Дидактические игры по развитию речи.
статья по развитию речи
Дидактические игры по развитию речи.
Основные задачи:
- формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;
- формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;
- развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94 КБ |
![]() | 173.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию речи.
Основные задачи:
- формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;
- формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;
- развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.
Поезд.
Цели: учить детей глобальному чтению: учить отвечать на вопросы.
Оборудование: игрушечный поезд с пятью-шестью вагонами, игрушки (волк, лиса, заяц, собака, кошка и др), таблички с названиями игрушек, прикреплённые к вагонам поезда.
Речевой материал: будем играть; поезд едет. Собака, кошка, заяц, лиса, волк едут в гости к кукле. Покажи собаку (кошку…). Где едет лиса (волк, заяц…)?. Верно, неверно.
Ход игры.
Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Педагог достаёт из красивой коробочки игрушки, вместе с детьми называет их, даёт игрушку каждому ребёнку. Взрослый показывает детям поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного. Педагог говорит детям: «Будем играть. Лиса, волк, заяц… едут в гости к кукле. Где едет лиса (волк, заяц и т д)?» ребёнок, у которого данная игрушка подходит к поезду, находит вагон с табличкой ЛИСА, «усаживает» в него игрушку и вместе с педагогом сопряжено-отражённо прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не разместят своих животных по вагонам. После этого поезд уезжает.
Карусель.
Цели: те же. Оборудование: изображение карусели на картоне, фото детей, таблички с именами детей.
Речевой материал: имена детей. Это карусель. Будем играть. Кто это? Это Оля… Где Оля (Катя…)? Оля (Катя…) катается.
Ход игры.
Дети стоят полукругом около педагога. Педагог закрепляет на столе или на доске изображение карусели, сделанной из картона. Желательно закрепить карусель таким образом, чтобы можно было её вращать. В каждом «сиденье» карусели вставлена табличка с именем ребёнка, а на столе у педагога разложены фото детей. Педагог говорит: «Это карусель. Будем играть». Далее он просит одного ребёнка взять табличку со своим именем, прочитать её, подобрать к табличке фото и положить её на «сиденье» карусели. Таким образом дети размещают все фото на свои места в карусели. После этого карусель можно запускать.
После остановки карусели игру можно продолжать, только на этот раз педагог раздаёт детям таблички с именами друг друга, помогает каждому ребёнку прочитать имя. Затем ребёнок указывает на того, чьё имя написано на табличке, и подкладывает табличку к фото. Когда ко всем фото будут подобраны таблички, карусель снова запускается.
Нарисуй дорожку.
Цель: совершенствовать навык глобального чтения, учить понимать и выполнять поручения, развивать мелкую моторику.
Оборудование: лист белого картона с прорезями с двух сторон для домиков и табличек. С одной стороны и прорези вставлены домики с открывающимися окнами (в каждом окошке изображение игрушки: кукла, кот, рыба, мишка и т д), а с другой стороны в случайной последовательности в прорези вставлены таблички с названиями этих игрушек.
Речевой материал: вот дом. Что там? Открой. Там кукла (рыба, кот…). Нарисуй дорожку. Покажи куклу (кота, рыбу…).
Ход игры.
Дети стоят около доски. На доске закреплён лист картона, на котором с одной стороны расположены домики с открывающимися окошками, а с другой – в случайной последовательности таблички с названиями игрушек. Педагог говорит: «Будем играть. Вот дом (указывает на один из домиков). Что там?». П6едагог просит ребёнка найти соответствующую табличку, при этом он показывает на столбик, где написаны названия игрушек. После того как ребёнок правильно показал табличку, педагог просит его нарисовать дорожку: «Нарисуй дорожку». Ребёнок рисует дорожку фломастером от домика до соответствующей таблички. Педагог прочитывает со всеми детьми название данной игрушки. Дальше дети открывают другие окошки и подбирают таблички с названиями обитателей домика, рисуют дорожки.
Семья.
Цели: расширять словарь, совершенствовать глобальное чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога.
Оборудование: фланелеграф, картонный дом с окошками под каждым окошком сделаны прорези, в которые можно вставить таблички, акртинки с изображением членов семьи. Речевой материал: это дом. Тут живёт мам (пап, девочка…). Кто это? Где живёт мама (папа..)
Ход игры.
На фланелеграф прикрепляется картонный дом с окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Педагог раздаёт детям картинки с изображением членов семьи, спрашивая: «Кто это?». На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем педагог указывает на дом и сообщает: «Будем играть. Это дом. Тут живёт мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живёт мама?». Тот ребёнок, у которого картинка с изображением мамы, подходит к фланелеграфу и прикрепляет данную картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее педагог вместе с детьми прочитывает эту табличку. Игра продолжает до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.
Мишкин дом.
Цели: те же.
Оборудование: игрушечный мишка, игрушечная мебель (стол, стул, шкаф, диван, кровать, буфет), картонный или пластмассовый дом с окнами, дверью, со съёмной крышей или раздвигающимися стенами, платок.
Речевой материал: это дом. Тут живёт мишка. Что там? Что это? Стол, стул, шкаф, диван… Поставь стол (стул…).
Ход игры.
Дети полукругом располагаются вокруг стола педагога. На столе стоит картонный дом и рядом с ним игрушечный мишка. Педагог показывает на дом и говорит: «Это дом. Тут живёт мишка». Дети повторяют фразы за педагогом.
