Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи с детьми 5-6 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Блищ Анна Владимировна

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи с детьми 5-6 лет.

Тема: Гласный звук А, буква А, а.
Форма работы: Игровая ситуация

Задачи: Определение места звука в словах аист, астра, луна, мак. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога.

Материалы и оборудование. 
Разрезная азбука большого формата, индиви­дуальные разрезные азбуки, в которых только буква А, а, пред­метные картинки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 070917.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи с детьми 5-6 лет.

Тема: Гласный звук А, буква А, а.
Форма работы: Игровая ситуация

Задачи: Определение места звука в словах аист, астра, луна, мак. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога.

Материалы и оборудование. 
Разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки, в которых только буква А, а, предметные картинки.

Ход НОД

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

Дети к нам в гости пришел Буратино. Ему задали домашнее задание, но он не знает как его сделать? Поможем ему? А как мы можем ему помочь?

Постановка цели детьми

Ответы детей

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

1. Анализ пословицы. Произношу пословицу: Ученье свет, а неученье тьма.

Совместно с детьми выясняется ее значение. . В доступной форме — немного сведений из истории пись-,
менности. (В древности люди писали на камнях, глиняных до
щечках, папирусе*, пергаменте**, бересте и т. д.)

— Как вы думаете, дети, для чего надо уметь читать?

Воспитатель читает стихотворение В.Берестова «Читалочка».

Как хорошо уметь читать!        

 Не надо к маме приставать.      

Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!»    

Не надо умолять сестрицу:      

«Ну, прочитай еще страницу!»  

 Не надо звать, Не надо ждать,    

 А можно взять и почитать!

2. Загадывание загадок

В осеннее небо глядится цветок

Сердцевинной своей золотой.

За лучистый, прямой лепесток

С древнейших времен он назван звездой.

(Астра)

Вот шершавый стебелек, В середине — уголек, Лепестки блестят, как лак, — Распустился красный...

(Мак)

В небе круглая лепешка, От нее струится свет. Света вроде и немножко, А на весь хватает свет.

(Луна)

 3. Анализ звука А.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем.

Показ разрезной азбуки большого формата (наборное полотно со всеми буквами).

4. загадывание загадок

Где живут А Б В Г Д?

 Тут живут А Б В Г Д. В

идишь, дома сидят,

Из окошек глядят.

Человечки черные,

Умные, ученые

Друг за другом стали в ряд,

 Молча с навей говорят.

Тридцать три родных сестрицы

Писаных красавицы.

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

— Сегодня мы познакомимся со звуком А и буквой А. Звук А произносится только голосом: рот открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо.

Вводится термин «гласный».

Определение места звука в словах: аист, астра, луна, мак.

(Сопровождается загадками, иллюстрациями. На фланелеграфе воспитателем составлены эти слова, и место буквы показывается во время произнесения слова.)

Его мы клёкот слышим

И летом и весной.

И он над нашей крышей

Стоит, как часовой.

(Аист)

В осеннее небо глядится цветок

Сердцевинной своей золотой.

За лучистый, прямой лепесток

С древнейших времен он назван звездой.

(Астра)

Вот шершавый стебелек, В середине — уголек, Лепестки блестят, как лак, — Распустился красный...

(Мак)

В небе круглая лепешка, От нее струится свет. Света вроде и немножко, А на весь хватает свет.

(Луна)

4. Анализ буквы А.

А — начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко, Ноги ставит широко.

Дети рассматривают букву. Она состоит из трех палочек. «Пишут» печатную большую букву А в воздухе.

Вот два столба наискосок. А между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква... (А)

5. Анализ маленькой буквы а.

Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка» т.е. из двух частей.

Физкультминутка

Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок.

Энергичные движения плечами.

Стоп! Сели. Травушку покушали. Тишину послушали.

Приседания.

Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко!

Прыжки на месте.

6. Показ схемы слова ЛУ-НА

Сначала воспитатель, а затем и дети произносят слово луна разделенным на слоги.

7.        Игровая ситуация «Покажи букву».

У каждого ребенка в руке буква А. Воспитатель показывает карточку или предметные картинки по любым темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Рыбы», «Транспорт» и т. д. Можно использовать игрушки. Дети поднимают карточку с буквой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется.

Предложить 2—3 слова, в которых нет звука А.

Подведение итога

Вспомните, что мы делали на НОД. Какое задание было самым трудным. Какую букву и звук мы сегодня изучили?

Рефлексия

Дети оценивают работу друг друга. Оказываю им помощь, учу быть справедливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

«Дикие животные . Рысь».Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы, имеющих ОНР III уровня с использованием игровой технологии.

Цель: Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Актуализация словаря по теме: «Дикие ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речево...