Развитие речи дошкольников
материал для подготовки к егэ (гиа) по развитию речи на тему

Кравцова Анастасия Владимировна

Развитие речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d.r._razvitie_rechi.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Электронный журнал

Электронный журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад»





Психологическая коммуникация

Как развивать речь ребенка: учим родителей в игровой форме

Альфина Павлова
педагог-психолог МАДОУ «Детский сад “Гнездышко”», город Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ

Развивать речь ребенка могут только специалисты — так считает большинство родителей. Однако есть методы и приемы, которые можно использовать дома. Расскажите о них в игровой форме на родительском собрании в подготовительной к школе группе.



Предлагаем сценарий родительского собрания «Играем и познаем» с элементами социо-игровой технологии. Эта технология основана на взаимодействии в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры. Предложили ее для работы с детьми В.М. Букатов и Е.Е. Шулешко. Но использовать технологию можно и с родителями.

Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 году. По замыслу авторов, первая часть — социо — означает малый социум (не социальный), поэтому правильное написание названия технологии через дефис. Вторая часть — игровой — подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, с двигательной активностью, непредсказуемостью — т. е. интерактивную.

Главная цель взаимодействия с родителями детей с нарушениями речи через социо-игровую технологию — побудить их к социальной активности и саморазвитию. Играя, как в детстве, родители смогут:

  • лучше понять своих детей;
  • поделиться опытом с другими и получить советы;
  • сформировать систему представлений о воспитании ребенка;
  • получить педагогические знания естественным образом;
  • почувствовать себя в ситуации успеха.

Социо-игровая технология поможет родителям сплотиться в решении общей проблемы и найти общий язык со специалистами ДОО.

Чтобы провести родительское собрание в социо-игровом стиле, придерживайтесь двух правил: 1) сочетайте двигательную активность участников со сменой местоположения, поз, видов деятельности, чередуйте задания — это позволит родителям переключиться, снять напряжение и при этом быть активными и работоспособными; 2) работу проводите малыми группами.

Приложение

Сценарий родительского собрания «Играем и познаем»

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах развития познавательной и речевой сферы ребенка.

Задачи:

1) расширить педагогические знания родителей о познавательной сфере и ее составляющих: мышлении, внимании, памяти, воображении;

2) показать примеры игр для развития памяти, внимания, творческого воображения, речи, в которые можно играть в любой обстановке (дома, на улице, в дороге, транспорте).

Количество участников: 15–20 человек.

Продолжительность: 1–1,5 часа.

Ведущие: педагог-психолог, учитель-логопед.

Ход родительского собрания

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Вступительное слово

Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады нашей встрече! В вашей семье растет ребенок, и близится то время, когда он пойдет в школу. Это важное и волнующее событие в жизни всей семьи, которое коснется всех ее членов: кто-то приобретет новые обязанности, кто-то, напротив, станет уделять домашним делам меньше времени. Но самое главное — изменится ваш ребенок.

Многие родители дошкольников стараются обучить ребенка чтению, письму, математике и думают, что этого достаточно — ребенок готов к школе. Конечно, неплохо, если ребенок умеет читать, писать, считать, но это не самое главное. Важно развивать все психические процессы: внимание, память, мышление, речь, общую и мелкую моторику. Это основа хорошей учебы, психического здоровья.

Часто можно слышать от родителей, что недостаточно времени на занятия с ребенком. Но совсем необязательно тратить огромное количество времени на то, чтобы просиживать с ребенком за столом и принуждать выполнять какие-либо задания для развития психических процессов. Можно это делать в непринужденной обстановке, используя каждую возможность. И делать это в увлекательной форме для ребенка, а именно — в игре. Ведь игра для ребенка является ведущей деятельностью, это его мир, его стихия.

Игра развивает у детей двигательные, умственные, речевые навыки. Обучение и игра — совместимые процессы в дошкольном детстве. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, даже не догадываясь об этом. Поэтому вам, уважаемые родители, необходимо научить ребенка играм, которые будут развивать его речь, выработают у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать действия.

Обсуждаем общие проблемы

Учитель-логопед: При обучении чтению и письму в школе ребенок может столкнуться с трудностями, которые имеют различные причины. На начальном этапе — это нарушения звукопроизношения, недостаток словарного запаса, несформированность грамматического строя речи, низкий уровень развития фонематического и зрительного восприятия и другие.

На седьмом году жизни ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, фразы — четко и внятно, с различной громкостью и интонацией. Употреблять слова всех частей речи. Уметь произносить слова сложной слоговой структуры (регулировщик, водопроводчик, парикмахерская, милиционер и др.). Это важно не только для успешного овладения письменной речью, но и для его психологического комфорта в новом коллективе.

Мы хотим вам предложить поиграть в те игры, в которые не только интересно играть, но и полезно, потому что они развивают познавательную сферу детей: внимание, мышление, память, речь. В эти и аналогичные игры можно играть с детьми в любое время и в любом месте: на кухне, на природе, в дороге.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2. Упражнение «Приветствие»

Цели: познакомить участников, активизировать детское эго-состояние родителей, создать основу для дальнейшей работы.