Педагог показывает на игрушечную мебель, накрытую платком: «Что там?». Он снимает платок и называет каждый предмет мебели, дети воспроизводят слова сопряжено-отраженно. Педагог заводит мишку в дом через дверь, указывает на окно: «Смотрите. Что там?». Педагог снимает крышу дома или раздвигает стены: «Смотрите». Каждый ребёнок по очереди подходит к дому и заглядывает внутрь. Внутри комнаты располагаются таблички с названиями мебели. Педагог предлагает ребёнку взять одну из табличек и подобрать соответствующий предмет мебели. Когда ребёнок подберёт предмет мебели, название повторяется со всеми детьми. Далее взрослый, показывая рукой внутрь дома, говорит: «Поставь стул (стол, шкаф…..) тут».
Игра продолжается до тех пор, пока дети не поставят всю мебель на свои места в комнате. Педагог сообщает: «Дом красивый. Мишка будет тут жить».
Поле чудес.
Цели: те же.
Оборудование: волчок со стрелкой, предметные картинки по числу детей (например, кофта, штаны, шуба, пальто, шапка, шарф), набор табличек с названиями предметов.
Речевой материал: это юла. Я буду крутить юлу. Что у тебя? Кофта, штаны…. Найди картинку. Покажи кофту (штаны…).
Ход игры.
На столе у каждого ребёнка лежит набор предметных картинок. У педагога на столе стоит волчок, к которому прикреплена стрелочка. Вокруг волчка лежат 5-6 табличек с назвниями предметов. Педагог говорит детям: «Будем играть. Я буду крутить юлу». После остановки волчка педагог деманстрирует табличку, на которую указала стрелка, и прочитывает табличку вместе с детьми. Педагог спрашивает: «Где такая картинка? Покажите». Дети дорлжны выбрать из набора соответствующую картинку и поднять её, чтобы педагог мог оценить правильность выбора. Затем педагог закрепляет в наборном полотне картинку и под ней табличку. Далее педагог вызывает одного ребёнка, чтобы тот раскрутил волчок. Игра продолжается до тех пор, пока не будут прочитаны все таблички.
Лото.
Цели:те же.
Оборудование: пять предметных картинок с изображением домашних животных, большая карта-лото, на которой написаны названия предметных картинок.
Речевой материал: кто это? Лошадь, коза, свинья…Свиньи нет.
Ход игры.
Ребёнок сидит за столом. Перед ним лежит большая карта-лото, на которой написаны названия домашних животных. Педагог говорит: «Будем играть», показывает картинку самостоятельно либо сопряжено-отражённо. Педагог просит найти название картинки на лото: «Где лошадь?». Ребёнок должен найти соответствующую табличку и прочитать её. Педагог отдаёт ему картинку, которую ребёнок подкладывает к табличке.
В середине игры педагог подкладывает картинку, названия которой на большой карте-лото нет. Ребёнок должен определить и сказать, что эта картинка лишняя: «Собаки нет». Затем игра продолжается.
Книга куклы.
Цели: совершенствовать навык глобального чтения; учить выполнять поручения, отвечать на вопросы педагога.
Оборудование: кукла с сумкой, набор табличек, книжка-самоделка с изображением мальчика (девочки), который выполняет разнообразные действия. Под рисунком приклеена полоска плотной бумаги для того, чтобы можно было вставить табличку.
Речевой материал: кукла пришла в гости. Кукла будет играть с ребятами. Это книга. Что там? Что делает мальчик? Мальчик бежит (идёт, стоит, упал). Иди, беги, прыгай, ползи.
Ход игры.
Дети стоят полукругом около педагога. Педагог показывает и говорит: «Кукла пришла в гости. Кукла будет играть с ребятами». Затем педагог указывает на сумку, которую «держит» кукла и спрашивает: «Что там?». Дети повторяют данный вопрос за педагогом. Кукла «достаёт» из сумки таблички и названиями действий (иди, беги…0, даёт детям поручения. Педагог вместе с детьми прочитывает каждую табличку, закрепляет её в наборном полотне. Дети выполняют соответствующие действия. Далее педагог заглядывает в сумку, достаёт из неё книжку и спрашивает: «Что это?». Дети самостоятельно или вместе с педагогом говорят «Это книга».
Педагог открывает книгу, показывает детям картинку на первой странице и спрашивает детей: «Что делает мальчик?». Ребёнок должен ответить («Мальчик бежит»…), взять из наборного полотна соответствующую табличку и закрепить её в книжке.
Шкаф с вещами.
Цели: те же.
Оборудование: шкаф из набора игрушечной мебели с полками и открывающимися дверьми, набор одежды для куклы, таблички с названиями предметов одежды.
Речевой материал: кукла неаккуратная. Тут платье, штаны, кофта, майка, шапка. Положи майку… Повесь платье…
Ход игры.
На столе у педагога стоит шкаф, а вокруг него набросана кукольная одежда. Педагог говорит детям: «Кукла неаккуратная. Одежда разбросана. Одежду нужно положить в шкаф». Педагог открывает дверцы шкафа и показывает детям, что на полках и на вешалках есть таблички с названиями одежды. Затем он просит одного из детей взять, например, платье и повесить в шкаф («Никита, возьми платье. Повесь в шкаф»). Ребёнок находит вешалку, к которой прикреплена табличка «ПЛАТЬЕ», и вешает платье куклы на эту вешалку. В случае затруднений можно взять из шкафа вешалку с табличкой и к ней подобрать соответствующий предмет. Затем другие дети точно также вешают или складывают вещи куклы в шкаф на свои места.
Разложи фрукты.
