Программа «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему
Программа направлена на развитие у ребенка основ экологической культуры, логического мышления, любознательности , инициативности, ответственности, активности, самостоятельности ,повышение детской самооценки .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 42.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение №6
Программа
«Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Степанова Л.Г.
Воспитатель высшей квалификационной категории.
Москва 2015-2016
Программа направлена на развитие у ребенка основ экологической культуры, логического мышления, любознательности , инициативности, ответственности, активности, самостоятельности ,повышение детской самооценки .
Цель программы:
приобщение детей к углубленному познанию окружающего мира с помощью практических занятий , опытов, экспериментов. Привитие детям этической и моральной ответственности перед каждым живым существом , расширение кругозора по средством ознакомления детей с окружающим миром . Воспитание гражданина России патриота малой Родины , знающего и любящего свой город , традиции , культуру .
Задачи программы:
Обучающая:
- получение теоретических и практических знаний по экологии;
- расширение и закрепление представлений о предметах быта, необходимых в жизни человека;
- расширение и закрепление представлений о макросоциальном окружении;
- расширение и углубление представлений о явлениях природы , суточных изменениях , изменениях в жизни людей, животных , растений .
- познакомить с народными традициями , праздниками , творчеством;
- познакомить с профессиями , трудом человека , значимости труда в целостном развитии общества;
Развивающая :
- развитие логического мышления , познавательного интереса к окружающему , социальному , предметному , природному миру;
- развитие восприятия , внимания , памяти ,мышления.
Воспитательная :
- воспитание бережного отношения к природе и культуры общения ;
- воспитание умения вступать в коммуникацию с целью быть понятым и
понимать других;
- воспитание умения взаимодействовать с другими детьми;
- воспитание умения достигать поставленную цель.
Отличительной особенностью данной программы является то , что в ней основной акцент делается на формирование понятия экологическая культура, ее основ и правил поведения в природе и в тоже время создание «блокировки» совершения экологических ошибок как в будущей социальной деятельности , так и в быту.
Срок реализации программы - сентябрь 2015 года по май 2016 года.
Образовательная деятельность проводятся в виде теоретических, практических занятий , опытов и экспериментов.
По завершению программы ребенок должен знать :
- что такое экологическая культура , как вести себя в мире природы , чтобы
не навредить ей;
- знать что такое взаимосвязь живого и не живого в природе , выявлять
экологические цепочки;
- знать живые и не живые богатства природы , ее силы природы и как человек использует их в своих целях;
- знать культуру родного края, иметь представление о культурах других
народов России;
- знать различные профессии и уважительно к ним относиться.
Должен уметь :
- наблюдать за живой природой , видеть ее красоту .
- уметь добывать знания с помощью экспериментальной деятельности.
- ухаживать за комнатными растениями с учетом их особенностей .
- выполнять правила поведения в природе , оказывать помощь природе.
Ожидаемые результаты :
- расширение кругозора , словарного запаса воспитанников;
- привитие любви к природе , желание беречь и охранять ее;
- развитие познавательной сферы ребенка;
- формирование умения выражать мысли, логически объясняя их;
- расширение знаний в процессе познания окружающего мира;
- привитие понятия Человек - разумное существо.
Ресурсное обеспечение программы:
- Мини лаборатория экологии и экспериментирования.
- Методический инструментарий (картотека дидактических игр, картотека наблюдений, конспекты НОД, сценарии развлечений, серия картин по экологическому воспитанию.)
- Библиотека юного эколога.
- Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
- Картотека опытов и экспериментов .
- Подборка аудио и видео сопровождения к занятиям .
№ | ТЕМА | Количество часов в год | |
Старшая группа | Подготовительная группа | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 |
2 | 1 БЛОК « Живая неживая природа» | 16 | 14 |
3 | 2 БЛОК « Патриотическое воспитание » | 8 | 10 |
4 | 3 БЛОК « Мир вокруг нас » | 10 | 10 |
ИТОГО | 36 | 36 |
Учебно – тематический план
№ | Тема занятия | Содержание | Формы работы |
1 2 | Вводное занятие: Человек- разумное существо. Как вести себя в природе. | Знакомство с экологическим кабинетом . Что изучает наука экология. Роль человека в природе. | Рассказ воспитателя . Чтение художественной литературы. Наблюдения. |
Содержание курса освоения программы.
