Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [С]" с ребёнком (моторная алалия,стертая дизартрия)
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Индивидуальное занятие четвертого этапа направленное на составление предложения из трех,четырех слов по предложенной картинке. Вся работа направлена на овладение ребенком элементарной разговорной -бытовой речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальное логопедическое занятие с ребенком алаликом | 285.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
индивидуального логопедического занятия
с ребенком с моторной алалией.
Этап работы: четвертый: учить составлять предложение из 3-4 слов, освоение словообразования.
Тема: «Волшебные подарки»
Цель: Активизация устной речи ребёнка с моторной алалией. Автоматизация звука С в словах со стечением согласных.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать умение отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?» «Какой?» с последующим составлением предложения из 3- 4 слов по схеме: сущ.+глагол+ дополнение;
- автоматизировать звук [С] в словах со стечением согласных;
- развивать навыки словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- формировать слоговую структуру слов: правильно произносить двусложные слова со стечением согласных в начале слова.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движения рук и глаз;
- развивать мимику: умение передавать с помощью мимики разные эмоции (положительные и отрицательные);
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям;
- воспитывать контроль за собственной речью;
- формировать навыки сотрудничества с взрослым
Оборудование: 5-6 коробок с разными застёжками, 1 коробка с сюрпризом; 2 сюжетные картинки; снежинки; игрушка снеговик; панно с изображением предметов со стечением согласных; снег, стол, стул, стакан, снеговик, скамейка («Конструктор картинок»-МЕРСИБО); снежок (сделанный из ваты), накидка для роли волшебника.
Подготовка к занятию: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика: «Улыбка»- «Хоботок»; «Хомяк толстый и худой»; «Лопатка»- «Чашечка» , «Рыбка», «Лошадка», «Индюк» - все упражнения чередуются по 7 раз.
Предполагаемый результат занятия:
Ребенок умеет отвечать на поставленные вопросы простым распространенным предложением, правильно произносит слова со звуком С в позиции ССГ, умеет образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и правильно произносить двусложные слова со стечением согласных, умеет передавать разные эмоции –радость, удивление, гнев, уверенно проводит линии разной конфигурации, умеет действовать с застёжками разного типа, умеет взаимодействовать в совместной деятельности со взрослым.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед обращается к ребёнку- у малышей скоро праздник, давай сегодня будем волшебниками и приготовим для них подарки. (ребёнок и взрослый надевают накидки волшебника)
Игра «Волшебные подарки».
На столе различные предметы, которые ребёнок будет убирать в коробки или конверты.
II. Основная часть.
1. Логопед- смотри какие красивые снежинки, их можно подарить малышам? Как с ними можно играть? (ребёнок предлагает действия знакомые по предыдущему опыту использования- подуть на них) Давай попробуем! Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки» Снежинку держим напротив рта, спинка прямая, делаем вдох носом, плечики не поднимаем, щеки не надуваем и выдыхаем на снежинку.(ребёнок держит нитку, на конце которой привязана снежинка, и дует на неё. Упражнение выполняется три раза. Логопед выполняет упражнение вместе с ребёнком) Вот первый волшебный подарок для малышей, уберём его в красивую коробку.
- Логопед – когда снежинок много и они падают с неба -это называется снегопад, всё вокруг покрывается снегом. Посмотри –какая интересная «заснеженная» картинка, а что это под снежинками?( Перед ребёнком панно с изображением различных предметов со стечением согласных звуков [С]- [Т]; [С]- [Н]; [С]- [К], которые закрыты снежинками, ему предлагается поднять с картинки снежинку и назвать слово. Вначале ребёнок произносит слова с одним слогом, затем с двумя и т.д., каждый раз отхлопывая слоги.) как ты думаешь, понравится этот подарок малышам? Упражнение «После снегопада»
3. Логопед- малыши маленькие и у них всё маленькое, давай назовём эти предметы ласково?(ребёнку предлагается назвать открывшиеся картинки ласково: снег-снежок, стул- стульчик, стол- столик и т.д., каждый раз отхлопывая слоги.) Упражнение «Назови ласково»
- Логопед- смотри, кто это? ( игрушка Снеговик. Ребёнок слушает и с помощью мимики изображать эмоции радости, удивления, гнева) Упражнение- физкультминутка «Снеговик»
Я слепил Снеговика, (руками ребёнок изображает лепку комка)
Говорил ему любя: (с улыбкой грозит пальцем) Мы умеем улыбаться, ( мимикой изображает эмоции) Мы умеем удивляться, Сердимся мы иногда. Не кричим мы никогда! (указательный палец прикладывает к губам) (Игрушку убирает ребёнок в коробку.)
