высказывания, излагать свои мысли развернуто и связно.
- Развивать жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения;
- Формировать умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
- Расширять знания детей о профессиях (журналист - корреспондент; фотограф – фоторепортер, видеооператор, редактор).
Воспитательные:
- Развивать коммутативные навыки взаимодействия друг с другом, родителями и гостями детского сада.
- Воспитывать интерес к профессиям, уважение к труду взрослых.
Активный словарь: основные термины журналистики: интервью, репортаж, корреспонденция, рубрика, редакция, диктор, звукорежиссер, телеоператор.
Предполагаемые результаты:
- Дети самостоятельно научатся брать интервью (грамотно вести диалог, различать газетные жанры).
- Дети получат первоначальные знания о профессиях: специального корреспондента, фоторепортера, видеооператора.
- Пополнение предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи.
- Родители – активные участники проекта.
Реализация проектной деятельности.
№ | Интеграция образовательных областей | Мероприятие | Цели и задачи | Срок |
I этап. Организационный | ||||
1 | Познавательное развитие | Обоснование темы, мотивация её выбора. Формулирование задач и цели проекта. Родительское собрание. | Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней. | сентябрь |
Изучение литературы по теме проекта; разработка и составление плана работы. | Повышение компетентности по теме. | сентябрь | ||
3 | Художественно – эстетическое развитие | Совместная деятельность Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры (блокноты, бейджики). | Привлечение детей к изготовлению поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевых игр. Воспитывать желание работать сообща ради общего дела. | Сентябрь. Пополнение в течении проекта |
4 | Работа с родителями | Сбор необходимой атрибутики, наглядного материала | Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс по работе проекта. | В течении всего проекта |
5 | Создание положительного эмоционального настроя на успешную реализацию проекта | В течении всего проекта | ||
IIэтап.Основной | ||||
1 | Познавательное развитие | Беседы «Журналист-профессия творческая». «Кто такой журналист (корреспондент), респондент» «Этикет телефонного разговора», «Виды печатной продукции» Просмотр презентаций по теме. | Дать представления о журналистике, корреспонденте, фоторепортере, о значимости данных профессий во все времена, а также об орудиях их труда. Введение в словарь детей понятий: интервью, корреспондент, респондент, диктофон, микрофон. | Сентябрь-октябрь |
2 | НОД «Какие предметы делают работу журналиста удобной» | Знакомство с техническими средствами: микрофоном, диктофоном, фотоаппаратом. | октябрь- | |
3 | Мы журналисты. НОД «Учимся представляться, будем знакомы» | Дать знания о нормах речевого общения с взрослыми и сверстниками. Приучать использовать эти знания, как на занятиях, так и в реальных жизненных ситуациях. | ноябрь | |
4 | Посещение библиотеки Викторина «Лучший знаток сказок» | Знакомство с нормами поведения в общественных местах, правилами пользования книгами, детскими журналами. Воспитание желания посещать библиотеку вместе с родителями. Расширение знаний о сказках. | декабрь | |
5 | «Мы журналисты»- режиссерская игра в действии: взять интервью у воспитателя другой группы, повара, муз. руководителя, заведующей, медсестры. | Совершенствование умений строить диалог с использованием опорных карт-схем. Обучение детей самостоятельному умению формулировать и задавать вопросы | Ноябрь - январь | |
Встречи с интересными людьми: корреспондент газеты «Волжские вести»; библиотекарь, учитель. | Способствовать формированию всесторонне развитой личности, становлению их социально-коммуникативных навыков, нравственных качеств, инициативы. | Январь февраль- | ||
6 | «Творческие командировки» на работу к своим родителям. | Развитие интеллектуальных процессов и коммуникативных умений. Воспитание самостоятельность, интереса к профессиям, уважения к труду взрослых. | Февраль- март | |
7 | Работа с родителями | Создание коллекции «Детские журналы и газеты» | Оказание помощи педагогу по работе над проектом. | Октябрь-ноябрь |
8 | Во время «Творческих командировок» | Оказание помощи ребенку: в написании диалога, в записи видиосьемки и фотографии. | Февраль- март | |
1 | Речевое развитие | Просмотр и чтение газет "Волжские вести», «Волжская правда», газеты ДОУ «Радуга-информ». Прочтение статей о жизни детского сада, группы. | Знакомство с периодическими печатными издательствами, статьями, рубриками. | Октябрь- ноябрь |
НОД «Чтобы дети больше знали, есть газеты и журналы» | Знакомство с периодическими журналами и газетами. Расширение кругозора детей. Воспитание интереса к чтению и рассматриванию. | ноябрь | ||
2 | «Мы журналисты» интервью с воспитателем. «Как вести себя во время интервью» -мимика и жесты | Знакомство с правилами поведения во время интервью. Закрепление норм речевого общения с взрослыми. Развитие умения строить диалог, используя схему его ведения. | декабрь | |
3 | Утренняя игра с родителями, блиц-интервью – «Ты мне вопрос – а я тебе», по интересующим детей темам, в соответствии с календарно- тематическим планированием. | Обобщить знания детей о правильном поведении во время интервью, умении правильно строить предложение, умение выслушивать собеседника до конца, проявлять выдержку. | декабрь | |
4 | Чтение художественной литературы. | Чтение В. Маяковский «Кем быть»; Заучивание стихотворения «Моя мечта» | декабрь | |