Педагог-психолог: Предлагаю вам поприветствовать друг друга. Для этого необходимо по очереди представиться: «Здравствуйте, меня зовут…» — и продолжить предложение «В детстве я был (а), любила…».

3. Упражнение «Я иду в поход»

Цели: создать позитивный настрой на работу, сплотить родительский коллектив, развить внимание и память.

Педагог-психолог: Выберите водящего. Он начинает фразу: «Когда я иду в поход, я беру с собой… (например, палатку)». Следующий участник повторяет эту фразу, имя предыдущего участника, предмет, который он назвал, и добавляет свой предмет. Игру продолжаем до последнего участника.

4. Разминка «Города»

Цели: активизировать участников, сплотить родительский коллектив.

Инструкция. Педагог-психолог раздает участникам листочки с названиями городов. Ведущий объявляет: «Поезд следует из… (например, из Москвы в Санкт-Петербург)». В этот момент участникам, у которых на листочках написаны названия этих городов, должны поменяться местами.

5. Игра «Земля — воздух — вода»

Цель: развить внимание, память.

Инструкция. Педагог-психолог бросает мячик любому участнику и дает одну из четырех команд: «земля», «воздух», «вода» или «огонь». При команде «земля» участник, которому брошен мяч, должен назвать любое животное; «воздух» — птицу; «вода» — рыбу; «огонь» — успеть три раза хлопнуть в ладоши.

Повторять слова нельзя. Участник, который ошибся или замешкался, выбывает из игры. В итоге остаются самые внимательные и находчивые.

Учимся играть вместе

6. Игра «Вера, надежда, любовь»

Цели: развить мышление, воображение, память, расширить словарный запас.

Инструкция. Учитель-логопед предлагает родителям рассчитаться на «веру, надежду, любовь» и составить таким образом три команды. Каждой команде раздает задания в конвертах. Время выполнения — 5 минут. После того как время истечет, команды представляют свои ответы.

Команда «Вера». Задание «Что снаружи, а что внутри». Придумать не менее 10 пар предметов, что снаружи, а что — внутри, например:

  • кошелек — деньги;
  • портфель — тетради;
  • кастрюля — каша;
  • горшок — цветок;
  • аквариум — рыбы.

Команда «Надежда». Задание «Подбери слово». Подобрать к прилагательному как можно больше слов, например: что бывает круглым (мяч, шар, колесо, солнце и т. д.), длинным, высоким, колючим, зеленым, голубым, синим, фиолетовым, быстрым, легким и т. д.

Команда «Любовь». Задание «Подбери объект к действию». Назвать объекты, которые совершают те или иные действия. Например:

  • Кто и что плавает? (Человек, доска.)
  • Что греет? (Солнце, печь, батарея.)
  • Что горит, летает, чистит, учит, радует, колет, режет?

7. Разминка «Назови пять…»

Цели: развить мышление (умение классифицировать), внимание, память.

Инструкция. Участники стоят в кругу. Педагог-психолог бросает мяч по очереди каждому родителю и называет задания, например: назовите пять имен девочек (названий фруктов, овощей, мебели, насекомых, птиц, музыкальных инструментов и т. д.).

8. Упражнение «На одну букву»

Цели: развить речь, внимание, сплотить группу.

Инструкция. Педагог-психолог предлагает родителям разделиться на две команды. Задает родителям любую букву. Каждая команда по очереди перечисляет предметы на эту букву, которые находятся в помещении.

Задание можно сначала выполнить на листочках. Выигрывает та команда, чье слово будет названо последним.

9. Кинезиологические упражнения

Цели: улучшить мыслительную деятельность, синхронизировать работу полушарий, улучшить процесс запоминания, повысить устойчивость внимания, облегчить процесс письма.

Упражнение «Лезгинка». Сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой руки. После этого одновременно поменять положение правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Упражнение «Ухо — нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Упражнение выполнять сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Повторить 8–10 раз. Если упражнение выполнять трудно, можно помогать себе командами «кулак — ребро — ладонь», произнося их вслух или про себя.

10. Рефлексия

Попросите участников поделиться впечатлениями от собрания, рассказать, что нового они узнали, была ли полезной информация и как они будут ее применять. Ответьте на вопросы родителей и раздайте памятки.

Памятка для родителей

Как готовить ребенка к школе

1. Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти игры и упражнения для развития внимания, памяти.

2. Развивайте у ребенка настойчивость, трудолюбие, умение доводить дело до конца.

3. Заучивайте с ребенком небольшое стихотворение один раз в неделю.

4. Формируйте у ребенка мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего.

5. Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями. Например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

6. Задавайте вопросы по содержанию мультфильма после его просмотра.

7. Спрашивайте ребенка после прогулок, что он видел на улице.

8. Загадывайте загадки.

9. Просите ребенка после чтения книги на ночь: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места». Например, третья строчка сверху, страница 15.

10. Беседуйте о прочитанных книгах. Выясните, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и т. д.

11. Переложите во время уборки какую-нибудь игрушку на другое место и попросите ребенка определить, все ли игрушки лежат на своих местах.

12. Научите ребенка играть в шахматы, шашки — эти игры называют «школой внимания».

13. Хвалите ребенка за каждый, даже маленький, успех.

Скачать памятку в pdf

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте
www.e.psihologsad.ru)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...