- Логопед- посмотри какие красивые картинки , подарим их малышам? Расскажи- кто это?, что делает? (ребёнку предлагается составить предложение по картинке) Упражнение «Картинки-загадки»
- Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Логопед- смотри, ещё подарок- снежный комочек-снежок, давай им поиграем!
1,2,3,4 - (загибаем пальцы от мизинца ) Мы с тобой снежок лепили ( лепим снежок)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (ладонями показываем шар, крепко сплетаем пальцы, потираем ладонями)
И совсем, совсем не сладкий; (грозим пальцем0
Раз - подбросим, два- поймаем, («подбрасываем» снежок, «ловим» его )
Три – уроним, не сломаем! (разводим руки в стороны ) (ребёнок убирает снежок в коробку.)
- Упражнение «Летят снежинки» Логопед- посмотри ,какой интересный подарок! Что с ним делать? ( ребёнок предлагает действия знакомые по предыдущему опыту использования похожих картинок -предлагается нарисовать как «падают» снежинки - дорожки (сверху вниз, разной конфигурации).
III. Итог.
Логопед- (удивлённо) а эта коробка уже с подарком, наверно для тебя! (Ребёнку предлагается открыть коробку, в которой находится приз для него, завернутый в фольгу. Разворачивая фольгу, вместе со взрослым вспомнить, что сегодня делали на занятии, что понравилось больше всего)
Логопед Головина Ольга Валентиновна
МДОУ «Детский сад №1 «Теремок»
г. Гаврилов Ям, Ярославская обл.
приложение
Панно «Назови слова»
«Развиваем пальчики»
«Составь предложение»
Самоанализ
индивидуального логопедического занятия
Характеристика ребенка. Дается подробное описание: анамнез, навыки самообслуживания, игровые и двигательные умения, индивидуальные особенности и черты характера ребёнка, особенности речевого развития
Этап работы и его задачи: четвертый: учить составлять предложение из 3-4 слов, освоение некоторых грамматических форм (словообразование сущ., им.п.; сущ, с умен. ласкат. суффиксами); введение предлогов –в, -на, -с, -под. Вся работа направлена на овладение ребенком элементарной разговорно-бытовой речью, то есть формирование коммуникативной функции речи.
Тема занятия: «Волшебные подарки»
Цель: Активизация устной речи ребёнка с моторной алалией. Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать умение отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?» с последующим составлением предложения из 3- 4 слов по схеме: сущ.+глагол+ дополнение;
- автоматизировать звук [С] в словах со стечением согласных;
- развивать навыки словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- формировать слоговую структуру слов: правильно произносить двусложные слова со стечением согласных в начале слова.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движения рук и глаз;
- развивать мимику: умение передавать с помощью мимики разные эмоции (положительные и отрицательные);
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям;
- воспитывать контроль за собственной речью;
- формировать навыки сотрудничества со взрослым
Оборудование. 5-6 коробок с разными застёжками, 1 коробка с сюрпризом; 2 сюжетные картинки; снежинки; игрушка снеговик; панно с изображением предметов со стечением согласных; снег, стол, стул, стакан, снеговик, скамейка; снежок (сделанный из ваты)
Предполагаемый результат: Ребенок умеет отвечать на поставленные вопросы простым распространенным предложением, правильно произносит слова со звуком С в позиции ССГ, правильно произносить двусложные слова со стечением согласных, умеет передавать разные эмоции – радость, удивление, гнев, уверенно проводит линии разной конфигурации, умеет взаимодействовать в совместной деятельности со взрослым.
Испольуемые технологии:
Поскольку ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то приоритет отдан технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, технология логопедического массажа.
Предлагаемые игры объединены единым игровым сюжетом, что повысило внутреннюю мотивацию ребёнка к совместной образовательной деятельности.
Приёмы работы соответствовали возрасту ребёнка и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (общего развития, состояния интеллекта, внимания, степени утомляемости, личностных особенностей: тревожность, стеснительность ). Словесные инструкции предъявлялись кратко, точно и чётко.
При необходимости предлагалась помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом.
Предварительная работа проведена в утренний отрезок времени с целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка к занятию были использована технология логопедического массажа, артикуляционная гимнастика. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также речевого дыхания – использовались игровые приемы с применением игрушек, картинок (снежинка, снежок, снеговик, панно, сюжетные картинки )
На протяжении всего занятия у ребёнка поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия, сюрпризный момент – появление объектов.