Цели: расширять словарь, развивать навык глобального чтения.
Оборудование: картинки с изображением фруктов или мелкие муляжи, поднос, фланелеграф, игрушечные корзинки или вырезанные из картона. К каждой корзинке прикреплена табличка с названием того или иного фрукта.
Речевой материал: яблоко, слива, груша, лимон, виноград. Что это? Что тут? Положи правильно. Возьми грушу… Тут лежит груша (яблоко…).
Ход игры.
Дети сидят за своими столами. Педагог показывает поднос, на котором лежат муляжи или картинки с изображением фруктов. Взрослый предъявляет детям поочерёдно все фрукты и о каждом из них спрашивает: «Что это?» дети называют фрукты.
Далее педагог ставит корзинки на стол ( или прикрепляет изображения корзинок на фланелеграф). Он раздаёт детям муляжи или картинки: «Маша, возьми грушу». После того, как ребёнок правильно выбрал картинку, педагог предлагает положить её в корзинку с соответствующей надписью. Ребёнок читает надписи на корзинках и кладёт картинку с изображением фруктов в нужную корзинку. Все вместе прочитывают слово, прикреплённое к корзинке и уточняют: «Тут лежит груша».
Делай как мы.
Цель: совершенствовать навык глобального чтения, учить выполнять поручения, активизировать словарь детей.
Оборудование: маленькие игрушки (зайчик, мишка, волк, собака, ёжик), таблички с названием действий.
Речевой материал: заяц, мишка, волк, собака, ёж, прыгайте, бегите, стойте, идите, танцуйте, верно, неверно. К нам пришли гости. Кто это?
Ход игры.
Дети сидят за своими столами. Педагог сообщает детям «К нам пришли гости. Кто это?». Взрослый показывает каждую игрушку, дети называют её. Затем педагог ставит игрушку на стол напротив детей. Рядом с каждой игрушкой педагог кладёт табличку, на которой написано какое-либо действие. Далее взрослый говорит: «Будем играть. Ребята, встаньте. Идите ко мне». После того, как дети встали полукругом около педагога, взрослый берёт игрушку (например, зайчика) и показывает ребятам его табличку. Дети выполняют соответствующие действия.
Нарисуй картинку.
Цели: развивать навык глобального чтения, учить детей отвечать на вопросы педагога, развивать связную речь детей.
Оборудование: фланелеграф, изображение объектов (дом, дерево, трава, солнце, девочка, мальчик, мяч), вырезанные из картона и наклеенные на фланель, таблички с названиями этих объектов.
Речевой материал: дом, цветы, трава, мяч, солнце, девочка, мальчик играет. Будем делать картину. Где цветы?.. Возьми цветы… Мальчик и девочка играют в мяч.
Ход игры.
Дети стоят полукругом около фланелеграфа. К фланелеграфу прикреплены таблички с названиями рисунков, а сами рисунки лежат на столе недалеко от фланелеграфа. Педагог говорит детям: «будем делать картину. Что написано?» например, педагог указывает на табличку «ЦВЕТЫ», прикрепляет на фланелеграф. После того как табличка будет прочитана, снимает её с фланелеграфа и на место этой таблички прикрепляет соответствующий рисунок. Ребёнок читает любую из оставшихся табличек, находит нужное изображение и заменяет табличку рисунком. Так постепенно складывается картина. После того, как картина собрана, П вместе с детьми ещё раз уточняет названия различных объектов, включает слова в состав предложений, демонстрирует их на табличках или записывает их на доске. Предложения прочитываются.
День рождение лисы.
Цель: совершенствовать навык глобального чтения, активизировать словарь детей, учить понимать вопросы и отвечать на них.
Оборудование: игрушки (лиса, кошка, волк, медведь, заяц, собака), таблички с названиями животных, игрушечный стол и стулья.
Речевой материал: лиса, медведь, кошка, волк, заяц, собака. У лисы день рождение. К лисе пришли гости. Лиса не умеет читать. Помогите лисе. Кто это?
Ход игры.
Перед детьми на столе стоит игрушечный стол и стулья. На каждом стульчике лежит табличка с названием того или иного животного. Появляется лиса. Педагог говорит: «У лисы день рождения. К лисе пришли гости».
Далее П указывает на стульчики с табличками, говорит: «Лиса не умеет читать. Помогите лисе. Посмотрите, кто тут». Дети рассматривают и читают таблички. За ширмой на другом столе находятся животные, которые пришли к лисе на день рождения. Дети вместе с П называют животных.
Затем П предлагает детям: «Давайте посадим животных на свои места». Он предлагает кому-то из детей взять табличку, найти соответствующую игрушку и разместить её на стуле. Игра продолжается до тех пор, пока дети не посадят за стол всех животных. Затем ещё раз уточняется, кто пришёл к лисе в гости, что делали гости на дне рождения.
Магазин.
Цель: те же.
Оборудование: три полки, натуральные или нарисованные на ватмане, игрушки или картинки с изображением игрушек (могут быть картинки с посудой, одеждой). Таблички с названиями игрушек.
Речевой материал: матрёшка, лопата, машина, кукла, рыба, пирамида. Это магазин. Я буду продавцом. Какую игрушку ты хочешь? Я купил зайку…
Ход игры.
