Игровой модуль «Чудо – дерево» Автор: Елена Геннадьевна Махнина, учитель-логопед МБДОУ № 125
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, устойчивости внимания, зрительной памяти, пространственной ориентировок, словесно-логического мышления, речевых процессов.
«Чудо – дерево» - это игровой модуль, выполненный из плотного картона, высотой 1,5 м. Представляет собой модель дерева, на которой расположены: кормушка, красный сапожок, предметные картинки. На стволе размещены схемы, модели для составления рассказов. Вокруг ствола располагается «столешница», на которой расположены бруски из разного материала (дерево, стекло, бумага, резина, губка и т.д.) и прямоугольники разного цвета (красный, фиолетовый, зеленый и т.д.), ориентирующие детей на описание предмета и составление связного рассказа. Слева и справа расположены картинки-«травы», с наклеенными подгруппами обобщающих понятий (насекомые, птицы, цветы, растения, грибы и т.д.). «Чудо-дерево» используется в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Может применяться как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с девочками и мальчиками совместно, либо, только в подгруппе мальчиков по типу соревновательного характера и меняющегося лидера, либо с подгруппой девочек в более медленном темпе. Многофункциональность данного пособия заключаются в постоянном обновлении и смене подвешиваемых предметов (мешочки, овощи, фрукты и т.д), иллюстраций и схем. Множество игровых моментов и упражнений, входящих в «Чудо – дерево», позволяют развивать у детей зрительное и тактильное восприятие, зрительное внимание, его устойчивость, зрительную память, пространственную ориентировку, мышление, речевые процессы. В зависимости от поставленных педагогом целей и задач, используется только выбранная часть дерева в запланированном мероприятии. Использование «Чудо – дерева» в диагностических мероприятиях, позволяет выявить имеющиеся у детей речевые нарушения. В коррекционно-педагогическом процессе, использование данного дидактического пособия, объединяет и углубляет взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения, поскольку каждый педагог может его применить в соответствии со своими поставленными целями и задачами. Данный игровой модуль предназначен для учителей – логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей групп компенсирующей направленности и групп общеразвивающего вида. Вариативность и мобильность использования «Чудо – дерева», нацеливает на организацию и проведение множества игр и упражнений. В данном случае, вашему вниманию, представляются 6 вариантов игр. Варианты игр и упражнений № 1. «Кто правильно выполнить действие?». Подвижная игра. Игра парами. Цель: закрепить у детей в понимании и правильном употреблении предлогов (-за), (-перед), (-из – за). А также наречий (слева, справа, вверху, внизу, около, рядом), способствовать развитию быстроты реакций и быстрому переключению в совершаемых действиях. Правила игры: педагог просит двух детей выполнить инструкцию – встать за дерево, встать около дерева и т.д. За каждое правильно выполненное ребенком действие, педагог выдаёт фишку. В конце игры подсчитывается количество набранных каждым ребенком фишек. Победителем оказывается тот ребенок, который набрал наибольшее количество фишек. № 2. «Кормушка и снегири». Игра организуется с двумя детьми. Цель: закрепить навык в образовании приставочных глаголов. Ход игры: двое детей берут по одному снегирю. Педагог предлагает «подлететь» к кормушке, отлететь от кормушки, улететь, облететь и т.д. Все действия детьми проговариваются. Побеждает тот, чей снегирь совершил правильные действия. Можно организовать и провести игру аналогично игре №1. № 3. «Под какими буквами спрятались листья?». Игра проводится в подгрупповом составе. Цель: способствовать развитию мышления, фонематических процессов, быстроты реакции и переключаемости, распределения внимания. Ход упражнения: детям предлагается внимательно посмотреть на кроны дерева. Увидеть, под какими листочками видны буквы. Одновременно на данную букву назвать слово. Но слово называется в соответствии с графической схемой, предложенной педагогом. На заранее приготовленных трех карточках изображены: лопата. Это значит, что нужно называть слова – действия. Зебра – это слова – предметы (кто?), стол (что?). Третья карточка – разноцветная. Это значит, что нужно называть слова - признаки. Например, буква З под листочком. На данную букву - назвать только слова – предметы (кто?), так как педагог поднял карточку, на которой нарисована зебра. В итоге подсчитывается количество правильных ответов каждой подгруппы. № 4. Игра «Кто?» или «Что?». Игра проводится с подгруппой детей. Цель: способствовать расширению лексического словаря и правильному пониманию вопросов «Кто?», «Что?». Ход игры: детям предлагается рассмотреть все дерево, и назвать только те слова, которые отвечают на вопрос «Кто?» или на вопрос «Что?». Побеждает та подгруппа детей, которая назовет больше слов. № 4. Игра «В мешочке или в сапожке?». Игра организуется с подгруппой детей. Цель: закрепить в понимании детей представления о твердости (Ш,Ж,Ц) и мягкости (Ц,Ч,Щ) звуков русского языка. Ход игры: каждой подгруппе предлагается набор картинок, начинающиеся на звуки Ш, Ж, Ц, Ч, Щ, Й, и подвощённые два сапожка и два мешочка для каждой подгруппе. Дети должны в соответствии с названием картинки, положить пуговицу в сапожок, если в слове слышится твердый звук, и положить губку в мешочек, если в слове слышится мягкий звук. Побеждает та подгруппа детей, которая правильно выполнила задание, и дети смогли между собой договориться. № 5. Игра «Путешествие муравья». Цель: способствовать построению связного рассказа по схемам. Игра организуется индивидуально. Ход игры. Ребенок берет мини-игрушку муравья, и двигается в направлении от корней по стволу, вверх. На пути он встречает «схемы», которые помогают ребенку составить последовательный рассказ. Например, вариант составленного рассказа: полз муравей по земле. Заполз на корни дерева, потом пополз по стволу. Муравей встретил насекомых (перечисляет), птиц (перечисляет), которые сидели на ветке. Он с ними разговаривал о том, где они бывают. Пополз муравей по стволу дальше. И с высоты увидел цветы (перечисляет и описывает их) и т.д. № 6. Игра «Угадай». Игра проводится со всей группой детей. Цель: развитие слухового восприятия, расширение адъективного словаря, согласования существительного с прилагательным в числе и падеже, логического мышления, быстроты реакции. Ход игры. Вариант 1. Детям предлагается посмотреть на «столешницу», прикрепленную к дереву. Педагог ставит на любой цвет фишку и просит назвать любой предмет, который бывает такого цвета. Например, фишка установлена на фиолетовом цвете. «Какой овощ бывает фиолетового цвета?» (баклажан). Вариант 2. Детям предлагается посмотреть на «столешницу», прикрепленную к дереву. Педагог ставит на любой из брусков фишку и просит назвать любой предмет, который сделан из такого материала. Например, фишка установлена на резиновом бруске. «Кто быстрее всех назовет предмет, который бывает резиновым?» (мяч). Побеждает тот ребенок, который назвал больше всего слов.
|
|