Проект Юные журналисты
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Петрова Людмила Анатольевна

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем развития речи детей с ОНР, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания. Речь  дошкольника – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Но дошкольники, имеющие речевые нарушения, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. В общении такие дети затрудняются длительно поддерживать диалог, они недостаточно инициативны, часто возвращаются к форме «коллективного монолога».И, как правило, онивладеют лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: затрудняются в рассуждениях и подборе аргументации по теме диалога.

         Приходится искать новые способы обучения детей диалогу, и я нашла интересный современному ребенку, это интервьюирование (детская журналистика). Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, поэтому именно в рамках игрового общения происходит  формирование и совершенствование речевой активности детей. С этой целью была разработана сюжетно-ролевая игра «Мы- журналисты», которая стала основой моего проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_zhurnalisty.docx52.42 КБ

Предварительный просмотр:

Учреждение «Отдел образования администрации

Волжского муниципального района»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары  

Юные  журналисты

проект в подготовительной логопедической группе «Сказка»

Выполнила: ПетроваЛ.А.,

воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ «Детский сад № 1

комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары Волжского района

2016 год

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К.У.Ушинский.

Тип проекта:

По деятельности– поисково-творческий, игровой.
По содержанию –педагогический.
По числу участников: групповой: педагог, дети и родители группы «Сказка».
По времени проведения- продолжительный (октябрь-апрель 2015-2016уч.г.)
По характеру контактов - в рамках МДОУ.

Актуальность

        Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем развития речи детей с ОНР, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания. Речь  дошкольника – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Но дошкольники, имеющие речевые нарушения, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. В общении такие дети затрудняются длительно поддерживать диалог, они недостаточно инициативны, часто возвращаются к форме «коллективного монолога».И, как правило, онивладеют лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: затрудняются в рассуждениях и подборе аргументации по теме диалога.

        Приходится искать новые способы обучения детей диалогу, и я нашла интересный современному ребенку, это интервьюирование (детская журналистика). Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, поэтому именно в рамках игрового общения происходит  формирование и совершенствование речевой активности детей. С этой целью была разработана сюжетно-ролевая игра «Мы- журналисты», которая стала основой моего проекта.

 Гипотеза

        Если для решения задач развития диалогической речи дошкольников использовать игровые методы, в частности метод интервьюирования, то это усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений.  И в результате повысится  уровень речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.

Цель проекта

 Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи через игровую деятельность.

Задачи:

Коррекционные:

  • Развивать связную диалогическую и монологическую речь посредством интервью.
  • Расширять и активизировать словарный запас по теме.

Образовательные:

  • Учить детей формулировать и задавать вопросы, самостоятельно строить  высказывания,  излагать свои мысли развернуто и связно.
  • Развивать  жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения;
  • Формировать  умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
  • Расширять знания детей о профессиях (журналист -  корреспондент; фотограф – фоторепортер, видеооператор, редактор).

Воспитательные:

  • Развивать коммутативные навыки взаимодействия друг с другом, родителями и гостями детского сада.
  • Воспитывать интерес к профессиям, уважение к труду взрослых.

Активный словарь: основные термины журналистики: интервью, репортаж, корреспонденция, рубрика, редакция, диктор, звукорежиссер, телеоператор.

Предполагаемые результаты:

  • Дети самостоятельно научатся брать интервью (грамотно вести диалог, различать газетные жанры).
  • Дети получат первоначальные знания о профессиях: специального корреспондента, фоторепортера, видеооператора.
  • Пополнение предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи.
  • Родители – активные участники проекта.

Реализация проектной деятельности.

Интеграция  образовательных областей

Мероприятие

Цели и задачи

Срок

I этап. Организационный

1

Познавательное развитие

Обоснование темы, мотивация её выбора. Формулирование задач и цели проекта. Родительское собрание.

Заинтересовать  родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

сентябрь

Изучение литературы по теме проекта; разработка и составление плана работы.

Повышение   компетентности по теме.

сентябрь

3

Художественно – эстетическое развитие

Совместная деятельность Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры (блокноты, бейджики).

Привлечение детей к изготовлению поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевых  игр.     Воспитывать желание работать сообща ради общего дела.

Сентябрь. Пополнение в течении проекта

4

Работа с родителями

Сбор необходимой атрибутики, наглядного материала

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс по работе проекта.