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | 1 БЛОК « Живая и неживая природа» | Взаимосвязь живой и неживой природы/Роль человека в природе. Сезонные изменения в жизни животных и растений. Животные и растения нашего края. Жизнь в воздухе, на земле, в воде, под землёй. Сезонные изменения «Круговорот воды в природе» , « Как рождается ветер », « Из чего сделана радуга» , « Солнце- большая звезда» . Звезды в нашей жизни. Почему бывают зима , лето?; Холодно и жарко? День и ночь. Природа нашего края . Красная книга. | Наблюдения ,беседы, исследовательская работа, чтение худ. Литературы, рассматривание картин, иллюстраций, работа в огороде, цветниках, сочинение экологических сказок , организация и участие в экологических праздниках и досугах . Дидактические и экологические игры. Наблюдения, беседы , исследовательская работа, опыты по выращиванию в разных условиях. Чтение литературы , рассматривание картин и иллюстраций . Ведение календаря природы, рисование, сочинение экологических сказок , дидактические и экологические игры. | |
живая неживая | Растения Животное Насекомые Птицы Рыбы Экологические цепочки Звездное небо Силы природы Полезные ископаемые Твердые тела, жидкие, газы Времена года Красная книга |
15 16 17 18 | 2 БЛОК «Патриотическое воспитание» | С чего начинается Родина? Семья бывает большая и маленькая, уважение к старшему поколению, «Гениологическое древо». Малая Родина- что это? Глобус, Земля- шар, наша Родина РОССИЯ на глобусе, карте. Сила человека и сила человечества в сбережении нашей, «голубой планеты» -Земля. | Создание семейного альбома, гениологического древа семьи. Рассказы о семье. Экскурсии. Чтение художественной литературы. Рисование, рассматривание картин и иллюстраций. Работа с глобусом и картой. Наблюдения, беседы. Организация и участие в семейных праздниках для семьи. |
Моя семья Наш город Наша Родина Вместе мы сила | |||
19 20 21 22 23
| 3 БЛОК « Мир вокруг нас» Все профессии важны Строительство и транспорт Прикладное искусство Будь природе другом Организм человека и охрана здоровья Заключительное занятие | Все профессии нужны , все профессии важны. Труд людей на Севере, в Тундре, в Степях, горах, в лесных краях, на Юге. Использование человеком технику, силы природы. Мегаполисы и чем они засоряют экологию. Правила соблюдения в природе . Соблюдение режима дня. Значение витаминов . Прогулки на свежем воздухе. | Экскурсии , картины, иллюстрации, фотографии. Беседы, рассказы, проекты, чтение литературы по теме, зарисовки, сочинения рассказов по теме. Разыгрывание ситуаций, дидактические, экологические игры. Рисование. |
Перспективный тематический план
(Старшая группа)
сентябрь |
1 | Вводное занятие | Дать детям представление о работе кружка. Познакомить. с работами детей занимавшихся ранее. Познакомить. с лабораторией в которой будет организована работа детей. |
2 | Человек-разумное существо | Развив. У детей правильное отношение к природе. Дать представление детям о том , что от человека зависит будущее всей планеты. И что важно сохранить и сберечь весь мир природы для будущих поколений. |
3 | «В гости к осени» Экскурсия в парк | Дать детям представление о характерных . признаках осени в неживой природе; расширять знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц, показать их связь с неживой природой. Развив .у детей умение устанавливать взаимосвязи в экосистеме на уровне частных и обобщенных понятий, сформировать представления о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязь в природе. |
4 | «Явления природы» | Дать представления о природе в целом, о понятиях «живая» и «неживая» природа; познакомить с понятиями «явление природы», «сезонные явления». |
октябрь |
1 | «Для чего нужны семена» «Как растения готовятся к зиме» Экскурсия на огород | Формировать представление о плодах, об их разнообразии и назначении, учить классифицировать предметы по разным признакам, находить, у них общие и отличительные черты, вызывать интерес к исследовательской деятельности. Формировать первичные представление о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений по изменениям погоды, внешнего вида растений, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы. |
2 | «Насекомые осенью» | Продолжать знакомить детей разнообразным видом насекомых. Сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Расширить представление о способах передвижения этих животных, их питании. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, воспитывать интерес и бережное отношение к ним. Закрепить у детей понятие сообщества «Луг» и названия луговых цветов. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ. Наблюдение за тем как они себя ведут осенью. |
3 | «Животные и птицы осенью» | Вспомнить с детьми о перелетных птицах и зимующих, о животных и о том как они готовятся к зиме. Продолжать давать детям представление о птицах и животных нашего края. Знакомить с животными и птицами других стран. |
4 | Экологическая сказка «Дарьино сердце» | Познакомить детей с понятием «Экология», «Экологическая» ; воспитание культуры поведения в лесу, в природе; воспитание бережного отношения к природе. |
ноябрь |
1 | Наш край - Подмосковье | Познакомить детей с Подмосковным краем, с красотой природы, растениями, которые растут только в нашей полосе, животными наших мест. |
2 | «Очень подозрительный тип…» | Проверить и оценить знания по ранее изученным темам: «Домашние опасности», «Пожар» и т.д., познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми. |
3 | Наблюдать за долготой дня | Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца. |
4 | Все профессии нужны - все профессии важны Экскурсия | Познакомить детей с профессией строитель обобщить знания о транспорте, воспитывать уважение к людям разных профессий. |
декабрь |
1 | «Путешествие на Север» | Учить детей уважать культуры, отличать от их собственной, формировать первоначальные представления об образе жизни северных народов, о зависимости образа жизни людей от климатических условий. Расширять кругозор детей за счет обобщения знаний детей о природе севера России. Учить выделять приспособительные особенности растений и животных севера к среде обитания. |
2 | «Зимушка-зима» Экскурсия | Формировать представления о приспособлении человек к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых). О правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Закрепить представления о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей. |
3 | «Добрый и злой огонь» | Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы. Развитие представлений о пользе и опасности огня, научить мерам предосторожности. |
4 | Праздник «Новый год» | Дать представление о том как празднуют праздник Нового года в разных странах. Рассказать о традициях разных народов празднования этого праздника. Провести дискуссию на тему «Новый год в моей семье». |
январь |
1 | «Перелетные птицы» | Дать детям представление о жизни перелетных птиц, об их связи с неживой природой. В наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц. Выявить особенности взаимоотношений птиц во время еды: кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга. |
2 | «Знакомство с ветром» | Познакомить детей с понятием- ветер и то, что ветер-это движение воздуха, что у ветра есть сила и какой она бывает (разрушительной и спокойной) обсудить роль ветра в природе и в жизни людей. Измерение направления ветра. |
3 | Я и моя семья | Подвести детей к понятию о том, что все начинается с семьи, семья-это не только родители, дети, но вся наша огромная планета. Что животные - наши братья меньшие, и о них необходимо заботятся так, как заботятся родители о своих детях. |
4 | «Превращения воды» опыты | Знакомить детей свойствами воды: при замерзании вода расширяется. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах. Что при кипячении вода испаряется, превращается в пар. |
февраль |
1 | «Зимние игры и соревнования» Прогулка | Знакомить детей с устройством и составлением простейших планов окружающего пространства, условными знаками и символами; учить объяснять и проходить маршрут по описанию; учить вести себя правильно на морозе. |
2 | «Звездное небо» | Понаблюдать с детьми на звездное небо в подзорную трубу, ознакомить детей с созвездием Малая и Большая медведица». |
3 | «Твой адрес в этом мире» | Расширение представлений детей о стране, городе, в котором они живут; воспитывать любовь к родному краю, Родине , уважительное отношение к себе, людям и к тому, что сделано руками человека, знакомить с государственной символикой России : флагом, гербом, гимном; вызвать чувство патриотизма. |
4 | «Зимняя экскурсия в природу» Экскурсия | Наблюдать особенности природы зимой; развивать наблюдательность, эстетические чувства, умение замечать красоту зимнего пейзажа; бережное отношение к деревьям (ели) , расширить представление о ней. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево- живое, и весной из почек распустятся листья. |
март |
1 | «Лед, снег и их свойства» Опыты | Формировать представления детей о льде, снеге и их свойствах. Повтор. опыт, выявляющий защитные свойства снега, и обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников). Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду - снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе- снегопад «иголочками». Обсудить с детьми , что происходит, когда снег скрипит под ногами ( с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега( липкий , рыхлый). Наблюдать за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы- шатры, при этом молод. тонкие деревья могут сломаться. |
2 | «Будь природе другом» Экскурсия | Обобщить представление детей о факторах, угрожающих живой природе; показать многообразие растительного мира, учить уважительному отношению к живым организмам; сформировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение. Формировать знания об экологической системе «лес». |
3 | « Аквариум» | Дать представление о том, что в аквариуме живут аквариумные рыбки. Знать, как называются рыбки, узнавать их по внешнему виду. Иметь представление о функциях хвоста, плавников, жабр, рта, глаз у рыбы. Уточнить , какие условия нужны для того, чтобы рыбкам в аквариуме жилось комфортно, чем питаются аквариумные рыбы. Дать представление об очистке воды. Воспитывать бережное отношение к живым объектам, желание заботиться о рыбках. |
4 | «Опасные предметы» | Развивать представление о качествах и свойствах предметов, о правилах безопасного пользования предметами. |
апрель |
1 | « Малахитовая шкатулка» | Познакомить детей с минералом – малахит и другими Уральскими самоцветами. |
2 | Праздник «Веснянка» | Дать представление детям об ещё одном обрядовом празднике «Веснянка» . Закликали весну дети ранним утром закликали, играли на дудочках, глиняных свистульках. |
3 | Посадка семян | |
4 | «Здравствуй, солнечный лучик» | Познакомить с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце- источник света и тепла). Весеннее солнышко, и как оно пробуждает нашу природу от зимней спячки. |
май |
1 | «Здравствуй, весна» Прогулка | Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, с весенними в жизни животных и растений формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. |
2 | «Жизнь животных весной» | Уточнить представления о жизни лесных животных весной; расширять знания о бабочках, их жизни летом. |
3 | « Сундучок тетушки Алены» | Формировать интерес к русскому прикладному искусству- глиняной, деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими; дать возможность ощутить радость, доброту, которую дарят людям эти игрушки, желание самим создать и творить по мотивам русского народного творчества. |
4 | «Береги свою планету» | Воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное; усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; расширить представления детей о рациональной взаимодействии с природой- допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности. |
5 | Красная книга | Беседа, рассматривание иллюстраций. |
Используемая литература в ходе реализации программы.
- Акимушкин И.И «Причуды природы» (кн .1,2) Москва : Юный натуралист, 1992-128с.
- Зайцева О.В., Карпова Е.В. «На досуге». «Игры в школе , дома , во дворе». Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития, 1998-192с.
- Николаева С.Н. Программа «Юный эколог» , «Зелёная тропинка»
- «Нескучный досуг». Сценарии игровых программ. Под редакцией Е.И. Ромашовой- Москва: ТЦ Сфера 2003-96с.
- Рыжова Н.А. «Наш дом природа» Москва Линка- пресс 1996 «Волшебница –вода» Москва Линка- пресс 1997 «Воздух –неведимка» Москва Линка- пресс 1998 « Почва- живая земля» Москва «Карапуз- дидактика»- 2005 «Деревья от акации до Ясеня» «Что у нас под ногами» Москва «Карапуз- дидактика» -1997
- Сивоглазов В.И. , Козлова Т.А. «Растения леса» Москва Дрофа-2005-63с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...
Практикум для родителей с детьми старшей группы Тема: «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»
В этой работе представлен материал, который поможет сконцентрировать внимание детей и родителей на игровые правила, погрузить участников в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на ...
Родительское собрание в старшей группе "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"
"Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"...
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
Дистанционное обучение. ООД по муз. развитию детей разных групп. Дисциплина 4. Модуль 2 Обязательная образовательная деятельность по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста
1.Методика музыкального образовательного процесса2.Характеристика основ муз. деятельности3.Возрастные характериcтики музыкального восприятия4.Практическое задание 5.Итоговый тест дисциплины 4...
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития:«Развитие детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию через приобщение детей к здоровому образу жизни».
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития.Презентация....
КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...