Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Занятие для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Путешествие по сказкам»
Многие современные дети мало знакомы с русскими народными сказками. Занятие, представленное воспитателем, направлено на обобщение представлений дошкольников о русских народных сказках.
Вместе со сказочницей и колобком дети совершат увлекательное путешествие в мир сказок: отгадают сказочные загадки, растущие на волшебном дереве, рассмотрят вещи героев, хранящиеся в медвежьем коробе, поиграют в занимательные игры.
Цель: обобщение представлений детей о русских народных сказок.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую речь: продолжать учить участвовать в беседе, понятно для сверстников отвечать на вопросы и задавать их.
2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знания о русских народных сказках: волшебная, народная, волчок – серый бочок, мышка норушка, лягушка квакушка и т.д.
3. Воспитывать у детей к русскому народному творчеству.
Оборудование: костюм сказочницы, колобок, корзина с предметами (пирожок, репка, яичко, три ложки, красная шапочка, рыба, скалочка), набор картинок (мышка, лягушка, лисичка, волк, заяц), яблоки с загадками, яблонька, короб, разрезные картинки.
Ход:
Организационный момент
Дети заняты свободной деятельностью, под музыку "В гостях у сказки "вхожу я (воспитатель) надеваю кокошник и платок на плечи.
Сказочница:
-Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
Сказочница:
- Здравствуйте, здравствуйте, детушки! Я сказочница, Василиса Премудрая, а вы любите сказки? (ответы детей). Садитесь скорее на стульчике и послушайте, что я вам интересного сейчас расскажу.
Сказочница:
-Ребятушки, а вы знаете, что в давние, давние времена люди не умели ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали «из уст в уста». А эти детки – своим детям.
Сказочница:
-Ребята, как вы думаете почему говорят народная сказка? (ответы детей)
-А как вы думаете, почему сказки называют волшебными?
(примерные ответы детей: сказки волшебные, потому, что в них животные умеют разговаривать, лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят и т. д)
-А чему учат русские народные сказки? (ответы детей).
Сказочница:
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам? Вы согласны? (ответы детей). Дороженька нам предстоит дальняя. И дорогу найти к русским народным сказкам поможет, нам угадайте кто? Он кругленький, румяненький, весёлый и песенки любит петь. Кто это? (ответы детей)
Сказочница:
- Правильно, колобок (показывает детям колобка). Ой, непоседа какой, куда же покатился колобок, пойдёмте – ка за ним (воспитатель прокатывает колобка к яблоньке, дети идут за колобком)
Сказочница:
- Ребята, колобок привел нас с вами к яблоньке. А вы знаете, в какой сказке встречается яблонька? (ответы детей). Посмотрите, а яблочки на ней не простые, а с загадками.
Загадывание загадок
Воспитатель предлагает детям по очереди снимать яблочки, на обороте написаны загадки, дети слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название:
-Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. («Волк и козлята»)
-Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая, голубая речка,
Все нам помогали, все нас укрывали,
К матушке и батюшке мы домой попали.
Кто унес братишку? Назовите книжку? («Гуси-лебеди»)
-Сидит в корзинке девочка,
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой. … («Маша и медведь»)
- Надо курочке бежать
Петушка скорей спасать
Он так торопился,
Бедный, подавился. («Петушок и бобовое зернышко»)
Сказочница:
- Молодцы ребята, все сказки отгадали. Наш колобок покатился дальше, куда же он нас приведёт (воспитатель прокатывает колобка к коробу).
Сказочница:
- Ребята, как вы думаете, кто мог оставить короб? (ответы детей) Правильно медведь, а как в сказках называют медведя? (примерные ответы детей: Михайло Потапыч, Миша косолапый, Топтыгин, дядя Миша и т. д)
Сказочница:
- Ребята, а в коробе, что-то лежит (достает картинки с изображением героев), давайте пройдём, сядем на коврик. В сказках живут разные звери и у каждого из них есть своё сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжайте:
Мышка … норушка
Лягушка … квакушка
Зайчик … побегайчик
Лисичка … сестричка
Волчок …серый бочок или зубами щёлк.
Сказочница:
-А теперь на оборот, я назову прозвище. А вы догадайтесь о ком речь:
Косолапый …. медведь
Косой … заяц
Кумушка … лиса
Серый бочок … волк.
Сказочница:
-Наш колобок устал, он немножко отдохнёт, а мы с вами поиграем.
Физминутка «Мы по сказкам походили»
-Мы по сказкам походили
В них всё круто изучили (шагают на месте)
Мы ногами топали (топают ногами)
Мы руками хлопали (хлопают в ладошки)
Будут в сказках помнить нас
Поклонились мы на раз (наклонились)
А на два поднялись (выпрямились)
Всем поулыбались (улыбаются).
И опять потопали (топают)
И ручками похлопали (хлопают)
Вот какие молодцы
Вот какие удальцы (руки на пояс)
Сказочница:
- Посмотрите-ка, а наш колобок покатился дальше. Интересно куда он нас приведёт (воспитатель прокатывает колобка к корзинке)
Сказочница:
- Ребята, давайте с вами посмотрим, что лежит в волшебной корзине (в корзине лежат предметы из сказок). Как много здесь предметов, давайте с вами попробуем отгадать из какой сказки эти предметы (дети с воспитателем садятся на коврик, по очереди достают из корзины предметы и говорят из какой сказки эти потерянные предметы)
Игра «Волшебная корзинка».
- Пирожок – «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»
- Репка – «Репка»
- Три ложки – «Три медведя»
- Яйцо – «Курочка Ряба»
- Красная шапочка – «Красная шапочка»- Рыба – «Лисичка-сестричка и серый волк»
- Скалочка «Лисичка со скалочкой».
