Программа «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему
Программа направлена на развитие у ребенка основ экологической культуры, логического мышления, любознательности , инициативности, ответственности, активности, самостоятельности ,повышение детской самооценки .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение №6
Программа
«Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Степанова Л.Г.
Воспитатель высшей квалификационной категории.
Москва 2015-2016
Программа направлена на развитие у ребенка основ экологической культуры, логического мышления, любознательности , инициативности, ответственности, активности, самостоятельности ,повышение детской самооценки .
Цель программы:
приобщение детей к углубленному познанию окружающего мира с помощью практических занятий , опытов, экспериментов. Привитие детям этической и моральной ответственности перед каждым живым существом , расширение кругозора по средством ознакомления детей с окружающим миром . Воспитание гражданина России патриота малой Родины , знающего и любящего свой город , традиции , культуру .
Задачи программы:
Обучающая:
- получение теоретических и практических знаний по экологии;
- расширение и закрепление представлений о предметах быта, необходимых в жизни человека;
- расширение и закрепление представлений о макросоциальном окружении;
- расширение и углубление представлений о явлениях природы , суточных изменениях , изменениях в жизни людей, животных , растений .
- познакомить с народными традициями , праздниками , творчеством;
- познакомить с профессиями , трудом человека , значимости труда в целостном развитии общества;
Развивающая :
- развитие логического мышления , познавательного интереса к окружающему , социальному , предметному , природному миру;
- развитие восприятия , внимания , памяти ,мышления.
Воспитательная :
- воспитание бережного отношения к природе и культуры общения ;
- воспитание умения вступать в коммуникацию с целью быть понятым и
понимать других;
- воспитание умения взаимодействовать с другими детьми;
- воспитание умения достигать поставленную цель.
Отличительной особенностью данной программы является то , что в ней основной акцент делается на формирование понятия экологическая культура, ее основ и правил поведения в природе и в тоже время создание «блокировки» совершения экологических ошибок как в будущей социальной деятельности , так и в быту.
Срок реализации программы - сентябрь 2015 года по май 2016 года.
Образовательная деятельность проводятся в виде теоретических, практических занятий , опытов и экспериментов.
По завершению программы ребенок должен знать :
- что такое экологическая культура , как вести себя в мире природы , чтобы
не навредить ей;
- знать что такое взаимосвязь живого и не живого в природе , выявлять
экологические цепочки;
- знать живые и не живые богатства природы , ее силы природы и как человек использует их в своих целях;
- знать культуру родного края, иметь представление о культурах других
народов России;
- знать различные профессии и уважительно к ним относиться.
Должен уметь :
- наблюдать за живой природой , видеть ее красоту .
- уметь добывать знания с помощью экспериментальной деятельности.
- ухаживать за комнатными растениями с учетом их особенностей .
- выполнять правила поведения в природе , оказывать помощь природе.
Ожидаемые результаты :
- расширение кругозора , словарного запаса воспитанников;
- привитие любви к природе , желание беречь и охранять ее;
- развитие познавательной сферы ребенка;
- формирование умения выражать мысли, логически объясняя их;
- расширение знаний в процессе познания окружающего мира;
- привитие понятия Человек - разумное существо.
Ресурсное обеспечение программы:
- Мини лаборатория экологии и экспериментирования.
- Методический инструментарий (картотека дидактических игр, картотека наблюдений, конспекты НОД, сценарии развлечений, серия картин по экологическому воспитанию.)
- Библиотека юного эколога.
- Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
- Картотека опытов и экспериментов .
- Подборка аудио и видео сопровождения к занятиям .
№ | ТЕМА | Количество часов в год | |
Старшая группа | Подготовительная группа | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 |
2 | 1 БЛОК « Живая неживая природа» | 16 | 14 |
3 | 2 БЛОК « Патриотическое воспитание » | 8 | 10 |
4 | 3 БЛОК « Мир вокруг нас » | 10 | 10 |
ИТОГО | 36 | 36 |
Учебно – тематический план
№ | Тема занятия | Содержание | Формы работы |
1 2 | Вводное занятие: Человек- разумное существо. Как вести себя в природе. | Знакомство с экологическим кабинетом . Что изучает наука экология. Роль человека в природе. | Рассказ воспитателя . Чтение художественной литературы. Наблюдения. |
Содержание курса освоения программы.