На столе стоят полки с игрушками. В случае их отсутствия можно прикрепить к доске лист бумаги, на котором нарисовано три полки, к которым прикреплены картинки с изображением игрушек. Рядом с полками на столе лежат таблички с названиями игрушек. Взрослый показывает на полки и говорит: «Будем играть. Это магазин. Я буду продавцом. Саша, какую игрушку ты хочешь?». Ребёнок подходит к полкам, берёт одну из табличек с названием игрушки. В зависимости от речевых возможностей одни дети могут ограничиться только названием игрушек, другие пользоваться фразой. Ребёнок даёт табличку взрослому. Педагог просит сказать, что он купил.
Разноцветные флажки.
Цель: развивать навык глобального чтения, учить понимать и выполнять поручения, развивать восприятие цвета.
Оборудование: по пять флажков разного цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый), таблички с названиями цветов.
Речевой материал: зелёный, синий, красный, жёлтый. У кого такой флажок? Покажи флажок. У меня синий (зелёный…) флажок. Идите по кругу.
Ход игры.
Дети сидят за своими столами. У каждого ребёнка на столе лежат по два флажка разных цветов. Педагог показывает табличку с названием того или иного цвета, прочитывает её со всеми детьми и затем спрашивает: «У кого такой флажок? Покажите». Если дети хорошо запомнили обозначение цвета в письменной форме, можно предложить только таблички, а затем, после подбора соответствующего флажка, прочитать их вместе с детьми. Дети должны поднять флажок и сказать, какого он цвета.
Огород.
Цель:развитие навыка глобального чтения, расширение представлений об окружающем, развитие внимания.
Оборудование: большая карта с изображением огорода (на каждой грядке нарисован пустой кружок, а под ним написано название овоща), маленькие картинки с изображением картофеля, моркови, свеклы, капусты…
Речевой материал: картофель, капуста, морковь, свекла, лук…. Это огород. Тут растёт капуста, лук… Что там? Что это? Где растёт?..
Ход работы.
На столе у педагога лежит большая картина с изображением огорода. В конверте у педагога маленькие картинки с изображением овощей. Он говорит: «Это огород (показывает на большую картину). Тут растёт капуста, свекла…» далее педагог достаёт из конверта маленькую картинку с изображением, например, огурца и спрашивает: «Что это? Где растёт огурец?». Один из детей подходит к большой картине, находит пустой кружок, под которым написано ОГУРЕЦ и кладёт изображение огурца на пустой кружок. Затем педагог кому-то из детей достать из конверта картинку с изображением другого овоща, назвать его, а затем найти грядку, на которой он растёт. Детям задают вопросы: «Что это? Где растёт?»
Найди маску животного.
Цель: совершенствовать навыки глобального чтения, учить выполнять поручения педагога, отвечать на вопросы.
Оборудование: маски животных (кошки, собаки, белки, лисы), таблички с названиями животных, корзинка.
Речевой материал: вот корзина. Это кошка, собака, белка… Возьми такую маску. Кто ты? Я - лиса (волк). Наденьте маски. Будем водить хоровод.
Ход игры.
На столе у взрослого разложены маски. Педагог показывает детям корзину с табличками, которую он держит в руках и говорит: «Будем играть. Вот корзина. Тут таблички. Аня, возьми табличку». Ребёнок берёт табличку и читает совместно с педагогом. Затем взрослый предлагает: «Возьми такую маску». Ребёнок берёт маску, называет её и садится на свой стульчик. В конце игры взрослый задаёт вопрос каждому ребёнку вопрос: «Кто ты?». Ребёнок самостоятельно или с помощью педагога произносит: «Я – ЛИСА…», надевает маску животного. Потом хоровод.
Почтальон
Цель: те же.
Оборудование: конверты по числу детей, костюм почтальона, игрушки (мяч, рыба, кукла, машина), таблички, на которых написаны поручения.
Речевой материал: рыба, кукла, машина, лодка, иди, дай, возьми, убери. Что там?
Ход игры.
Дети сидят за своими столами. Входит «почтальон» с сумкой и говорит: «Привет! Сумка тяжёлая. Что там?» «Почтальон» достаёт из сумки по одной игрушке, спрашивая детей: «Что это?». Затем вынимает конверты и показывает их детям. Дети, прочитав имя на конверте, указывают на ребёнка, которому адресовано письмо. Почтальон отдаёт конверт этому ребёнку, тот открывает конверт и достаёт конверт этому ребёнку, тот открывает конверт и достаёт из него табличку с поручением, например: «Возьми лодку». Табличка прочитывается, затем ребёнок выполняет поручение. Игра продолжается до тех пор, пока «почтальон» не раздаст все «письма» детям.
Найди картинку.
Цель: активизировать словарь, совершенствовать навык глобального чтения, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением посуды (по пять картинок у каждого ребёнка), таблички с названием посуды.
Речевой материал: чашка, ложка, тарелка, блюдце, чайник. Покажите картинку. У кого такая картинка. Иди вперёд.
Ход игры.
Дети встают в шеренгу: у каждого ребёнка в руках по пять картинок с изображением посуды. Педагог стоит на расстоянии 1.5-2 м от детей. Взрослый говорит: «Будем играть», показывает детям табличку с названием посуды: «Читайте». Дети читают табличку вместе с педагогом, затем взрослый спрашивает: «У кого такая картинка? Покажите картинку?». Если ребёнок правильно показал картинку, он делает один шаг вперёд. Тот, кто показал неправильно, остаётся на месте. Побеждает тот, кто первый дойдёт до педагога.
Угадай.
Цель: развивать мелкую моторику, учить глобальному чтению, учить понимать вопросы и отвечать на них.
