Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Рассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_-_kopiya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКОРОГОВОРОК
на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель:
Рассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
1) Рассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями;
2) Пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок.
План:
- Значение скороговорок в развитии речи детей.
- Скороговорки как вид артикуляционных упражнений.
- задачи развития речи детей с речевыми нарушениями, решаемые с помощью скороговорок.
- Приложения.
Рекомендуемая литература:
- Фомичёва М. В. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: 1981
- Смирнова Л. Н. Логопедия для детей 5-7 лет. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.— М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Используемая литература:
1. Фомичёва М. В. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: 1981.
2. Бурлакова М. К. Советы логопеда/ К. М. Бурлакова.—М.: В. Секачёв, 2001.
В дошкольном возрасте происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период жизни поразительны. ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ними и в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образы его – пословицы, загадки, сказки, потешки. скороговорки – он не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык и сознание в доступном для него содержании. разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются в своем влиянии на ребенка.
В русском фольклоре удивительным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. С давних пор русская дошкольная педагогика признает его огромное воспитательное и развивающее значение. В работе с детьми надо широко использовать все виды фольклора ( сказки, песенки, потешки, скороговорки, пословицы…) Знакомя ребенка с ними, мы тем самым приобщаем его к обще человеческим нравственным и культурным ценностям.
Заучивание и произнесение скороговорок как одной из форм русского потешного фольклора является едва ли не самым интересным занятием для ребенка. Желание детей применять формы языка. хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но в то же время такие, которыми непросто овладеть, особенно часто наблюдается в возрасте 2 до 6 лет. Эта потребность может быть удовлетворена использованием скороговорок.(Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом). По мнению Е.И.Тихеевой. «Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же с неповоротливым языком они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и ни в коем случае не надоедать».
Таким образом использование скороговорок полезно как для совершенствования речи детей с нормальным речевым развитием, так и для коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию.
Произнесение и заучивание скороговорок вызывает значительные трудности у детей – логопатов. Это в первую очередь связано с несовершенством функционирования их артикуляционного аппарата, бедностью словарного запаса, непониманием смысла слов в произносимых фразах (особенно в ускоренном темпе), с нарушением фонематических процессов (главным образом, анализа и синтеза).
Благодаря использованию скороговорок успешнее решаются важные коррекционно-образовательные и воспитательные задачи, а именно:
- формирование общеречевых умений и навыков путем совершенствования артикуляционной моторики.
- совершенствование фонетической стороны речи путем коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков, исправления дефектов звуконаполняемости и слоговой структуры слов, формирования просодической стороны речи;
- обогащение и актуализация словаря;
- развитие памяти, слухового внимания.
- развитие фонематических процессов;
- профилактика нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте;
- приобщение ребенка к истокам русской народной культуры.
Следует отметить, что использование скороговорок эффективно в тех случаях, артикуляторные расстройства имеют первичную моторную природу. Это в основном варианты моторной дислалии ( механической и функциональной), «стертая» форма дизартрии, а так же возрастные нарушения звукопроизношения Проговаривание скороговорок полезно и детям, имеющим другие формы речевой патологии. Прием проговаривания скороговорок :
- оизнесение скороговорок должно быть на плавном длительном выдохе;
- исключается быстрое проговаривание речевого материала (ребенку дается инструкция: «Говори плавно, медленно, понятно»).
Затруднения в проговаривании скороговорок могут служить для специалистов диагностическим критерием в ходе логопедического обследования ребенка. С этой целью старшему дошкольнику предлагается повторить две группы скороговорок:
1. Содержащих наиболее трудные для произношения звуки (У Сени и Сани в сетях сом с усами. У елки иголки колки.)
2. Создающих повышенную нагрузку на переключательные способности артикуляционного аппарата (Купи кипу пик. Сыворотка из-под простокваши. Ткет ткач ткани на платки Тане).
Зная, какие скороговорки вызывают у ребенка наибольшие трудности, можно судить о том, какие церебральные системы страдают в большей степени: премоторные (больше нарушено переключение) или кинестетические (дефектное произношение сложных звуков).
В связи с тем, что скороговорки являются наиболее сложным для проговаривания в фонетико- фонматическом плане речевым материалом, перед их использованием целесообразно провести подготовительную работу.
Приложение
Развитие слухового внимания, памяти.
в процессе работы над ритмом (сначала над простым, затем над сложным):
- узнавание и сравнение ритмов (Сколько раз ударили в барабан? Сравним ритмы на слух: одинаковые или разные?);
- узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком записанным символами (!! !!!; !! !! !!);
- введение ритмов:
- по слуховой инструкции (Хлопни 3 раза),
- по образцу (хлопни так же, как я),
- по символической записи (!! !! !!).
