Дидактическая игра "Поле чудес"
материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Дидактическая игра "Поле чудес" для детей 4-5, 5-6, 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Поле чудес»
Цель: закрепить, обобщить, систематизировать знания детей: средней группы по теме «Овощи и фрукты», старшей группы – «Животные и птицы», подготовительной группы – «Дом. Семья».
Задачи:развивать связную речь; активизировать словарный запас; развивать логическое мышление, внимание и память;формировать умение детей применять полученные знания в играх; воспитывать терпение и умение слушать других; формировать дружественную атмосферу.
Оборудование: барабан, конверты с заданиями.
Ход игры: На столе барабан, разделенный на сектора по разным цветам, и конверты, каждый из которых помечен одним цветом из сектора барабана. Внутри конверта задания. Участники игры по очереди крутят барабан. На какой цвет указывает стрелка после остановки барабана, тот конверт с соответствующим цветом надо взять. Открыть конверт и выполнить задание.
Средняя группа
Тема: «Овощи и фрукты»
Описание: В конвертах карточки с заданиями. На одной стороне карточки загадка, на другой – картина-ответ к загадке. Простой вариант: загадку читает взрослый, ребенок отгадывает, потом показывается правильный ответ – рисунок на обороте. Усложненный вариант: ребенок смотрит на картинку и сам придумывает загадку.
Цель: Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Учить самостоятельно их составлять, опираясь на полученные умения отгадывать загадки.
Задачи:
- формировать умение внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять, анализировать и синтезировать найденное;
- развивать находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность;
-формировать умение самостоятельно рассуждать, делать выводы, умозаключения;
-учить составлять загадки путем описывания рисунка;
- развивать речь, обогащать словарь, умение правильно выражать свою мысль;
- воспитывать интерес к миру вещей и явлений, окружающей действительности;
- развивать поэтический слух, чуткость к рифме;
Загадки
Я длинный и зеленый,
Вкусен я соленый,
Вкусен и сырой.
Кто же я такой?
(Огурец)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
(Свекла)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)
В огороде — желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
(Тыква)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картошка)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
(капуста)
Маленький и горький, луку брат.
(чеснок)
Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят.
(кабачок)
Сразу этот овощ по цвету узнают,
Синим господином все его зовут.
С кожурой блестящей и продолговат,
Угостить он взрослых и детишек рад.
(баклажан)
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(перец)
Щеки красные, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(редиска)
На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят
С нетерпеньем просятся в овощной салат.
(помидор)
В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных.
(кукуруза)
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(горох)
Посадили зернышко —
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем —
Много зерен соберем.
Их поджарим, погрызем,
А приедут гости —
Им дадим по горсти.
(подсолнух)
Оранжевый спрятан корешок
Сверху виден лишь вершок.
А подцепишь ловко –
И в руках...
(морковка)
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
(груша)
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень.
(лимон)
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
(апельсин)
Апельсина брат меньшой,
Потому как небольшой.
(мандарин)
Плод все лето
Зеленого цвета,
А ранней осенью–
Красный с просинью.
(слива)
Сладкая, медовая,
Очень даже сочная,
Ложкой семечки смахнёшь,
Мякоть белую найдёшь!
(дыня)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет …
(банан)
Этот плод едва обнимешь,
Если слаб, то не поднимешь,
На куски его порежь,
Мякоть красную поешь.
(арбуз)
Красна, сочна, душиста,
Растет низко, к земле близко.
(земляника)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет.
(красная и черная смородины)
Он на юге вырастал
В гроздь плоды свои собрал.
А суровою зимой
Придет изюмом к нам домой.
(виноград)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с...
(малиной)
Варенье это я люблю,
Из ягод кости удалю,
Тёмно-красные горошки,
Кисловатые немножко!
(Вишня)
Старшая группа
Тема: «Животные и птицы»
Описание: Вконвертах карточки с заданиями. На карточках скороговорка и рисунок по тексту. Простой вариант: скороговорку читает взрослый, ребенок повторяет и запоминает. Рисунок помогает запоминать и вспоминать. Усложненный вариант: ребенок смотрит на рисунок и сам придумывает скороговорку.
Цель: Развить речевой аппарат ребенка, усовершенствовать речь, сделать ее выразительной, четкой и понятной.
Задачи:
- развивать интерес у детей к скороговоркам, как яркой и образной форме народного творчества;
- совершенствовать звуковую сторону речи, улучшение дикции;
- формировать выразительность речи у дошкольников;
- развивать слуховое внимание и память;
- учить детей выразительно передавать текст, развивать творческие способности;
-учить детей самостоятельно составлять скороговорки посредством картинок;
- вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию скороговорок;
- воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования
Скороговорки
- Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.
- Белые бараны били в барабаны.
- Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
- Проворонила ворона вороненка.
- Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
- Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
- Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
- За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.
- Перепел перепелочку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух.
- Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
- У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят
- Летит скворец – зиме конец.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Пес Пушок разбил горшок, а кот Федот пролил компот.
- Бегают две курицы прямо на улице
- Цыплята и курица пьют чай на улице.
- Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
- У четырех черепашек четыре черепашонка.
- Кукушка кукушонку купил капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
- Шесть мышат в шалаше шуршат.
- Волки рыщут, пищу ищут.
- Два щенка, щека к щеке щиплют щетку в уголке.
- В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.
- Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.
- Жалобно щенок пищит, тащит он тяжелый щит.
- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Подготовительная группа
Тема: «Дом. Семья»
Описание: В конвертах карточки с заданиями. На карточках рисунки по теме. На обороте название и вопросы к рисунку. Простой вариант: ребенок смотрит на картинку, взрослый говорит название картины и задает вопросы, ребенок отвечает, составляет рассказ по картине. Усложненный вариант: ребенок смотрит на картину и без вспомогательных вопросов взрослого составляет рассказ, дает название.
Цель: Совершенствовать связную речь детей посредством картинок.
Задачи:
-упражнять в умении рассказывать полными предложениями, активно отвечая на вопросы;
- учить составлять последовательный рассказ, не опираясь на вопросы;
- формировать умение согласовывать слова в предложении, уметь подбирать прилагательное, числительное, глагол, предлог к существительному;
- упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать;
- активизировать речь, обогащать словарь;
-воспитывать культуру речи, отзывчивость, умение внимательно выслушивать рассказы сверстников.
Рассказы по картинкам
- Семья.
Вопросы:
Кто живет в семье?
Сколько взрослых? Кто они?
Сколько маленьких? Кто они?
Кто что делает?
- Зал. Гостиная комната.
Вопросы:
Для чего эта комната?
Какая мебель там стоит?
- Спальная комната.
Вопросы:
Для чего эта комната?
Какая мебель там стоит?
- Кухня.
Вопросы:
Для чего эта комната?
Какая мебель там стоит?
- Столовая.
Вопросы:
Для чего эта комната?
Какая мебель там стоит?
- Ванная комната.
Вопросы:
Для чего эта комната?
Какая мебель там стоит?
- Семья вечером.
Вопросы:
Кто тут есть?
В какой комнате они находятся?
Кто чем занят?
- Семья в столовой.
Вопросы:
Кто тут есть?
В какой комнате они находятся?
Кто чем занят?
- Семья на кухне.
Вопросы:
Кто тут есть?
В какой комнате они находятся?
Кто чем занят?
- Городской дом.
Вопросы:
Какой это дом? Почему?
Сколько людей тут живут?
- Деревенский дом.
Вопросы:
Какой это дом? Почему?
Сколько людей тут живут?
- Городской и деревенский дом.
Вопросы:
Что тут изображено?
Где городской/деревенский дом?
Чем они отличаются?
- В гостях.
Вопросы:
Кто к кому пришел в гости?
В какой комнате они находятся?
Чем они заняты?
- Дети играют.
Вопросы:
Кто тут изображено?
Они в какой комнате?
Что они делают?
- Дети рисуют.
Вопросы:
Кто тут изображено?
Они в какой комнате?
Что они делают?
- Режим дня.
Вопросы:
Кто что делает?
Какое время суток?
Что надо делать сначала, что потом?
- Мальчик/девочка собирается на прогулку.
Вопросы:
Кто что делает?
Что одевает сначала, что потом?
Где какая одежда?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Поле чудес"
В игре «Поле чудес» присутствуют элементы поиска, неожиданности и занимательность. Ее особенностью, как и всех дидактических игр, является то, что усвоение детьми знаний и умений происходит непр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/15/picture-376432-1694797793.jpg)
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия "Песочные чудеса"
Цель: вызвать интерес детей к созданию различных образов в нетрадиционной технике рисования....
дидактической игры « Чудеса в решете».
· игра, направленная на познавательно-речевое развитие дошкольников.· название дидактической игры...
Дидактическая игра "Поле чудес"
Для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-578740-1422890509.jpg)
Многофункциональное дидактическое пособие «Чудеса на полянке»
Описание материала: в работе с детьми (5-7 лет) с общим недоразвитием речи дидактическое пособие «Чудеса на полянке» способствует активизации речевых навыков. Данное пособие очень удобно, ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/03/picture-1336214-1622703006.jpg)
Многофункциональное дидактическое пособие «Чудеса на речевой полянке»
Пособие «Чудеса на речевой полянке» способствует активизации речевой деятельности дошкольников, развитию мелкой моторики пальцев рук, индивидуализации и дифференциация коррекционного обучения, ...