Оборудование: схематическое (черно-белое) картинки с изображением животных или пиктограммы, на которых представлены особенности внешнего вида животных (клюв гуся, пасть волка, уши лошади), таблички с названиями животных.
Речевой материал: чашка, ложка, тарелка, покажите картинку. У кого такая картинка? Иди вперёд.
Ход игры.
В основе игры лежит соотнесение положения пальцев с особенностями внешнего вида животных. На наборном полотне выставлены картинки или пиктограммы (что предпочтительнее) с изобрпажениями животных. На столах детей таблички с их названиями. Педагог уточняет название животных, указывая на картинку, он задаёт вопрос: «Кто это?» дети находят на столе нужную табличку и вместе с педагогом прочитывают её. Затем педагог воспроизводит положение пальцев рук особенности животного, например показывает клюв гуся, складывая пальцы, или делает движение двумя пальцами, демонстрируя ушки зайчика. Детям предлагается повторить. «Делайте тек», указать на табличку с названием животного: «Кто это?».
Дети по подражанию воспроизводят движения пальцев, указывают на соответствующую табличку и прочитывают её.
Лото
Цель: учить устно-дактильному чтению, закреплять тематический словарь.
Оборудование: карты лото, на которых представлены 4 изображения знакомых предметов с прописями; картинки с изображениями этих же предметов.
Речевой материал: читай, скажи рукой, говори устно, молодец, ошибся, повтори.
Ход игры.
Педагог раздаёт детям карты лото, уточняет, что нарисовано на картинках. Затем показывает детям картинку и просит прочитать устно-дактильно её название. Дети находят данное изображение на карте лото и прочитывать подпись к нему. Ребёнку, первому правильно прочитавшему слово устно-дактильно, выдаётся маленькая картинка, которой он закрывает соответствующее изображение на карте лото. Когда все подписи к картинкам прочитаны, дети считают, у кого закрыто больше картинок на карте лото.
Покажи.
Цель: учить читать с руки, учить выполнять поручения, предъявляемые устно-дактильно.
Оборудование: знакомые ребёнку игрушки или предметы другой тематической группы.
Речевой материал: читай, названия предметов, инструкции типа: «дай мяч, покажи куклу, возьми рыбу». Что я сказала?
Ход работы.
На столе разложены игрушки. Педагог даёт ребёнку поручение в устно-дактильной форме: «Дай куклу». Для того чтобы исключить чтение с губ, поручение может сначала предъявляться дактильно, а затем при появлении затруднений повторяться устно-дактильно. Когда поручения с игрушками выполнены, можно предложить выполнение поручений с использованием слов, обозначающих части тела: «Покажи нос (руки, глаза)». Дети, правильно выполнившие поручения, получат фишки или мелкие игрушки. В конце занятия подсчитывается количество фишек или игрушек у каждого ребёнка.
Что у тебя?
Цели: те же.
Оборудование: «чудесный мешочек», игрушки или предметы другой тематической группы.
Речевой материал: названия игрушек или предметов. Спрячь. Что у тебя? Я угадаю. У тебя мяч? Угадала. Я ошиблась.
Ход игры.
Педагог показывает ребёнку четыре-пять знакомых игрушек и кладёт из в мешочек. Педагог объясняет ребёнку, что он должен взять одну игрушку из мешочка и спрятать её. Взрослый закрывает глаза, а затем, открыв глаза, он должен угадать, какую игрушку спрятал ребёнок. Педагог называет игрушку устно-дактильно или, чтобы исключить чтение с губ, первый раз воспроизводит название игрушки только дактильно, а второй – устно-дактильно. Ребёнок отвечает «да» или «нет». Педагог называет разные игрушки, долго не может угадать спрятанную игрушку, чтобы поупражнять детей в чтении с руки. Угаданную игрушку ребёнок отдаёт педагогу. Игра продолжается, пока все игрушки не будут угаданы педагогом.
Соберём куклу на прогулку.
Цели: те же.
Оборудование: кукла, предметы кукольной одежды и обуви.
Речевой материал: кукла пойдёт гулять. Оденем куклу. Принеси (дай) пальто (шапку), надень платье (туфли)…
Ход игры.
Педагог сообщает детям: «Пойдём гулять с куклой. Будем одевать куклу». Он даёт поручения детям в устно-дактильной форме: «Принеси пальто (платье, шарф, шапку…). Надень пальто (платье, шарф…)». В игре у детей закрепляется умение понимать и выполнять поручения. В процессе сборов на прогулку детей им также предъявляется данный речевой материал в устно-дактильной форме.
«Что там?» («Кто это? Кто там?»)
цели: учить детей задавать вопросы взрослым и детям, развивать диалогическую речь.
Оборудование: игрушки или картинки с изображением знакомых предметов, разрезные картинки с несложной конфигурацией разреза, фото членов семей и педагогов.
Речевой материал: названия знакомых игрушек. Что там? Там мяч…? Угадал, не угадал. Я не знаю, что это. Спроси. (может быть материал по любой пройденной теме).
Ход игры.
Педагог показывает детям знакомые игрушки и просит назвать их. Затем указывая на ширму, сообщает: «Там тоже игрушки», предлагает детям: «Спросите, что там?». Педагог показывает, как надо спрашивать, обращает внимание на вопросительную мимику лица. Затем каждый ребёнок, пользуясь табличкой «Что там?» и воспроизводя вопрос устно, обращается к педагогу. Педагог отвечает на вопрос: «Там матрёшка» и показывает или даёт игрушку ребёнку.