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | 1 БЛОК « Живая и неживая природа» | Взаимосвязь живой и неживой природы/Роль человека в природе. Сезонные изменения в жизни животных и растений. Животные и растения нашего края. Жизнь в воздухе, на земле, в воде, под землёй. Сезонные изменения «Круговорот воды в природе» , « Как рождается ветер », « Из чего сделана радуга» , « Солнце- большая звезда» . Звезды в нашей жизни. Почему бывают зима , лето?; Холодно и жарко? День и ночь. Природа нашего края . Красная книга. | Наблюдения ,беседы, исследовательская работа, чтение худ. Литературы, рассматривание картин, иллюстраций, работа в огороде, цветниках, сочинение экологических сказок , организация и участие в экологических праздниках и досугах . Дидактические и экологические игры. Наблюдения, беседы , исследовательская работа, опыты по выращиванию в разных условиях. Чтение литературы , рассматривание картин и иллюстраций . Ведение календаря природы, рисование, сочинение экологических сказок , дидактические и экологические игры. | |
живая неживая | Растения Животное Насекомые Птицы Рыбы Экологические цепочки Звездное небо Силы природы Полезные ископаемые Твердые тела, жидкие, газы Времена года Красная книга |
15 16 17 18 | 2 БЛОК «Патриотическое воспитание» | С чего начинается Родина? Семья бывает большая и маленькая, уважение к старшему поколению, «Гениологическое древо». Малая Родина- что это? Глобус, Земля- шар, наша Родина РОССИЯ на глобусе, карте. Сила человека и сила человечества в сбережении нашей, «голубой планеты» -Земля. | Создание семейного альбома, гениологического древа семьи. Рассказы о семье. Экскурсии. Чтение художественной литературы. Рисование, рассматривание картин и иллюстраций. Работа с глобусом и картой. Наблюдения, беседы. Организация и участие в семейных праздниках для семьи. |
Моя семья Наш город Наша Родина Вместе мы сила | |||
19 20 21 22 23
| 3 БЛОК « Мир вокруг нас» Все профессии важны Строительство и транспорт Прикладное искусство Будь природе другом Организм человека и охрана здоровья Заключительное занятие | Все профессии нужны , все профессии важны. Труд людей на Севере, в Тундре, в Степях, горах, в лесных краях, на Юге. Использование человеком технику, силы природы. Мегаполисы и чем они засоряют экологию. Правила соблюдения в природе . Соблюдение режима дня. Значение витаминов . Прогулки на свежем воздухе. | Экскурсии , картины, иллюстрации, фотографии. Беседы, рассказы, проекты, чтение литературы по теме, зарисовки, сочинения рассказов по теме. Разыгрывание ситуаций, дидактические, экологические игры. Рисование. |
Перспективный тематический план
(Старшая группа)
сентябрь |
1 | Вводное занятие | Дать детям представление о работе кружка. Познакомить. с работами детей занимавшихся ранее. Познакомить. с лабораторией в которой будет организована работа детей. |
2 | Человек-разумное существо | Развив. У детей правильное отношение к природе. Дать представление детям о том , что от человека зависит будущее всей планеты. И что важно сохранить и сберечь весь мир природы для будущих поколений. |
3 | «В гости к осени» Экскурсия в парк | Дать детям представление о характерных . признаках осени в неживой природе; расширять знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц, показать их связь с неживой природой. Развив .у детей умение устанавливать взаимосвязи в экосистеме на уровне частных и обобщенных понятий, сформировать представления о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязь в природе. |
4 | «Явления природы» | Дать представления о природе в целом, о понятиях «живая» и «неживая» природа; познакомить с понятиями «явление природы», «сезонные явления». |
октябрь |
1 | «Для чего нужны семена» «Как растения готовятся к зиме» Экскурсия на огород | Формировать представление о плодах, об их разнообразии и назначении, учить классифицировать предметы по разным признакам, находить, у них общие и отличительные черты, вызывать интерес к исследовательской деятельности. Формировать первичные представление о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений по изменениям погоды, внешнего вида растений, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы. |
2 | «Насекомые осенью» | Продолжать знакомить детей разнообразным видом насекомых. Сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Расширить представление о способах передвижения этих животных, их питании. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, воспитывать интерес и бережное отношение к ним. Закрепить у детей понятие сообщества «Луг» и названия луговых цветов. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ. Наблюдение за тем как они себя ведут осенью. |
