"Эксперименты для Винни- Пуха"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Речевое развитие детей средствами экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimenty.docx | 93.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Ознакомление с понятием воздух через детское экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- расширять знания о воздухе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас.
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха), а так же дать представление о том, что ветер – движение воздуха.
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
- активизировать речь и обогащать словарь детей.
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
- развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, бережное отношение к окружающей среде.
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа:
- беседы о воздухе.
- знакомство с некоторыми свойствами воздуха в опытнической деятельности.
- наблюдение на прогулке за ветром.
- чтение художественной литературы «ветер - ветерок» О Дриз, «Дуют ветры в феврале» Я. Аким., «Видел я, как ветерок...» С.Маршак
- игры с воздушными шарами и бумажными самолетиками, веерами.
- проведение дыхательной гимнастики.
- изготовление корабликов с парусами, вееров.
- работа по ОБЖ.
Словарная работа: юные экологи, лаборатория, опыты, прозрачный невидимый.
Оборудование и материалы:
Два тазика с водой, воздушный шарик, веера (по количеству детей) силуэты чашек с бумажными полосками (по количеству детей), ёмкость с водой, камушки на тарелочках, несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (половинка апельсина, долька чеснока, лук), салфетки (на каждого ребенка), мягкая игрушка Винни – Пух, сундучок, маски (розовые, голубые, ширма, изображение солнца, тучки).
Ход НОД
1. Сюрпризный момент. Звонок в домофон. Приходит «Винни - Пух» (мягкая игрушка) с двумя шарами (один раздутый), а сам грустный.
Воспитатель: Здравствуй Винни – Пух а почему ты такой грустный? (Винни – Пух – взрослый человек за ширмой говорит).
Винни - Пух: Ребята, мне на день рождения Пятачок подарил два шарика, я с ним играл, было очень весело. И вдруг я увидел, что один шарик загрустил, стал совсем худой. Что с ним произошло?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и грустным?
Дети предлагают разные версии.
Вывод: шарик сдулся и в нем нет воздуха.
Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы шарик снова стал круглым и веселым?
Дети: Надо его надуть.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, когда мы его надуем?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Откуда же берется в шарике воздух?
Дети: Мы его выдыхаем.
Воспитатель: Чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берем его?
Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель: Правильно, воздух находится везде: в группе, у вас дома, на улице нас окружает. Мы им дышим, значит воздух есть внутри нас.
Схема: Воздух находится вокруг нас
Воспитатель: Как в нас попадает воздух?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Правильно, давайте мы с вами вдохнем воздух через нос и выдохнем через рот
2. Винни – Пух крутит головой, что – то хочет рассмотреть.
Воспитатель: Винни – Пух что ты ищешь?
Винни – Пух: Я хочу увидеть воздух
Воспитатель: Ребята, вы воздух видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Невидимый
Винни – Пух: А я так хотел увидеть воздух, как обидно.
Воспитатель: Ребята давайте попробуем решить эту проблему.
3. Опыт с шариком:
Воспитатель надувает шарик и опускает отверстием вниз в тазик с водой и разожмет пальчики (дети наблюдают).
Воспитатель: Что появилось в воде
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Откуда они берутся?
Дети: Из шарика выходит воздух.
Воспитатель: Ребята, а почему пузырьки воздуха поднимаются вверх, а не опускаются на дно тазика?
Ответы детей.
Вывод: воздух легкий, он легче воды и поэтому пузырьки воздуха отстаются на поверхности воды.
4.Опыт с камушками.
Дети берет камушки и бросают в тазик с водой.
Воспитатель: Что вы видите?
Ответы детей.
Вывод: Правильно, камушки тяжелее воды и они утонут. Воздух легкий и пузырьки воздуха поднимаются вверх.
Винни – Пух: Как же это интересно. А можно воздух ощутить?
5. Опыт с веерами.
(Дети машут веерами на себя и друг на друга).
Воспитатель машет на Винни - Пуха
Воспитатель: Что вы ощущаете?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Какой ветер у вас получается (теплый, холодный)
Воспитатель:. что такое ветер?
Ответы детей.
Воспитатель: Ветер – это движение воздуха. Воздух не стоит на месте, он движется. Двигаться он может по - разному.
Медленно – и тогда появится тихий ветерок, быстро – появится сильный ветер и даже ураган.
Запись: шум ветра (слабый, сильный, ураган)
Схема:
Игра «Угостим медвежонка чаем»
Дети берут силуэты чашек с вырезанными полосками на верху полосками бумаги.
Дети дуют тихо, сильно на полоски.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: ветер.
Воспитатель: Какой ветер у вас получился? (тихий,сильный).
6. Вопросы:
- Сильный ветер – это хорошо или плохо?
- Почему?
- Слабый ветер – это хорошо или плохо?
- Почему?
- Холодный ветер – это хорошо или плохо?
- Почему?
Воспитатель: без ветра в природе и птицы не могли летать, исчезли бы некоторые растения, семена которых разносит ветер.