В следующий раз прячет за ширмой знакомые игрушки, предлагает детям задать вопрос: «Что там?» или «Там мяч?». Если ребёнок правильно назвал предмет, педагог отдаёт ему игрушку. Если никто из детей не может угадать, ширма убирается, и дети называют игрушки.
Игру можно разнообразить за счёт введения новых игрушек.
Что делает…?
Цель: учить понимать вопросы и отвечать на них, самостоятельно задавать вопрос: «Что делает мальчик (мама)?»;развивать диалогическую речь.
Оборудование: картинки с изображением различных действий, выполняемых одним персонажем и разными (людьми, животными), сюжетные игрушки, фото детей и членов их семей, на которых они выполняют различные действия.
Речевой материал: что делает мишка (зайка)? Что делает Оля? Что делает мальчик? Что делает мама (папа…). Мальчик идёт, бежит, спит, ест. Покажи как…
Ход игры.
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, на которых изображен мальчик, выполняющий различные действия (идёт, бежит, упал…). Он использует вопрос «Что делает?», предлагает кому-то из детей воспроизвести действие («Покажи, что делает мальчик»). Во время демонстрации действия спрашивает у детей: «Что делает Саша?», ответ фиксируется на табличке и прочитывается: «Саша бежит». Таким же образом демонстрируются и уточняются другие действия.
Кроссворды.
Цели: учить детей звуко-буквенному анализу знакомых слов, учить читать, уточнять названия предметов по разным темам.
Оборудование: картинки, схемы кроссвордов.
Речевой материал: какое это слово? Что это? Заполни клеточки. Напиши слово. Названия предметов по теме, отражённое при составлении кроссворда.
Ход игры.
Педагог указывает детям на кроссворд и сообщает: «Будем заполнять клеточки. Тут разные слова». Сначала он предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем он объясняет, как вписать слово по клеточкам в схему кроссворда. Если дети не знакомы с данной игрой, педагог может на примере одного слова показать, как нужно записывать слово в кроссворд.
Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?
Цели: уточняет понимание детьми обобщающего значения глаголов, учить составлять предложения с глаголами настоящего времени, учить аналитическому чтению.
Оборудование: картинки с изображениями птицы, рыбы, лягушки, бабочки, осы, жука, белки, змеи, мышки…
Речевой материал: кто летает, ползает, плавает, бегает, прыгает? Птица летает, белка прыгает… и т д.
Ход игры.
Игра проводится на занятии по теме «Животные», когда дети познакомились со способами передвижения различных животных. Педагог раздаёт детям по несколько картинок, они отвечают на вопрос «Кто у тебя?» и называют животных. На доске прикреплены таблички со словами: «летает, ползает, прыгает…», которые прочитываются. Педагог вызывает ребёнка и предлагает ему разместить картинки под соответствующими картинками. Ребёнок прикрепляет картинку и говорит: «Рыба плавает». Дети оценивают правильность выполнения задания, ребёнок получает фишки по количеству правильно расположенных картинок. После размещения всех картинок, педагог спрашивает: «Кто летает?». Дети отвечают: «Птичка, бабочка, оса летает».
Опиши предмет.
Цели: учить использовать вопросительный и символический планы при описании предметов, составлять описание в определенной последовательности.
Оборудование: реальные предметы или муляжи (подбор предметов определяется темой занятия), карточки-символы или схема, на которой последовательно представлены символы, передающие величину, форму, цвет предмета. В зависимости от тематической принадлежности объектов подбираются дополнительные символы (где растёт, где живёт, где купили).
Речевой материал: названия предметов, опиши предмет. Что это? Какой по величине? Какой по цвету? Какой по форме? Где живёт? Где растёт? Для чего нужно? Где купили?
Ход игры.
Детям предлагается описать знакомый предмет. На первых занятиях описание предмета строится в виде ответов на вопросы: «Что это? Какой по форме? Какой по величине? Какой по вкусу?». Составленное описание прочитывается детям. Когда у них будет накоплен опыт описания предметов по вопросному плану, педагог может использовать одновременно и вопросный, и символический план. Для этого рядом с вопросом размещается карточка-символ, уточняется значение символов (предмет может быть большой, маленький, круглый, квадратный).
Кому что надо?
Цель: уточнять представления детей о профессиях, о занятиях и трудовых действиях людей, учить называть функции и свойства предметов.
Оборудование: шапочка врача (с красным крестом), колпак повара, элементы других профессий; коробка с игрушечными вещами – атрибутами различных профессий (шприц, половник, ложка…)
Речевой материал: повар, врач. Кто ты? Кому что надо? Для чего нудны? Передай врачу (повару). Градусник нужен врачу. Что надо врачу (повару)?.
Ход игры.
Педагог вызывает двух детей, на одного надевает шапочку врача, на другого – колпак. Уточняет названия, профессий, занятия врача, повара. Детей усаживают за стол лицом к другим детям. Затем педагог предлагает одному ребёнку достать из коробки вещь, назвать её, рассказать, для чего она нужна, и передать её по назначению.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Василёк»
Картотека игрового самомассажа для дошкольников
Разработала: Зайцева Н.В.
Логопед
Игровой самомассаж для дошкольников
« Утка и кот »
Самомассаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний
А уточки, а уточки
Все топают по улочке.
Идут себе вразвалочку
И крякают считалочку.
Утка крякает, зовет Поглаживать шею ладонями сверху
Всех утят с собою, вниз.
А за ними кот идет, Указательными пальцами растирать
Словно к водопою. крылья носа.
У кота хитрющий вид, Пальцами поглаживать лоб от середины
Их поймать мечтает! к вискам.