5 | Чтение и драматизация диалогов басен И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей»;Н. И.. .Сладкова «Ласточка, латочка», «Лисица и еж», «Белка и медведь». | Обучение пересказывать по ролям. Развитие диалогической речи; интонационной стороны речи; отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков;развитие невербальных средств общения (мимики, жестов);. | январь | |
6 | Работа с родителями | Составление рассказов о своей профессии, понятным жанром для детей (можно использовать прозу и стихи). Собрать материл, включить в альбом «Профессии моих родителей». | Использование в работе с детьми по тематической теме «Профессии» Расширение знаний детей о профессиях и об орудиях их труда. Воспитание уважения к труду взрослых. | декабрь |
1 | Социально – коммуникативное развитие | . Сюжетно-ролевые игры «Мы-журналисты», «Дружеское интервью», «Интервью литературного героя» | Формирование умений выполнение ролей в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты для игры и современные медиа средства. Развитие коммуникативности и успешного взаимодействия детей друг с другом. Формирование умений задавать вопросы. | В течении всего проекта |
2 | Д/и «Угадайте, какая профессия у человека» «Что лишнее?», «Я - журналист», «Самый интересный сюжет», «Не ошибись».«Подбери то, что тебе нужно для работы». | Закрепление знаний о профессиях и об орудиях их труда. Воспитание дружеских взаимоотношений, умение договариваться. | В течении всего проекта | |
3 | Самостоятельная драматизация | Устранение избыточного, психоэмоционального и мышечного напряжение вовремя речи. Развитие уверенности в себе, умение устанавливать эмоциональный контакт с товарищами. Воспитание внимания, артистизма. | Январь-апрель | |
4 | «Круг друзей» - моделирование ситуаций с элементами интервьюрирования. | Обучение детей умению формулировать и задавать вопросы, самостоятельно строить высказывания, излагать свои мысли развернуто и связно. Поощрение попыток высказывания своей точки зрения. | ежедневно | |
5 | Работа с родителями | « Словесные и коммуникативные игры» | Ознакомление родителей со словесными и коммуникативными играми с целью проигрывания их дома. «Полезные советы» | |
1 | Художественно-эстетическое развитие | Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, детских журналов | Знакомство с периодическими печатными изданиями. Развитие интереса к литературе. | |
2 | НОД по изо «Моя семья», «Кем хочу я стать», «Профессии» | Развитие художественного вкуса, художественно-творческих способностей воспитывать желания заниматься творчеством. | ||
3 | Создание альбома «Профессии моих родителей» | Расширение знаний о профессиях. Воспитание уважительного отношения к взрослым, к их труду. | ||
Знакомство с музыкальными произведениями | Разучивание песни «Кем бы я хотел бы стать»; | февраль | ||
4 | Работа с родителями | Пополнение развивающей среды группы. Сшить головные уборы, галстуки, косынки для «юных журналистов. | Вовлечение родителей в проектную деятельность. | Октябрь-ноябрь |
1 | Физическое развитие | Валеологическое просвещение детей Гимнастики, п/игры, прогулки, экскурсии | Показать необходимость укрепления здоровья, так как журналисту необходимо много ездить, чтобы быть в гуще всех событий. Развитие физической выносливости, укрепление здоровья. | В течении всего проекта |
IIIэтап. Заключительный | ||||
Познавательное Речевое развитие | НОД « Все работы хороши»- открытое, для педагогов и родителей | Развитие связной диалогической и монологической речи у детей посредством интервью. Развитие коммутативных навыков взаимодействия друг с другом, родителями и гостями детского сада. | апрель | |
Сообщение на педагогическом совете. | Трансляция и обмен опытом. | май |
Список литературы
- Арушанова А.Г. , Дурова Н.В.,. Иванкова Р.А, Рычагова Е.С Истоки диалога 5-7 лет, М., Мозаика-синтез,2004
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения№1, январь 2015г, А. В. Власова «Проект «Юные журналисты», с.55-61.
- Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.-М.Аквариум,1995.
- Интернет – ресурс.
В ходе проекта был воплощен весь план реализации, через содержание которого решали коррекционные, развивающие и воспитательные задачи.
Для того чтобы отследить результативность работы была проведена диагностика речи детей.
Сформированность речевых процессов . 2015-2016 учебный год.
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что речь детей улучшилась: звуковая культура речи на 26,2%,лексико - грамматика на 31,1% умение строить связный рассказ на 28,3 %
В ходе проекта дети приобрели знания норм речевого общения с взрослыми и сверстниками, стали использовать полученные знания, как на занятиях, так и в реальных жизненных ситуациях. В речи детей часто можно услышать: «Разрешите задать вам несколько вопросов», «Разрешите, вас, сфотографировать»и т.д. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Ребята научились вести диалог, описывать интересное событие. У некоторых детей улучшилась выразительность речи, которая позволит им стать хорошими собеседниками, и в будущем выступать перед аудиторией.
Всё, вышеизложенное подтверждает, что метод детской журналистики, в частности интервьюирования, усиливает речевую мотивацию, помогает развивать диалогическую речь, дает возможность интеграции всех образовательных областей и его необходимо использовать в работе с детьми ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...