Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Белоснежная зима»
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Новикова Елена Ивановна

           Занятие по развитию речи

                 в старшей группе

 

          Тема: «Белоснежная зима»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r._volsheb-zima_st.gr_.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

                                       «Начальная школа-детский сад»                              

                                                    г. Сафоново

           Занятие по развитию речи

                 в старшей группе

          Тема: «Белоснежная зима»

                                                          Воспитатель: Новикова Елена Ивановна

                                               2015г.

Цель: 
Обобщить и закрепить знания детей о зимних явлениях, об изменениях в животном мире.

Совершенствовать фонематический слух, умение подбирать слова с заданным звуком; побуждать использовать в речи распространённые предложения. Развивать навыки диалогической речи, умение давать полные ответы на вопросы.

 Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарищей.
Словарная работа:
Упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и глаголов. Активизация словаря: приметы зимы, дикие животные, спячка, линька, маскировка, не велик, не велит.

Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами
Оборудование, наглядный материал: игрушка Снеговик, картинки диких животных, микрофон, конверт с письмом. 
Ход занятия:

      - Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: Детский сад. Ребятам старшей группы. Давайте откроем и прочитаем:  


Зима прислала нам письмо, 
В снежинках-звездочках оно. 
Так начинается письмо:
"Я не была у вас давно. "
"Пора нам встретиться, друзья, 
Вам без меня прожить нельзя. 
Как на санях не покататься? 
Как не слепить снеговика? 
Ну как, ребята, вам остаться 
Без снежной горки, без катка? 
Я белоснежная Зима, 
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрю, 
Большую ёлку подарю. 
В лесу найдёте вы меня, 
Среди сугробов прячусь я… 


    -  Ребята, хотели бы вы встретиться с Красавицей-зимой? А готовы ли вы к разным трудностям, которые встретятся нам в пути? Тогда нам нужно спешить. На чём удобнее всего добраться до леса? (на автобусе, машине, поезде и др.). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах (проводится дыхательная гимнастика «Лыжник»)
  - Вот мы с вами и доехали до леса. Но прежде чем встретится  с Зимушкой, давайте вспомним, что мы о ней знаем. 

 - Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль). 
 - А сейчас какой месяц?  (декабрь)
- Какие природные явления бывают зимой? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад) 
- Каким бывает ветер? (сильный, слабый, быстрый, ледяной, холодный, студёный)
- Что происходит зимой на водоёмах? (вода замерзает, появляется лед)
- Какие стоят деревья? Почему? (голые, без листьев; веткам тяжело, нет воды)
- Что бывает только зимой? (снег, мороз).                                                                                                            - На что похожи снежинки? (звездочки, цветочки)
- Какой бывает снег? (белый, холодный, пушистый, лёгкий, колючий, мягкий, грязный, чистый) 
- Что снег делает? (падает, идёт, кружится, ложится, блестит, тает, метет) 


Физкультминутка

- .Мы попали в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка в шубке стоит,
Слева ёлка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка поскакал,
От лисы он убежал.
Серый волк в сугробах  рыщет,
Он себе добычу ищет!
Вот мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму он проспит.
В лесу красота и покой.
Вот только холодно зимой.

(Выполняются движения по тексту)

- Посмотрите кто нас встречает?( Снеговик) Наверно он  поможет нам найти Зимушку. Посмотрите, у Снеговика письмо, а в нём задание от Волшебницы Зимы:
- Назовите слова о зиме, в которых встречается звук С. (Снегурочка, снег, снежинка, сосулька, снежный, снеговик, , снегопад, санки, снегоход). Вот сколько вы слов зимних нашли! 
- А еще мы давайте Снеговичку назовем народные приметы и пословицы о зиме:

«Мороз не велик, а стоять не велит»
«Зима не лето, в шубу одета»
«Спасибо, мороз, что снега принес»
«Много снега, много хлеба»

«Береги нос в большой мороз.»


- Зиму издавна любил народ, и люди её называют «Волшебница-зима». О зиме поэты слагают красивые стихи. Кто может вспомнить и прочесть нам стихотворение о зиме? 

Чтение детьми стихов о зиме.


         Физкультминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки
Белоснежные пушинки.
Это зимушка зима 
Рукавами повела.
Все снежинки закружила
И на землю опустила.

- А скажите, легко ли живётся зверям зимой в лесу?
- Я предлагаю вам поиграть в игру  «Интервью с лесными жителями». Я буду корреспондентом, а вы лесные животные. Я приду к вам в гости и возьму у вас интервью.

(дети по желанию выбирают карточку с изображением понравившегося животного)

- Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, как вас зовут?
- Чем вы питаетесь зимой? Где берёте свои запасы?
- Есть ли у вас враги в лесу, кого вы боитесь?
- Вам нравиться жить в лесу?
     -  Спасибо, ребята, за интересные рассказы.


- Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы. Я думаю, что пора нам с ней встретиться.  (входит Зима)
- Здравствуйте ребята! Я слышала,  что вы очень много знаете обо мне, и о моих лесных друзьях-животных. За это я хочу вас угостить и подарить на память вот такие снежинки.

Итог:
-  Понравилось вам наше путешествие в зимний лес? 
-  Чем понравилось? Что было интересного?

                                 Самоанализ

   На занятии присутствовало 12 детей в возрасте то 5 до 6 лет.
    Цель занятия: обобщить и закрепить знания детей о зимних явлениях, об изменениях в животном мире; формирование словаря, связной речи, звуковой культуры речи.

   Занятие проходило в виде путешествия в зимний лес. Перед началом занятия было приготовлено всё необходимое оборудование. Содержание конспекта занятия соответствовало уровню развития детей 5-6 лет и программным задачам. 

    Вводная часть прошла последовательно и методически правильно (дети были заинтересованы), выдержана по времени. Основная часть так же прошла последовательно, выдержана по времени.  На занятии были использованы  различные методы и приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультминутки. 

    Переход от одной части к другой был постепенным и увлекательным.
    На протяжении всего занятия побуждала детей давать развёрнутые ответы, говорить полными предложениями, старалась, что бы все дети были активными. Для предупреждения утомления детей  использовала физкультминутки. 
    Использованные на занятии пособия и оборудование соответствовали эстетическим и гигиеническим нормам. Самочувствие детей было хорошим. Речь воспитателя была правильной и эмоциональной.  На мой взгляд все поставленные задачи были реализованы, занятие прошло интересно и методически правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группеТема:В гости к леснику.

Цель:учить детей развивать речь, отвечать на вопросы, образовывать слова при помощи суффиксов, закрепить навыки правильного произношения, учить различать на слух и называть слова с определённым ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Белоснежная зима"

Главная цель этого занятия обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение и активизация словаря, развития связной речи, творческого воображения. Учить детей...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима".

Комплекс игр, направлен на развитие речи у детей дошкольников....

занятие по развитию речи в старшей группе "Как зимуют звери"

Цели:уточнить знания детей о диких животных;совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притяж...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Учимся вежливости»

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения,о необходимости  соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. Ход занятияВстречае...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Зима (обобщение)

Занятие посвящено обобщению знаний по теме "Зима". Приведены примеры различных игр на расширение словаря, на развитие  лексико-грамматического строя речи, включены задания на развитие фонематчиес...