Не смотри ты на утят- Раздвинуть указательный и средний
Не умеешь плавать! пальцы, сделать «вилочку» и массировать
точки около уха.
«Дождик»
Самомассаж спины
Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом «паровозиком»
Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине.
По веселой звонкой крыше-
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите- Постукивание пальчиками.
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите-
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками.
Бом! Бом! Бом!
А уйду-тогда гуляйте-
Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками.
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше-
Бом! Бом! Бом!
«Чтобы не зевать от скуки»
Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на соответств. слова
Чтобы не зевать от скуки, Постучим и тут, и там,
Встали и потерли руки, И немного по бокам.
А потом ладошкой в лоб Не скучать и не лениться!
Хлоп-хлоп-хлоп. Перешли на поясницу.
Щеки заскучали тоже? Чуть нагнулись, ровно дышим,
Мы и их похлопать можем. Хлопаем как можно выше.
Ну-ка дружно, не зевать:
Раз-два-три-четыре-пять.
Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок. По сухой лесной дорожке-
Топ-топ-топ-топочут ножки.
А теперь уже, гляди, Ходит-бродит вдоль дорожек
Добрались и до груди. Весь в иголках серый ежик.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
«Летели утки»
Самомассаж лица.
Летели утки Слегка касаясь пальцами,
Над лесной опушкой, провести по лбу 6 раз.
Задели ели Слегка касаясь пальцами,
Самую макушку, провести по щекам 6 раз.
И долго елка Указательными пальцами
Ветками качала… массировать крылья носа
по кругу от себя.
« Гусь »
Самомассаж пальцев
Где ладошка? Тут? Тут! Показывают правую ладошку.
На ладошке пруд? Пруд! Гладят левой ладонью правую.
Палец большой- Поочередно массируют
Это гусь молодой, каждый палец.
Указательный-поймал,
Средний-гуся ощипал,
Безымянный-суп варил,
А мизинец-печь топил.
Полетел гусь в рот, Машут кистями, двумя ладонями,
А оттуда в живот. прикасаются ко рту, потом к животу
Вот! Вытягивают ладошки вперед
« Божьи коровки »
Самомассаж ног
Божьи коровки, папа идет, Сидя, поглаживать ноги сверху донизу
Следом за папой мама идет, Разминать ноги
За мамой следом детишки идут, Похлопывать ладошками
Вслед за ними малышки бредут Поколачивать кулачками
Юбочки с точками черненькими. Постукивать пальцами
На солнышко они похожи, Поднять руки вверх и скрестить кисти,
Встречают дружно новый день. широко раздвинув пальцы
А если будет жарко им, Поглаживать ноги ладонями и спрятать
То спрячутся все вместе в тень. Руки за спину.
« Черепаха »
Самомассаж тела
Шла купаться черепаха Дети выполняют легкое пощипывание
И кусала всех со страха пальцами рук груди, ног.
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Черепаха Рура! Дети поглаживают себя ладонями,
В озеро нырнула, выполняя круговые движения и
С вечера нырнула приговаривают.
И пропала… Э-эй,
Черепашка Рура,
Выгляни скорей!
« Ириски от киски »
Самомассаж глаз
В гости к нам явилась киска. Потереть друг о друга средние пальцы рук
Всем дает она ириски:
Мышке, лебедю, жуку, Прикрыть неплотно глаза и провести Псу, зайчонку, петуху. пальцами, не надавливая сильно на кожу,
Рады, рады все гостинцам! Совершать круговые движения зрачками
Это видим мы по лицам. глаз вправо и влево
Все захлопали в ладошки, Хлопки в ладоши
Побежали в гости к кошке. Постучать подушечками пальцев друг о
друга.
« Пироги »
Самомассаж тела
За стеклянными дверями Выполнять хлопки правой ладонью
по левой руке от кисти к плечу.
Ходит мишка с пирогами То же по правой руке
Здравствуй, Мишенька-дружок, Хлопки по груди
Сколько стоит пирожок? Хлопки по бокам
Пирожок-то стоит три, Хлопки по пояснице
А готовить будешь ты! Хлопки по ногам сверху вниз
Напекли мы пирогов, Выполнять последовательное погла-
К празднику наш стол готов! живание рук, корпуса, ног.
« Вот какая борода»
Самомассаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний
Да – да – да – есть у деда борода. Потереть ладони друг о друга
Де – де – де – есть сединки в бороде. Руками провести по шее от затылка до
яремной ямки.
Ду – ду – ду – расчеши бороду. Большими пальцами мягко провести по
шее от подбородка вниз
Да – да – да – надоела борода. Сжав руки в кулаки, возвышениями боль-
ших пальцев быстро растереть крылья носа.
Ду – ду – ду – сбреем деду бороду. Положить три пальца на лоб всей плоскостью
и, мягко надавливая, поглаживать лоб.
Ды – ды – ды – больше нет бороды. Раздвинув указательный и средний пальцы,
положить их перед и за ушами и с силой
растирать кожу
« Жарче, дырчатая тучка »
Самомассаж тела
Жарче, дырчатая тучка, Растереть ладошки.
Поливай водичкой ручки,
Плечики и локоточки, Постукивать пальцами по плечам,
Пальчики и ноготочки, локоткам, кистям, затылку, вис-
Мой затылочек, височки, кам, подбородку, щекам.
Подбородочек и щечки!
Трем мочалкою коленочки, Растереть ладонями колени,
Щеточкой трем хорошенечко ступни и пальцы ног.