Воспитатель: А что заставляет воздух нагреваться в природе?
Дети: Солнце.
Воспитатель: С неба смотри Солнце миллион лет льет на землю солнце и тепло и свет.
Воспитатель: У меня есть волшебный сундучок. Хотите узнать, что в нем находится?
Тогда давайте подуем на него сначала слабо, тихо, а потом сильно. Сундучок и открылся. (в нем лежат маски: теплый ветер – розовые, холодный - голубые) выбирайте кто каким воздухом хочет стать.
Игра «Солнышко и тучка»
Воспитатель показывает солнышко и говорит: выглянуло Солнышко и нагрело воздух (дети в розовых масках начинают двигаться врассыпную под музыку) стал воздух теплым – теплым, потом показывает тучку и говорит: выглянула тучка и остыл воздух, стал холодным(дети в голубых масках начинают двигаться врассыпную). Воспитатель показывает Солнышко и Тучку и говорит подул ветерок (дети берет друг друга за руки и водят хоровод, исполняя песню).
Я – задорный ветерок.
Пролетел я сто дорог
Мелькали села, города
И вот я прилетел сюда
Бывал я не в одном саду
Ведь я с ребятами дружу.
Винни – Пух нюхает воздух. А чем пахнет воздух? Я хочу знать.
Воспитатель: Скажите, ребята воздух имеет запах.
Дети: Нет.
Воспитатель: А мы сейчас проверим.
7. Опыт: (баночки с продуктами)
В закрытых баночках апельсин, чеснок, лук. Поочередно открываются баночки и даются детям понюхать.
Воспитатель: Что вы почувствовали? Какие запахи?
Дети: Пахнет чесноком, луком, апельсином.
Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Запах чеснока смешался с воздухом. Каким стал воздух? (чесночным, апельсиновым).
Вывод: Запахи продуктов и других веществ передаются по воздуху и мы их чувствуем.
Схема:
Чтобы убрать запахи в комнате, что мы должны сделать?
Ответы детей: Надо открыть окна и проветрить помещение.
Воспитатель: Правильно в проветренной комнате легко дышится и крепко спится.
Воспитатель: Где полезно гулять?
Ответы детей.
Почему нельзя гулять возле автомобильной трассы?
Ответы детей.
Вывод: Всем людям нужен чистый воздух?
А кому еще нужен воздух?
Схема:
А что является главным насосом, который втягивает воздух у людей, животных, птиц.
Дети. Нос.
Игра «Кому принадлежат носы?»
Воспитатель: Ребята, сегодня вы с Винни – Пухом многое узнали о воздухе. Узнали, что вокруг нас есть..... воздух.
Он какой?
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы, правильно – воздух невидимый, легкий, движется, его можно ощутить, почувствовать.
- Ой, ребята, мы забыли про грустный шарик, который принес Винни – Пух, скажите мне пожалуйста, что надо сделать, чтобы шарик у Винни – Пуха стал круглым, упругим и веселым?
Дети: Надуть шарик воздухом.
Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает
Считалка (дети надувают шарик и отдают медвежонку).
Винни – Пух: спасибо ребята за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе, спасибо за мой шарик, теперь он стал снова веселым. А я вам дарю на память вот эти кораблики. Они отлично плавают в воде.
Ребята благодарят Винни – Пуха.
Воспитатель: Давайте, ребята отпустим кораблики в тазик с водой. Поплыли кораблики?
Дети: нет
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы они поплыли?
Дети: Подуть. Дети дуют.
Воспитатель: Вот и поплыли наши кораблики, скоро наступит весна и мы с вами возьмем кораблик на прогулку и будем пускать их по ручейкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Угости Винни-Пуха". Английский язык в ДОУ
Идея проекта:Творчески оформленный рецепт простого, но оригинального блюда ко Дню Винни-Пуха.Участники: Воспитанники подготовительных к школе групп и их родители.Цель проекта:Стимулировать совместную...
Ритмическая гимнастика "В гостях у Винни Пуха"
Ритмическая гимнастика "В гостях у Винни Пуха"...
В ГОСТИ К ВИННИ-ПУХУ (подгрупповое коррекционное занятие в подготовительной группе)
Цель: Закреплять знания детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели.Упражнять в прямом и обратном счете.Развивать логическое мышление....
Песенка Винни - Пуха
Занятие по математике в старшей группе....
В гости к Винни Пуху.
Досуг для младшего дошкольного возраста....
Сценарий дня рождения в семейном клубе "День рождения Винни - Пуха"
Праздник проводится 4 раза в год для именинников средних, старших и подготовительных групп (для детей, родившихся зимой, весной, летом или осенью) в рамках семейного клуба детского сада. На праздник о...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КЛУБ ДРУЗЕЙ ВИННИ-ПУХА» К ДНЮ РОЖДЕНИЯ ВИННИ-ПУХА
Материал может быть использован, как в качестве проектной деятельности по взаимодействию с родителями, так и как, наглядно-демонстрационный материал по образовательным областям : "речевое развити...