3 | «Животные и птицы осенью» | Вспомнить с детьми о перелетных птицах и зимующих, о животных и о том как они готовятся к зиме. Продолжать давать детям представление о птицах и животных нашего края. Знакомить с животными и птицами других стран. |
4 | Экологическая сказка «Дарьино сердце» | Познакомить детей с понятием «Экология», «Экологическая» ; воспитание культуры поведения в лесу, в природе; воспитание бережного отношения к природе. |
ноябрь |
1 | Наш край - Подмосковье | Познакомить детей с Подмосковным краем, с красотой природы, растениями, которые растут только в нашей полосе, животными наших мест. |
2 | «Очень подозрительный тип…» | Проверить и оценить знания по ранее изученным темам: «Домашние опасности», «Пожар» и т.д., познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми. |
3 | Наблюдать за долготой дня | Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца. |
4 | Все профессии нужны - все профессии важны Экскурсия | Познакомить детей с профессией строитель обобщить знания о транспорте, воспитывать уважение к людям разных профессий. |
декабрь |
1 | «Путешествие на Север» | Учить детей уважать культуры, отличать от их собственной, формировать первоначальные представления об образе жизни северных народов, о зависимости образа жизни людей от климатических условий. Расширять кругозор детей за счет обобщения знаний детей о природе севера России. Учить выделять приспособительные особенности растений и животных севера к среде обитания. |
2 | «Зимушка-зима» Экскурсия | Формировать представления о приспособлении человек к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых). О правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Закрепить представления о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей. |
3 | «Добрый и злой огонь» | Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы. Развитие представлений о пользе и опасности огня, научить мерам предосторожности. |
4 | Праздник «Новый год» | Дать представление о том как празднуют праздник Нового года в разных странах. Рассказать о традициях разных народов празднования этого праздника. Провести дискуссию на тему «Новый год в моей семье». |
январь |
1 | «Перелетные птицы» | Дать детям представление о жизни перелетных птиц, об их связи с неживой природой. В наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц. Выявить особенности взаимоотношений птиц во время еды: кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга. |
2 | «Знакомство с ветром» | Познакомить детей с понятием- ветер и то, что ветер-это движение воздуха, что у ветра есть сила и какой она бывает (разрушительной и спокойной) обсудить роль ветра в природе и в жизни людей. Измерение направления ветра. |
3 | Я и моя семья | Подвести детей к понятию о том, что все начинается с семьи, семья-это не только родители, дети, но вся наша огромная планета. Что животные - наши братья меньшие, и о них необходимо заботятся так, как заботятся родители о своих детях. |
4 | «Превращения воды» опыты | Знакомить детей свойствами воды: при замерзании вода расширяется. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах. Что при кипячении вода испаряется, превращается в пар. |
февраль |
1 | «Зимние игры и соревнования» Прогулка | Знакомить детей с устройством и составлением простейших планов окружающего пространства, условными знаками и символами; учить объяснять и проходить маршрут по описанию; учить вести себя правильно на морозе. |
2 | «Звездное небо» | Понаблюдать с детьми на звездное небо в подзорную трубу, ознакомить детей с созвездием Малая и Большая медведица». |
3 | «Твой адрес в этом мире» | Расширение представлений детей о стране, городе, в котором они живут; воспитывать любовь к родному краю, Родине , уважительное отношение к себе, людям и к тому, что сделано руками человека, знакомить с государственной символикой России : флагом, гербом, гимном; вызвать чувство патриотизма. |
4 | «Зимняя экскурсия в природу» Экскурсия | Наблюдать особенности природы зимой; развивать наблюдательность, эстетические чувства, умение замечать красоту зимнего пейзажа; бережное отношение к деревьям (ели) , расширить представление о ней. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево- живое, и весной из почек распустятся листья. |
март |
1 | «Лед, снег и их свойства» Опыты | Формировать представления детей о льде, снеге и их свойствах. Повтор. опыт, выявляющий защитные свойства снега, и обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников). Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду - снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе- снегопад «иголочками». Обсудить с детьми , что происходит, когда снег скрипит под ногами ( с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега( липкий , рыхлый). Наблюдать за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы- шатры, при этом молод. тонкие деревья могут сломаться. |