Пяточки, ступни и пальчики…
Чисто-чисто моем мальчика!
Чисто-чисто моем девочку,
Нашу девочку-припевочку!
« Белый мельник »
Самомассаж лица
Белый-белый мельник Провести пальцами по лбу от середины
Сел на облака. к вискам.
Из мешка посыпалась Легко постучать пальцами по вискам.
Белая мука.
Радуются дети, Сжав руки в кулаки, возвышениями
Лепят колобки. больших пальцев быстро растереть
крылья носа.
Заплясали санки, Раздвинув указательный и средний
Лыжи и коньки. пальцы, массировать точки перед собой
и за ушными раковинами.
« Лиса »
Самомассаж глаз
Ходит рыжая лиса, Крепко зажмурить и открыть глаза
Щурит хитрые глаза.
Смотрит хитрая лисица, Вытянуть вперед правую руку, на кото-
Ищет, где бы поживиться. рой все пальцы, кроме указательного,
сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево
и следить за движением указательного
пальца глазами, не поворачивая головы.
Пошла лиска на базар, Поднять руку и опустить, прослеживая
Посмотрела на товар. взглядом.
Себе купила сайку, Описать рукой круг по часовой стрелке и
Лисятам балалайку. против нее.
«Моем голову»
Цель: улучшение мозгового кровообращения путѐм воздействия на активные точки головы.
И.П. Сидя «по-турецки» Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: -ото лба к макушке -ото лба до затылка -от ушей к шее.
«Обезьянка расчесывается»
Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к левой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются.
«Ушки»
Уши растираются ладонями, как будто они замѐрзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательными движениями растираются в другом направлении (по горизонтали). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трѐх раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга.
«Глазки отдыхают»
Закрыть глаза. Подушечками пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить те же движения под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
«Веселые носики»
Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.
«Почешем губки»
Покусывание и «почѐсывание» губ зубами; то же – языка зубами от самого кончика до середины языка.
«Расслабленное лицо»
Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.
«Домик»
Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.
«Гибкая шея, свободные плечи»
Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: -поглаживание, -похлопывание, -пощипывание, -растирание, -спиралевидные движения.
«Огород»
Самомассаж фаланг пальцев. Разминание фаланги одного пальца (на одну строку получается один палец). Порядок движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца. Вырос у нас чесночок - Указательный пр. Перец, томат, кабачок, - Средний пр. Тыква, капуста, картошка, - Безымянный пр. Лук и немножко горошка. - Мизинец пр. Овощи мы собирали, - Мизинец лев. Ими друзей угощали, - Безымянный лев. Квасили, ели, солили, - Средний лев. С дачи домой увозили. - Указательный лев Прощай же на год - Большой левый Наш друг – огород!!! - Большой правый
«Медведь»
Самомассаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминать один палец. Шѐл медведь к своей берлоге, Мизинец пр. Да споткнулся на пороге. Безымянный пр. «Видно, очень мало сил Средний пр. Я на зиму накопил»,- Указательный пр. Так подумал и пошѐл Большой пр. Он на поиск диких пчѐл. Большой лев. Все медведи – сладкоежки, Указательный лев. Любят есть медок без спешки, Средний лев. А наевшись, без тревоги Безымянный лев. До весны сопят в берлоге. Мизинец лев.
«Прищепки»
Бельевой прищепкой поочерѐдно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие. Кусается сильно котѐнок-глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, Скажу тебе: «Кыш!»
«Месим тесто»
Самомассаж живота
Цель: снятие напряжение с мышц живота; улучшение работы кишечника. И.П. лѐжа на спине. По часовой стрелке поглаживаем животик, пощипываем его, похлопываем ребром ладони и кулачками.
«Месим тесто»
Самомассаж грудной области
Цель: воздействие на биоактивные точки грудного отдела; И.П. Сидя «по-турецки» -Представим, что мы сидим в тазике и моем грудку. Кладѐм обе ладони на грудь и начинаем еѐ поглаживать. Необходимо выполнять продольные, вертикальные и круговые поглаживания, имитируя принятие водных процедур.
«Лебединая шея»
Самомассаж шеи
Цель: снятие напряжения с мышц шеи; увеличение гибкости шейного отдела позвоночника. И.П. Сидя «по-турецки» -Представим, что мы превратились в прекрасного лебедя, с красивой длинной шеей. Нежно поглаживать шею от груди к подбородку. Попеременно шевелить пальцами обеих рук, ласково похлопывать их внешней стороной по подбородку. Распрямлять плечи и очень медленно поднимать подбородок как можно выше. Медленно поворачивать голову влево, а затем вправо. Делать 4 поворота.
«Чебурашка»
Самомассаж ушных раковин
Цель: улучшение работы внутренних органов путѐм воздействия на ушные раковины. И.П. Сидя «по-турецки» Нежно поглаживать ушные раковины по краям, снаружи, по бороздкам внутри. Растирать пальчиками за ушами. Ласково оттянуть ушки 6 раз вверх и вниз, а затем в стороны.
«Буратино»
Самомассаж шейных позвонков
Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против− часовой стрелки. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.− Наклоны головы во время "рисования" вправо, затем влево.
«Похлопаем ушками»
Ребѐнок заводит ладони за уши и загибает их вперѐд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. При этом ребѐнок должен ощущать хлопок
«Моя семья»
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого на обеих руках
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников "Развиваем речь- думаем логически
"ОКНО В МИР ПРИРОДЫ" ...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».
Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"
Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....