Раздел «Развитие речи» Тема: «Транспорт»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Татьяна Алексеевна Замыслова

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт»

 

Задачи:

1.     коррекционно – образовательные:

- расширить знания детей о транспорте, изучить понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта,

- вспомнить профессии людей, которые управляют различными видами транспорта,

- практически накопить словарь по данной теме.

             2.   коррекционно – развивающие:

- развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти;

- укрепление мышц речевого аппарата.

  3.    коррекционно – воспитательная:

-  воспитывать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении    упражнений;

-  совершенствовать умение слушать и слышать педагога

 -  формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: «Транспорт» 33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Конспект

коррекционно – развивающей  деятельности

в подготовительной к школе группе для детей с ТНР  

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

 Тема: «Транспорт»

 

Замыслова Татьяна Алексеевна,

Учитель-логопед

г. Советский

Тема: «Транспорт»

 Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт»

Задачи:

  1. коррекционно – образовательные:

- расширить знания детей о транспорте, изучить понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта,

- вспомнить профессии людей, которые управляют различными видами транспорта,

- практически накопить словарь по данной теме.

             2.   коррекционно – развивающие:

- развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти;

- укрепление мышц речевого аппарата.

  3.    коррекционно – воспитательная:

  •  воспитывать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении    упражнений;
  •  совершенствовать умение слушать и слышать педагога

 -  формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: предметные картинки с изображением различных видов транспорта, светофор,  символы светофора на картоне (зеленый, желтый, красный), раздаточные карточки с точечным изображением машины,     игра на развитие памяти и внимания).

Предварительная работа: изучение материала по лексическим темам,

                                выполнение заданий по  грамматическому строю,  

Методы: беседа,   игры,   артикуляционная  гимнастика

Индивидуальная работа: совершенствовать   построение фразы, следить за  

                                правильным произношением звуков

Ход НОД

1 Организационный момент.

 Логопед: Здравствуйте,  ребята, проходите. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и  назовём друг друга ласково. Каждвй по очереди поворачивается  к своему соседу и говорит. (Сашенька…..).

 Логопед:  Молодцы.  Присаживайтесь на стульчики.

                 (стук в дверь. Заходит девочка и приносит письмо.)

         « Дорогие ребята, пишут вам   мальчишки и девчонки из  

  Зеленоборска . Мы живем в небольшом населенном пункте  и даже  

  не знаем какой транспорт бывает в городе?  Нам очень интересно

  расскажите   пожалуйста нашей подруге, а она нам расскажет,  

  какой бывает транспорт.

Логопед: обращается к гостье. Как тебя зовут? Присаживайся. А мы с детьми  

                тебе расскажем, что мы знаем о транспорте

2. Основная часть

Логопед:  Ребята, посмотрите на экран .

                  Как вы думаете, какой бывает транспорт?  (Ответы детей)

                  Какой транспорт мы называем воздушным? Наземным?

                  Подземным? Водным?

Логопед:  Назовите воздушный транспорт  (наземный, подземный,    

                 воздушный).

                 (Дети называют, логопед выставляет на доске картинки)

Игра «Что лишнее?»

               (Детям раздаются карточки с изображением транспорта, нужно

               определить, что лишнее.)

Логопед:  Давайте рассмотрим,  из каких частей состоит машина (кабина,

                кузов, колеса, руль,  сиденья…)

Логопед:  Из чего они сделаны?

Упражнение «Из чего — какой»

Дверца из металла (какая?) — металлическая.
Руль из пластмассы (какой?) — ….
Сиденье, обшитое кожей (какое?)— ….
Колесо из резины (какое?) — ….

Физкультминутка. Речь с движением «Самолет»

Пролетает самолет,              

 С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел,            

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу                    

И внимательно гляжу.          

Поднимаюсь ввысь, лечу.    

Возвращаться не хочу!    

         

Смотрят вверх и водят пальцем.

Отводят руки попеременно и прослеживают.

Вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом.

Встают на носочки и выполняют летательные движения.

Логопед: «А теперь давайте поиграем в игру «Кто чем управляет?». Я буду

                называть вид транспорта, а вы мне скажете, кто им управляет.      

                Автобус. Кто им управляет (водитель)?»  