2 | «Будь природе другом» Экскурсия | Обобщить представление детей о факторах, угрожающих живой природе; показать многообразие растительного мира, учить уважительному отношению к живым организмам; сформировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение. Формировать знания об экологической системе «лес». |
3 | « Аквариум» | Дать представление о том, что в аквариуме живут аквариумные рыбки. Знать, как называются рыбки, узнавать их по внешнему виду. Иметь представление о функциях хвоста, плавников, жабр, рта, глаз у рыбы. Уточнить , какие условия нужны для того, чтобы рыбкам в аквариуме жилось комфортно, чем питаются аквариумные рыбы. Дать представление об очистке воды. Воспитывать бережное отношение к живым объектам, желание заботиться о рыбках. |
4 | «Опасные предметы» | Развивать представление о качествах и свойствах предметов, о правилах безопасного пользования предметами. |
апрель |
1 | « Малахитовая шкатулка» | Познакомить детей с минералом – малахит и другими Уральскими самоцветами. |
2 | Праздник «Веснянка» | Дать представление детям об ещё одном обрядовом празднике «Веснянка» . Закликали весну дети ранним утром закликали, играли на дудочках, глиняных свистульках. |
3 | Посадка семян | |
4 | «Здравствуй, солнечный лучик» | Познакомить с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце- источник света и тепла). Весеннее солнышко, и как оно пробуждает нашу природу от зимней спячки. |
май |
1 | «Здравствуй, весна» Прогулка | Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, с весенними в жизни животных и растений формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. |
2 | «Жизнь животных весной» | Уточнить представления о жизни лесных животных весной; расширять знания о бабочках, их жизни летом. |
3 | « Сундучок тетушки Алены» | Формировать интерес к русскому прикладному искусству- глиняной, деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими; дать возможность ощутить радость, доброту, которую дарят людям эти игрушки, желание самим создать и творить по мотивам русского народного творчества. |
4 | «Береги свою планету» | Воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное; усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; расширить представления детей о рациональной взаимодействии с природой- допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности. |
5 | Красная книга | Беседа, рассматривание иллюстраций. |
Используемая литература в ходе реализации программы.
- Акимушкин И.И «Причуды природы» (кн .1,2) Москва : Юный натуралист, 1992-128с.
- Зайцева О.В., Карпова Е.В. «На досуге». «Игры в школе , дома , во дворе». Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития, 1998-192с.
- Николаева С.Н. Программа «Юный эколог» , «Зелёная тропинка»
- «Нескучный досуг». Сценарии игровых программ. Под редакцией Е.И. Ромашовой- Москва: ТЦ Сфера 2003-96с.
- Рыжова Н.А. «Наш дом природа» Москва Линка- пресс 1996 «Волшебница –вода» Москва Линка- пресс 1997 «Воздух –неведимка» Москва Линка- пресс 1998 « Почва- живая земля» Москва «Карапуз- дидактика»- 2005 «Деревья от акации до Ясеня» «Что у нас под ногами» Москва «Карапуз- дидактика» -1997
- Сивоглазов В.И. , Козлова Т.А. «Растения леса» Москва Дрофа-2005-63с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/02/picture-82285.jpg)
Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...
Практикум для родителей с детьми старшей группы Тема: «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»
В этой работе представлен материал, который поможет сконцентрировать внимание детей и родителей на игровые правила, погрузить участников в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на ...
Родительское собрание в старшей группе "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"
"Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-343835-1393785199.jpg)
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-440849-1398247099.jpg)
Дистанционное обучение. ООД по муз. развитию детей разных групп. Дисциплина 4. Модуль 2 Обязательная образовательная деятельность по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста
1.Методика музыкального образовательного процесса2.Характеристика основ муз. деятельности3.Возрастные характериcтики музыкального восприятия4.Практическое задание 5.Итоговый тест дисциплины 4...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-1250559-1589903923.jpg)
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития:«Развитие детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию через приобщение детей к здоровому образу жизни».
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития.Презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/23/picture-1479858-1692756027.jpg)
КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...