Сказочница:
-Молодцы, ребята! А колобок предлагает вам поиграть в интересную игру «Угадай-ка».
Игра «Угадай-ка»
– Какую песенку пел Колобок? (ответы детей)– Что пела коза своим козлятам? (ответы детей)
–Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе? (ответы детей)
– Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост? (ответы детей)
– Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда? (ответы детей)
Сказочница:
-Молодцы ребята, а колобку пора возвращаться обратно в сказку, давайте с ним попрощаемся (дети прощаются с колобком и воспитатель прокатывает колобка в сторону дверей).
Воспитатель снимает кокошник и платок.
Воспитатель:
-Ой, ребята, посмотрите колобок на прощание, оставил нам конверт, давайте посмотрим, что в нём (открывает конверт)
Переход в другой вид деятельности.
Воспитатель:
-Колобок картинки перепутал,
Сказки все он спутал. Картинки мы должны собрать,
Сказку русскую назвать (дети проходят за столы и начинают собирать из разрезных картинок сказки, воспитатель снимает костюм и присоединяется к детям)
Конспект ОД по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка»
Цель1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком. . Закреплять умение разгадывать загадки.
5. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал: снежинки, мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка), картинка совы, картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк ,заяц), модули, разноцветные листья из картона.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
(В группе на полу по кругу разложены листочки из цветного картона).
Воспитатель:
"Собрались все дети в круг,( дети встают на снежинки)
Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).
И друг другу улыбнёмся"(улыбаются)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!
«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Золотой ключик»! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»
Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?
(ответы детей)
Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!
Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».
(выполнение движений по тексту)
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс,)
У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)
Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке. ( по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?
(Из-за ширмы появляется сова)
Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?
(ответы детей)
Сова: Кто я?
(ответы детей)
Сова: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете песенкукомарика?
Дети: з-з-з-з
Сова: песенку жука?
Дети: ж-ж-ж-ж
Сова : ветра?
Дети: ш-ш-ш-ш,
Сова : водички?
Дети: с-с-с-с
Сова: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
песенку комарика (З) - заяц, машина, коза,зима, снег; забор, велосипед .
песенку жука (Ж) - живот, белка, жираф, дом, гараж, яблоко, ёжик, ножик;
песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, бумага, машина;
песенку водички (С) - стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.
- Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждёт! Идите по извилистой дорожке! До свидания, дети.
Дети: До свидания, сова!
Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.
Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!
Дети: Здравствуй, белочка!
Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.
Дидактическая игра: "Назови одним словом"
Белочка: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза
Дети: насекомые;
Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр
Дети: деревья;
Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка
Дети: птицы;
Белочка: брусника, земляника, малина, смородина
Дети:ягоды;
Белочка: ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек
Дети: цветы;
Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик
Дети: животные
Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"
Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие
Дети: лапищи.
Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя - большой
Дети: носище.
Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие
Дети: глазищи.
Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!
Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы и там встретите зайчика! До свидания!
Дети: До свидания!
(По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание).
Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.
Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и снежный лаз, давайте по нему проползём!
Смотрите, какие-то пенёчки, давайте сядем, отдохнём.
А кто это там выглядывает из-за сугроба? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!
Зайчик: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: А почему ты прячешься?
Зайчик: Я боюсь.
Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.
Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать снежок, а вы в ответ называть слово ласково и бросать снежок мне!
Дидактическая игра "Назови ласково"
гриб – грибочек, лист - листочек, , ветка - веточка, куст - кустик, ягода - ягодка, трава - травка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек, облако- облачко.
Словесная игра "Большой - маленький?"
Лиса - лисёнок, волк - волчонок, медведь - медвежонок,
белка - бельчонок, ёж – ежонок, тигр – тигренок, слон – слоненок, лев – львенок, заяц – зайчонок, мышь – мышонок.
Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, обходя ёлочки, под одной из них живёт ёж. Счастливого пути!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за комочек лежит под елкой?
(ответы детей)
Ёжик: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.
Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»
Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её?..
(лиса)
Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет, Был он там… Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка. Так ведь это…
(белочка)
Лежала между ёлками Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала.
(ёж)
Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, А от голода – кора.
(заяц)
Серый, страшный и зубастый Произвел переполох.
Все зверята разбежались. Напугал зверят тех…
(волк)
Ежик: Молодцы! Много знаете!
Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое, ёжик за игру, но нам пора прощаться. До свидания, ёжик!
Ёжик: До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята! Вы, наверно замерзли. Нам уже пора возвращаться в детский сад.
Двигательное упражнение «По снегу побежали».
(выполнение движений по тексту)
Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)
Друг за другом дружно встали
И по снегу побежали! (бег на месте)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Раздеваемся. Скажите, где мы гуляли?
(ответы детей)
Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?
(ответы детей)
Воспитатель: Вам понравилась прогулка?
С кем вам больше всего понравилось играть?
(ответы детей).
Направления работы по развитию речи в средней группе
- Поощрение общения между детьми. Это способствует естественному формированию навыков.
- Обучение пересказывать прослушанные сказки, истории, произошедшие события, сюжеты просмотренных мультфильмов.
- Обсуждение изображений и картинок стимулирует развитие речи, логического мышления.
- Использование ролевых игр, как средства раскрепощения малышей.
Планирование детского обучения помогает эффективнее провести работу по формированию устной речи и умению общаться с другими людьми посредством речи. Фундаментом обучения является литературный язык. Итоговый план обучения должен соответствовать требованиям стандарта ФГОС дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...
Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...
Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи: звук и»
Конспект занятия "Звуковаят культура речи: звук и."...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....
Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...