Развитие динамического праксиса рук .
Выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу и словесной инструкции, под счет (кулак – ребро; кулак – ребро – ладонь).
Развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса:
- выполнение упражнений, направленных на выработку точности движений органов артикуляции («Улыбка», «Трубочка» и т.д.);
- выполнение серии упражнений, направленных на выработку способности быстро переключать органы артикуляции с одного движения на другое сначала в медленном темпе, а затем в быстром «Улыбка» - «Трубочка» и т.д.
Формирование слоговой структуры слова и совершенствование звуконаполняемости слов.
На уровне слога:
- повторение и чтение рядов слогов, состоящих:
- из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ка);
- из разных согласных и одинаковых гласных гласных (па-та-ка-иа);
- из разных гласных и одинаковых согласных (па-по-пу);
-из одинаковых гласных и согласных, но отличающихся местом ударения (па-па-па-па-па-па-па);
-проговаривание цепочки слогов со стечением согласных (ста-сто-сту, аст-ост-уст, мгна-мгно-мгну и т.д).
На уровне слова:
- определение количества и последовательности слогов в словах;
- звуко-буквенный анализ слов;
- отстукивание ритмического рисунка слова, запись символами;
- работа над словесным ударением;
- проговаривание слов сложного звуко-слогового состава изолированно и в контексте фразы, выделение голосом трудного слова (логическое ударение).
Игры и упражнения на развитие фонематического и слогового анализа и синтеза, представлений:
- деление предложений на слова, деление слов на слоги, деление слогов на звуки;
- составление слогов из звуков; составление слов из звуков, слогов; составление
предложений из слов?
- подбор слов с определенным количеством слогов, звуков; подбор слов на
определенный звук; придумывание предложений с определенным количеством
слов; выбор предметных картинок по заданию (количество слогов, определенный звук и т.д.)
(мак – рак, зайка – майка и т.д)
СКОРОГОВОРКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ЗАУЧИВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Б БЬ П ПЬ
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
Все бобры добры для своих бобрят.
Рыбы в проруби – пруд пруди.
Баран –буян залез в бурьян.
Поля вышла полоть петрушку в поле.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Павка на лавке плетет лапти Клавке.
Пошел Игнат лопаты покупать.
Купил Игнат пяток лопат. Шел через пруд – зацепился за прут.
Упал Игнат – пропали пять лопат.
Т ТЬ Д ДЬ
На дворе трава, на траве дрова.
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров.
Дрова выдворить обратно на дровяной двор!
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Три сороки тараторили, тараторили на горке.
Сидит тетерерв на дереве, а тетерка с тетеревятами.
В ВЬ Ф ФЬ
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит
Водовоз вез воду из водопровода.
Влас у нас, Афанас у вас.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Л ЛЬ Р РЬ
Карл у Клары украл кораллы. а Клара у Карла украла кларнет.
Два дровосека. два дроворуба рубили на дворе дрова.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Проворонила ворона вороненка .
Сыворотка из-под простокваши.
съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Свинья тупорыла, носом рыла, рыла, рыла. Весь двор перерыла.
Маленькая болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки:
раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
С СЬ З ЗЬ
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
По семеро в сани уселись сами. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов.
Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса, коса!»
У осы не усы, не усищи, а усики.
Идет козел с козой.
Ч Щ Ц
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла. цапля сдохла.
Течет речка, печет печка.
Везет цапля щучку с чушкой
Тщетно тщится щука ущемить леща.
СКОРОГОВОРКИ СО СЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ
Вавилу ветрило про-мокро-сквозило.
Росла за горой, за пригорочком сосенка с под-при-сосеночком
Столы бело-дубовые, гладко-тесо-выструганные.
Вбили кол в частокол, под-при-колошматили.
Зимой поле белое – про-мерзло-за-леденелое.
Был баран белорыл, всех баранов пере-бело-рылил.
Не смейся надо мной, не пере - смехотствуй, я сам тебя пере-смехотствуй и вф-смехотствую.
Погода раз-мокро-погодилась.
У барана рога скручены-перекручены. вверчены – переверчены и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М...
Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
рРассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями и пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок....
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Описание используемых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками в логопедических группах детского сада...
Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Применение компьютерных игр, программ, презентаций на занятиях логопеда и их влияние на коррекцию нарушений речи....
Использование ритмодекламации на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Если вам интересно использовать что-то новое и необычное на занятиях по развитию речи. Если вы готовы к экспериментам, то почему бы не попробовать такой вид работы как ритмодекламация?Что это? Как это...
Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов...
Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов...