Картотека дидактических игр по теме "Зима"
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему
Дидактические игры помогут организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей от 2 до 3 лет, обогатить словарь, уточнить значение слов, формировать словоизменение и словообразование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_kopiya.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Большой — маленький» Цель: согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже. Ход игры: предложите ребенку поиграть. Рассматривайте вместе с ребенком картинки парами. Прочтите рифмовку, одновременно выполняя движения в соответствии с текстом: Мишка, мишка, ты большой — ой, ой, ой! (разведите руки в стороны) А ты, зайка, маленький — ай, ай, ай! (сведите ладони вместе) У медведя дом большой — ой, ой, ой! («толстым» голосом) А у зайки маленький — ай, ай, ай! (жалобно) Медведь ветку нашел — ой, ой, ой! А у зайки маленькая — ай, ай, ай! Предложите ребенку сразу назвать и предмет, и величину этого предмета: большой медведь — маленький заяц; большой дом — маленький дом; большая ветка — маленькая ветка.
Игра «Снег везде» Цель: подражанию ; использовать в речи отрицательную частицу «не»- Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку поиграть. Прочтите ему стишок-рифмовку: Снег на дорожке, Снег на крыльце, Снег на собачке, Но не на мне! Произносите слова «Но не на мне», сопровождая их отрицающими жестами — энергично покачайте головой, помашите рукой или пальцем. Замените слова рифмовки другими знакомыми вашему ребенку словами, например: Снег на крыше, Снег на кусте, Снег на лошадке, Но не на мне! Вскоре малыш поймет суть игры и будет сам предлагать новые слова, подходящие для этой рифмовки. Все варианты непременно должны заканчиваться фразой «Но не на мне!»
Игра «Зимняя одежда» Цель: продолжит формировать зрительное восприятие и внимание; понимать, что в зимний период люди надевают теплую одежду и обувь; знать и употреблять имена существительные, обозначающие предметы зимней одежды. Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Обратите его внимание на то, что на деревьях нет листьев, зато везде много снега. Прочтите рифмовку: Снег на деревьях. Снег на кустах. Снег на дорожках, Снег на ветвях. Затем прикройте верхний рисунок и укажите ребенку на маленькие картинки. Предложите ему найти и показать предметы одежды — шапку, варежки, шубку, сапожки, шарф. Покажите ребенку сюжетную картинку и попросите его найти на ней и назвать эти же предметы одежды.
Игра «Назовем, что видим» Цель: употреблять слова «вот» и «где» в своей речи; издавать звуки, подражая животным; различать изображения птиц и зверей. Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Расскажите о том, что на ней нарисовано: «На крыше дома сидит птица. Это ворона. Она большая, черная. Сидит и по сторонам глядит. Куда она смотрит? На мальчика она смотрит. Мальчик гуляет с собачкой. Что делает мальчик? Мальчик голубя кормит! Ворона тоже хочет кушать!» Рассматривая сюжетную картинку, распевайте рифмовку на любой нравящимся вам мотив. А малыша попросите произносить звукоподражания в конце каждого трехстишия: Веселый щенок во дворе живет, Веселый щенок во дворе живет, Веселый щенок говорит: « Ав-ав !» Веселая ворона на крыше живет. Веселая ворона на крыше живет, Веселая ворона говорит: «Кар-кар!» Веселая голубка во дворе живет, Веселая голубка во дворе живет, Веселая голубка говорит: «Гуль-гуль!» Спросите ребенка: «Где собачка? Где ворона? Где голубь?» Попросите ребенка сначала показать изображение на предметной картинке («Вот собачка! Вот ворона! Вот голубка!»), затем на сюжетной. Затем попросите ребенка: «Спроси у меня, где собачка?» Если ребенок повторит ваш вопрос, включающий слово «где?» и название картинки (в любом произношении), то вы в свою очередь показываете ребенку на нужную картинку. Аналогично обыграйте остальных изображенных на картинке персонажей.
Игра «В гостях у медведя» Цель: различать предлоги, выражающие пространственные взаимоотношения двух предметов,— «на», «в». Ход игры: покажите ребенку сюжетную картинку с изображением комнаты в медвежьей берлоге. Объясните ребенку, что здесь живет медведь. Предложите ребенку назвать предметы мебели (кресло, стул, стол, кровать, диван, шкаф). Расскажите: «Мишка купил новую мебель. Давай посоветуем ему, где что удобнее поставить». Предложите соединить карандашом предметную картинку с предметом мебели. Попросите ребенка выполнить следующие действия: «Поставь игрушку в шкаф. Скажи, куда ты ее поставил. Поставь чайник на стол. Скажи, куда ты его поставил. Положи книгу в кресло. Скажи, куда ты ее положил. Положи подушку на диван. Скажи, куда ты ее положил». Если ребенок путает диван с кроватью, а кресло со стулом, поиграйте с ним в игру «Чего не стало?» Для этого вырежьте из белой бумаги квадрат и закрывайте по очереди стол, стул, кровать, диван, кресло. Попросите ребенка сказать, чего не стало. (Не стало кресла. Спрятали стул.)
Игра «Можно, надо (нужно), нельзя» Цель: употреблять имена существительные в дательном падеже без предлога со словами «можно», «нельзя»; понимать слова «хорошо — плохо»; употреблять союз «потому что». Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинки и ответить на вопросы. «Можно этой девочке идти гулять? (Да, можно.) Почему? (Потому что она одета.) Можно лизать сосульку? (Нет, нельзя.) Почему? (Потому что она грязная. Сосульки никто не лижет. Надо дома есть мороженое.) Лизать сосульку плохо или хорошо? Можно этого снеговика принести домой? (Нет, нельзя.) Почему? (Потому что он растает.)»
Игра «Подарки» Цель: правильно употреблять имена существительные мужского и женского рода единственного числа в винительном падеже без предлога; отвечать на вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода; соотносить слова «один — мало — много» с соответствующим количеством предметов; различать слова «большой— маленький»; различать похожие по звучанию слова «Саня—сани». Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку. Спросите ребенка: «Кто нарисован на картинке?» (Дед Мороз.) Прочтите стихотворение: Добрый Дедушка Мороз Деткам елочку принес. А на ней фонарики, Золотые шарики. Попросите ребенка показать на елке фонарики, шарики. Спросите: «Сколько фонариков на елке?» (Один.) «Это много или мало? Какой фонарик — большой или маленький? Сколько шариков?» (Много.) Объясните ребенку, что Дед Мороз принес детям подарки. Надо помочь Дедушке Морозу раздать подарки — дать каждому ребенку то, что тот любит. Спросите: «Что дадим Лене? Что дадим Свете? Что дадим Вите? Что дадим Мите?» Разыграйте инсценировку с помощью игрушек: Маленькому Сане Подарили сани. Вез на гору Саня За собою сани.
Игра «Что взять на прогулку» Цель: употреблять имена существительные в именительном падеже единственного числа; игра способствует развитию памяти. Ход игры: предложите ребенку посмотреть на каждую картинку по очереди, назвать ее и запомнить. (Это лыжи. Это кукла. Это ведерко. Это санки.) После того, как все картинки будут названы, накройте их листом белой бумаги. Предложите ребенку попросить у вас то, что изображено на спрятанных предметных картинках. «Мама, дай санки». «Мама, дай ведро». Открывая картинки, говорите: «... (имя ребенка), на санки». Предложите ребенку запомнить столько картинок, сколько он сможет.
Игра «Сложи елочку» Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме. Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера. Ход . Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).
Игра «Сложи снеговика» Цель: научить правильно выкладывать снеговика из кружков, ориентируясь на их величину, закрепить название цвета и формы. Оборудование: три кружка белого цвета разного размера. Ход. Ребенок по образцу взрослого выкладывает снеговика из кружков. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой кружок ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой кружок будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о снеговике (из чего делают снеговика, какого он цвета, чем украшают его , морковкой, веточками, ведерком, шарфиком и т. д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...
Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС
Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».
Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....