В течении всего проекта

5

Создание положительного эмоционального настроя на успешную реализацию проекта

В течении всего проекта

IIэтап.Основной

1

Познавательное развитие

Беседы «Журналист-профессия творческая». «Кто такой журналист (корреспондент), респондент»

«Этикет телефонного разговора», «Виды печатной продукции»

Просмотр презентаций по теме.

Дать представления о журналистике, корреспонденте, фоторепортере, о значимости данных  профессий  во все времена, а также об орудиях их труда.

Введение в словарь детей  понятий: интервью, корреспондент, респондент, диктофон, микрофон.

Сентябрь-октябрь

2

НОД «Какие предметы делают работу журналиста удобной»

Знакомство с техническими средствами: микрофоном, диктофоном, фотоаппаратом.

октябрь-

3

Мы журналисты. НОД «Учимся представляться, будем знакомы»

Дать знания о нормах речевого общения с взрослыми и сверстниками. Приучать использовать эти знания, как на занятиях, так и в реальных жизненных ситуациях.

ноябрь

4

Посещение библиотеки

Викторина «Лучший знаток сказок»

Знакомство с нормами поведения в общественных местах, правилами пользования книгами,  детскими журналами.

Воспитание желания посещать библиотеку вместе с родителями. Расширение знаний о сказках.

декабрь

5

«Мы журналисты»- режиссерская игра в действии: взять интервью у воспитателя другой группы, повара, муз. руководителя, заведующей, медсестры.

Совершенствование умений строить диалог с использованием опорных карт-схем.

Обучение детей самостоятельному умению формулировать и задавать вопросы

Ноябрь - январь

Встречи с интересными людьми: корреспондент газеты «Волжские вести»; библиотекарь, учитель.

Способствовать  формированию всесторонне развитой личности, становлению их социально-коммуникативных навыков, нравственных качеств, инициативы.

Январь

февраль-

6

 «Творческие командировки» на работу к своим родителям.

Развитие интеллектуальных процессов и коммуникативных умений. Воспитание самостоятельность,  интереса  к профессиям, уважения к труду взрослых.

Февраль- март

7

 Работа с родителями

Создание коллекции «Детские журналы и газеты»

Оказание помощи педагогу  по работе над проектом.

Октябрь-ноябрь

8

Во время «Творческих командировок»

Оказание помощи ребенку: в написании диалога, в записи видиосьемки и фотографии.

Февраль- март

1

Речевое развитие

Просмотр и чтение газет "Волжские вести», «Волжская правда», газеты ДОУ «Радуга-информ». Прочтение  статей о жизни детского сада, группы.

Знакомство с периодическими печатными издательствами, статьями, рубриками.

Октябрь- ноябрь

НОД  «Чтобы дети больше знали, есть газеты и журналы»

Знакомство с периодическими журналами и газетами.

Расширение  кругозора  детей.

 Воспитание  интереса  к чтению и  рассматриванию.

ноябрь

2

«Мы журналисты» интервью с воспитателем.

«Как вести себя во время интервью» -мимика и жесты

Знакомство с правилами  поведения во время интервью. Закрепление норм речевого общения с взрослыми. Развитие умения строить диалог, используя схему его ведения.

декабрь

3

Утренняя игра с родителями, блиц-интервью – «Ты мне вопрос – а я тебе», по интересующим детей темам, в соответствии с календарно- тематическим планированием.

Обобщить знания детей о правильном поведении во время интервью, умении правильно строить предложение, умение выслушивать собеседника  до конца, проявлять выдержку.

декабрь

4

Чтение художественной литературы.

Чтение В. Маяковский «Кем быть»;

Заучивание стихотворения «Моя мечта»

декабрь

5

Чтение и драматизация диалогов басен И.А.Крылова «Ворона и Лисица»,  «Стрекоза и муравей»;Н. И.. .Сладкова «Ласточка, латочка», «Лисица и еж», «Белка и медведь».

Обучение пересказывать по ролям. Развитие диалогической речи; интонационной стороны речи; отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков;развитие невербальных средств общения (мимики, жестов);.

январь

6

Работа с родителями

Составление рассказов о своей профессии, понятным жанром для детей (можно использовать прозу и стихи). Собрать материл, включить в альбом «Профессии моих  родителей».

Использование в работе с детьми по тематической теме «Профессии»

Расширение знаний детей о профессиях и об орудиях их труда.

Воспитание уважения к труду взрослых.