    (Аналогично вспоминаются другие профессии людей, работающих    

    на транспорте).

Логопед: «Профессия водителя очень трудна. Надо постоянно следить за  

                дорогой, знаками – это очень сложно. Машин на наших улицах

                много и мы с вами должны быть внимательными и соблюдать  

                правила дорожного движения.

Чтоб тебе помочь https://lh6.googleusercontent.com/NEeBxPrGMK8NXrBdSS0WdSSqZhg6cQh6eztdRwUZOlVtHDlbE0DfLjWBwzc85W8CzOU5GRFrLB7ZNnYZQ3ZdppFUorGcXQbBEMz0YXAswpilC6lb1zPv2hOjJU9ptuNs8PcpXegsr-E

Путь пройти опасный

Горит и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

    - Что помогает нам перейти дорогу? (светофор)

    - На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу?

    - А на какой сигнал нельзя?» Предъявляется светофор).

 Игра «Зеленый, желтый, красный»

Логопед: «Я буду управлять светофором, а вы пешеходами. Если я включу зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть».

Логопед:  Молодцы. Все выполняли правильно.

                 Сейчас с вами поиграем ещё в одну игру. Нужно быть внимательными, хорошо запоминать картинки.

Игра « Чего не стало»

                  Ребята, еще раз внимательно посмотрите на картинки,

                  постарайтесь запомнить. Теперь закройте глаза. Откройте.

                  Угадайте, чего не стало?

 Логопед:   Артикуляционная гимнастика « Транспорт»:

«машина въезжает в туннель» (губы вытянуты, рот приоткрыт),

«машина едет по ровной дороге» (укладывание широкого языка на нижнюю губу), э

«горочка», «машина съезжает с горочки» (кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка приподнята),

 «повернуть направо, затем налево» (движения языка влево-вправо),

 «машина объезжает гору» (круговые движения языка под верхней и нижней губами),

 «прокололась камера» (произношение звука ш-ш-ш-ш-ш),

 «заклеим камеру» (круговые движения языка по верхней и нижней губе),

«накачаем насосом камеру» (произносится звук с-с-с-с-с-с).

Логопед: посмотрите, у нас есть стеллаж  для транспорта. Давайте расставим    

               его правильно по полочкам:  на первую (верхнюю) полку –  

               наземный, на среднюю – водный,  на нижнюю – воздушный.

               Кто правильно отгадает, тот выходит и ставит на полочку

Дом по улице идет,

На работу всех везет

Не на курьих ножках –

В резиновых сапожках.

                       (автобус)

Логопед: На какую полку мы его поставим? (на первую) 

                А почему? (это наземный транспорт)

Ходит город-великан на работу в океан.

                                      (корабль)

Это конь не ест овса,

Вместо ног  - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

                                    (велосипед)

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней!

                         (Машина)

Чудо-птица – алый хвост,

Полетела в стаю звезд.

                               (Ракета)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом,

Развернется над лугами,

Отливает серебром.

                            (Самолет)

Логопед:  Это все  … (транспорт).

3. Итог.

Логопед:  Вы сегодня были молодцы. Наша гостья внимательно вас слушала        

                 и  расскажет ребятам из Зеленоборска , какой бывает транспорт. А    

                 чтобы им было понятно,  мы в конверт положим картинки.  

                  (Прощаемся с гостьей)

Логопед: А вам задание на дом: соединить по  точкам цифры на листочках, которые я вам раздам. Должен получиться какой-то транспорт. Раскрасьте его и составьте  о нём рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа младшая № 2

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа м...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка» Возрастная группа: второй ранний возраст

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Развитие речи»Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка»Во...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Весна шагает по планете» Возрастная группа: подготовительная

Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Весна шагает по планете»Возрастная группа:...

Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж»

Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж(изолированного, в звукоподражательных словах)Задачи:Образовательные...

Образовательная область " Речевое развитие" Раздел " Развитие речи" Тема : " Звуковая культура речи" - Звук "Ж"

Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж(изолированного, в звукоподражательных словах)Задачи:Образоват...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Что принес нам «Чемоданчик»» Возрастная группа: первая группа раннего развития

Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Что принес нам «Чемоданчик»»Во...