Играем с детьми 2-3х лет
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Половкова Елена Владимировна

Играем с детьми 2-3х лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_s_detmi_2-3h_let.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Играем с детьми 2-3х лет

Третий год жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных различий в речевом развитии. Ребенок понимает, происходящее, включается в него эмоционально, откликается вокализациями, адекватно реагирует на слова взрослого, выполняя его просьбы, предложения. Малыш может подать ботиночки, рейтузы, шапку при одевании, принести названную игрушку, изобразить в движениях и через звукоподражания персонаж сказки (как зайка прыгает, как шевелит ушами, как бежит мышка и т. п.). В игре использует игрушки, совершает отобразительные действия (кормит куклу, укладывает спать).

Это очень важный этап, для которого главным является налаживание эмоционального контакта и делового сотрудничества ребенка со взрослым, эмоциональное участие в совместной с другими детьми деятельности. На фоне формирования этого уровня общения происходит развитие понимания происходящего, его смысла, психологическое «вживание» в совместную деятельность. Здесь же развивается ситуативное понимание языковых средств (слова, фразы) и ответных действий (движений) с включением невербальных (неречевых) средств общения (жесты, мимика, взгляды, вокализации). Ребенок включается в общение через движение, действия, эмоции и смысл.

Основной для ребенка третьего года жизни является сюжетно - отобразительная игра. В ней малыш отображает свои впечатления, представления в форме предметных действий с игрушками, развертывает игровой сюжет, т. е. действует в воображаемой ситуации.

В так называемой режиссерской игре малыш действует одновременно за нескольких персонажей, не принимая на себя какой-либо роли.

Режиссерская игра — игра индивидуальная. Если же в нее включаются другие участники — это уже коллективная игра. Как ее назвать? Мы пользуемся термином игра-инсценировка, подразумевая под ним игру, в которой несколько детей одновременно действуют с игрушками, разыгрывают сюжет, не принимая на себя той или иной конкретной роли. Игра-инсценировка отличается от режиссерской своей коллективностью, а от театрализованной игры — отсутствием зрителей и отсутствием эстетических качеств действия и речи.

Игра-инсценировка может строиться на основе отражения впечатлений из личного опыта, т. е. как сюжетно-отобразительная игра, а может иметь литературную основу, готовый сюжет, например сюжет народной сказки. В обоих случаях это самодеятельная детская активность, импровизация.

Игра-драматизация — это импровизация на основе литературного текста, в которой ребенок принимает на себя роль того или иного персонажа и передает ее через слово и собственные движения, действия. В дальнейшем эта игра может стать театрализованной.

Драматизация как выразительное пластическое движение может существовать и вне литературного произведения. Она может использоваться при рисовании, при рассматривании картин, иллюстраций, открыток, в словесном творчестве.

Учитывая, что для малышей характерна ситуативная непроизвольная речь, при организации игр следует предусматривать свободу выражения чувств. Мы предлагаем в игровых сценариях специально предусматривать ориентировочную фазу, когда дети действуют с новыми предметами, игрушками, картинками по своему усмотрению: обследуют их, экспериментируют с ними, непроизвольно высказываются, выражая свои чувства, впечатления, обращаются к взрослому и друг к другу, радостно вскрикивают и т. п. Чтобы каждый ребенок был вовлечен в разговор, подбирается большое количество однородных игрушек.

Итак, очень важно включение в педагогический процесс элементов драматизации. Здесь можно выделить несколько этапов.

1.Включение элементов драматизации, пластических упражнений в разнообразные виды деятельности (рассматривание картинок, игрушек, рисование, слушание художественных произведений).

2.Организация ряжения.

3.Разыгрывание взрослым инсценировок по мотивам сказок, импровизации с вовлечением детей (ребенок может просто держать в руках игрушку-персонаж, действовать с нею в соответствии с ролью или по-своему).

4. Разыгрывание драматизации по мотивам сказок.

5. Игры-драматизации, в которых ребенок импровизирует, выбирая сюжетный ход и слова роли (этого уровня достигают отдельные дети к концу третьего года жизни. Например, ребенок может придумать, что звери в теремке пекут пироги, блины, подметают пол).

Организация   речевых  игр

Игровая деятельность ребенка этого возраста носит нерасчлененный, синкретический характер. Поэтому в одной и той же игре решаются задачи и словарной работы, и воспитания звуковой культуры речи, и формирования грамматических навыков, и развития предпосылок для становления связной речи.

Особенность данного возраста заключается в том, что речь и поведение ребенка непроизвольны. На первый план выступает потребность в общении. Малыш говорит тогда, когда он хочет, и то, что он хочет. В связи с этим планирование и организация речевых игр должны быть гибкими.

На данном возрастном этапе крайне важна ритмическая организация деятельности ребенка: чередование игр, требующих положения сидя за столом и лежа на ковре, с подвижными играми; переходы от слушания литературного текста к игре-драматизации, от организованной игры к свободной, от совместных игр к индивидуальным.

В детском саду лучше начинать с коллективной деятельности за большим столом (составлен из нескольких маленьких). Если кто-то при этом захочет повисеть на шведской стенке или остаться на ковре — пожалуйста. Оттуда тоже слышно сказку. После слушания полезно подвигаться. Малыши могут все вместе изобразить на ковре персонажей сказки. Очень весело! И времени занимает немного.

А вот и костюмы. Желающих нарядиться, как правило, немного. Наряжаются самые смелые. Но обычно их оказывается чуть больше, чем персонажей сказки. Поэтому и нарядов должно быть больше. Наряды незатейливые. Для Курочки Рябы— шапочка, для бабки — косынка, для деда — фуражка. Для мышек — шапочки с ушками, фартучки и т. п. Наряжая детей, взрослый напоминает им эпизоды из сказки, реплики персонажей, предлагает поскакать, попищать, поквакать. Но на первых порах дети с этим не справляются. Они стоят и молчат. На некоторое время малышей так и оставляют в костюмах, предлагая поиграть в уголке игрушек, как будто они там живут в теремке. Это помогает малышу вжиться в образ, привыкнуть к костюму.

При следующей встрече эта же сказка приходит к детям в виде настольного театра.

Очень привлекает малышей наблюдение за рисованием взрослого: так интересно угадывать, что он рисует («Догадайтесь, что это. Она красная, длинненькая. Похрустите. Вкусная морковка? Сочная?»).

И конструирование, и рисование — продуктивные виды деятельности. Но они могут использоваться в обучении родной речи как игровой прием в сочетании с приемом драматизации (похрустеть морковкой, съесть нарисованную ягодку, вылепить пирожок).

Ребенок, познавая окружающий мир, должен иметь возможность увидеть предмет,  потрогать его,  понюхать,  прижать к себе,  изобразить, услышать,  как он называется. Наличие достаточного количества предметов и игрушек, возможность самостоятельно действовать с ними, контакт со взрослым — необходимые условия для полноценного речевого развития малыша. Появление новых игрушек, предметов, материалов, живых объектов и возможность действовать с ними стимулируют детские высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание "Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Тренинг "Как общаться во время игры". Справка.

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание"Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Трен...

Методическая разработка родительского собрания совместно с детьми среднего дошкольного возраста «Играем вместе детьми»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. Задачи:1 . Формировать понятие родителей о возможности игры как ср...

Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения и игры с детьми для занятий дома по теме «Опыты и эксп

Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения...

Чем занять ребенка в период самоизоляции. Игры с детьми на отдыхе летом. Мгры с детьми перед сном.

Консультации для родителей дошкольников  - подборка игр для родителей с детьми дома, на отдыхе на природе, созданные в период самоизоляции....

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....