декабрь

1

Социально – коммуникативное развитие

. Сюжетно-ролевые игры «Мы-журналисты», «Дружеское интервью», «Интервью литературного героя»

Формирование  умений выполнение  ролей в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты для игры и современные медиа средства.  Развитие коммуникативности и успешного взаимодействия детей друг с другом.

Формирование умений  задавать вопросы.

В течении всего проекта

2

Д/и «Угадайте, какая профессия у человека»

«Что лишнее?», «Я - журналист», «Самый интересный сюжет», «Не ошибись».«Подбери то, что тебе нужно для работы». 

Закрепление знаний о профессиях и об орудиях их труда.

Воспитание  дружеских взаимоотношений, умение договариваться.

В течении всего проекта

3

Самостоятельная драматизация

Устранение избыточного, психоэмоционального и мышечного напряжение вовремя речи. Развитие уверенности  в себе, умение устанавливать эмоциональный контакт с товарищами. Воспитание  внимания, артистизма.

Январь-апрель

4

«Круг друзей» - моделирование ситуаций  с элементами интервьюрирования.

Обучение детей  умению формулировать и задавать вопросы, самостоятельно строить  высказывания,  излагать свои мысли развернуто и связно. Поощрение  попыток высказывания своей точки зрения.

ежедневно

5

Работа с родителями

« Словесные и коммуникативные игры»

Ознакомление родителей со словесными и коммуникативными играми  с целью проигрывания их дома. «Полезные советы»

1

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, детских журналов

Знакомство с периодическими печатными изданиями. Развитие интереса к литературе.

2

НОД по изо «Моя семья», «Кем хочу я стать», «Профессии»

 Развитие художественного вкуса, художественно-творческих способностей воспитывать желания заниматься  творчеством.

3

Создание альбома «Профессии моих родителей»

Расширение знаний о профессиях.  Воспитание уважительного отношения к взрослым, к их труду.

Знакомство с музыкальными произведениями

Разучивание  песни «Кем бы я хотел бы стать»;

февраль

4

Работа с родителями

Пополнение развивающей среды группы. Сшить головные уборы, галстуки, косынки для «юных журналистов.

Вовлечение родителей в проектную деятельность.

Октябрь-ноябрь

1

Физическое развитие

Валеологическое просвещение детей

Гимнастики, п/игры, прогулки, экскурсии

Показать необходимость укрепления здоровья, так как журналисту необходимо много ездить, чтобы быть в гуще всех событий.

Развитие физической выносливости, укрепление здоровья.

В течении всего проекта

IIIэтап. Заключительный

Познавательное Речевое развитие

НОД « Все работы хороши»- открытое, для педагогов и родителей

Развитие  связной диалогической и монологической речи у детей  посредством интервью.

Развитие  коммутативных навыков  взаимодействия друг с другом, родителями и гостями детского сада.

апрель

Сообщение на педагогическом совете.

Трансляция и обмен опытом.

май

Список литературы

  1. Арушанова А.Г. , Дурова Н.В.,. Иванкова Р.А, Рычагова Е.С Истоки диалога 5-7 лет, М., Мозаика-синтез,2004
  2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения№1, январь 2015г,  А. В. Власова  «Проект «Юные журналисты», с.55-61.
  3. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.-М.Аквариум,1995.
  4. Интернет – ресурс.

В ходе проекта был  воплощен весь  план реализации, через содержание которого решали коррекционные, развивающие и воспитательные задачи.

Для того чтобы отследить результативность работы была проведена диагностика  речи детей.

Сформированность речевых процессов . 2015-2016 учебный год.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что речь детей улучшилась: звуковая культура речи  на 26,2%,лексико - грамматика на 31,1% умение строить связный рассказ на 28,3 %

В ходе проекта дети приобрели знания норм речевого общения с взрослыми и сверстниками, стали использовать полученные знания, как на занятиях, так и в реальных жизненных ситуациях. В речи детей часто можно услышать: «Разрешите задать вам несколько вопросов», «Разрешите, вас, сфотографировать»и т.д. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря  речевого этикета. Ребята научились вести диалог, описывать интересное событие. У некоторых детей улучшилась выразительность речи, которая позволит им стать хорошими собеседниками, и в будущем  выступать перед аудиторией.

            Всё, вышеизложенное подтверждает, что  метод детской журналистики, в частности интервьюирования, усиливает речевую мотивацию, помогает развивать диалогическую речь, дает возможность интеграции всех образовательных областей и его необходимо использовать в работе с детьми ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...