Все задания были подобраны с опорой на опыт ребёнка, работу разных анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
Анализ занятия. Занятие состоит из основных 3 частей. Первая часть-организационный момент, 2 основная часть состоит из 7 упражнений ,3 часть –итог занятия.
Первая часть. Организационный момент направлен на установление контакта с ребёнком с опорой на его опыт оказания помощи малышам, сообщение предстоящей деятельности. В начале, ребёнок настороженно принял предложение, затем согласился с ним.
Вторая основная часть. Основную часть занятия начали с первого упражнения- дыхательной гимнастики, направленной на развитие речевого дыхания, используя опыт действия с игрушкой для поддувания. Она предлагалась как подарок малышам. Для активизации речевой деятельности ребёнку предлагалось объяснить, как действовать и для чего тот или иной подарок. Для развития мелкой моторики рук необходимо убрать каждый подарок в коробку или конверт. Второе упражнение «После снегопада» направлено на расширение словаря и его активизацию, автоматизацию звука [C] в словах с одним, двумя, тремя слогами и совершенствование слоговой структуры слова-отхлопывали слоги. Ребёнок не сразу произнёс четко слова со звуком [С]. Много времени уделялось слову стакан, ребёнок устал. Поэтому упражнение «Назови ласково» по состоянию ребёнка не выполнено, а перешли сразу к физминутке «Снеговик», сменили вид деятельности. Занятие показало, что ребёнок не владеет мимикой лица- не смог передать чувства «удивление»-это связано с недостаточностью работы круговых мышц глаз ,это решается с помощью логопедического массажа. Следующее упражнение «Картинки загадки» направленно на развитие умения составления 3 словного предложения со знакомыми словами, ребёнок справился с ним ….следующее упражнение направлено на координацию мелкой моторики рук и речи -ребёнок выполнял знакомое упражнение , проговаривая слова и выполняя действия. Последнее упражнение «Летят снежинки» направлено на координацию руки и глаз. Ребёнок успешно справился с заданием. В заключении ребёнок получил за выполненные задания приз. Не удалось проговорить ,чем занимались так как ребёнок выразил положительные эмоции. Задачи поставленные в занятии выполнены не полностью, так как у ребёнка были явные признаки утомления, необходимо было сменить вид деятельность.
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Считаю, что создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможности преодоления имеющихся трудностей, а также способствует переносу способов действия в другие условия, в социум. Другими словами, мною были созданы условия, способствующие созданию ситуации социального развития, а именно: поддерживалась инициатива ребенка и учитывались его индивидуальные особенности (стеснительность, тревожность), использовалась вариативность коррекционных приемов, ненавязчиво устанавливались правила взаимодействия в разных игровых ситуациях, в целом, обеспечивалось эмоциональное благополучие, учитывались, в том числе, требования ФГОС и требования САНПИНа и к созданию условий организации коррекционно- развивающей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль над поставленными звуками в речи ребёнка. Рекомендации для внимательных родителей.
Как и зачем контролировать произнесение поставленных логопедом звуков в речи ребёнка. Рекомендации для родителей....
Статья: "РЕБЁНОК СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ"
Дети с ОВЗ требуют специальных условий для образования. Для обеспечения личностно ориентированного характера образования, и индивидуализации обучения в соответствии с интересами и запросами учащихся н...
Формирование произношения звуков у детей с моторной алалией ( Статья сдана для публикации в журнал " Логопед"
В постановке звуков нуждаются все моторные алалики. Особенностью этих детей является то, что у них могут отсутствовать все звуки, даже очень простые по артикуляции ([М, Т] и подобные). Может не быть г...
Контроль над поставленными звуками в речи ребёнка.
Наконец-то ребёнок сказал трудный для него звук! Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в...
КОНТРОЛЬ НАД ПОСТАВЛЕННЫМИ ЗВУКАМИ В РЕЧИ РЕБЁНКА
Чтобы работа по автоматизации и дифференциации (различению) поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки, необходимо осуществлять контроль над поставленными звуками постоянно...
Система работы по постановке и автоматизации звуков у детей с ТНР со стёртой дизартрией
Система работы по постановке и автоматизации звуков у детей с ТНР со стёртой дизартрией...
Формирование произношения звуков у детей с моторной алалией ( Статья опубликована в журнале " Логопед" №9/2016)
В постановке звуков нуждаются все моторные алалики. Особенностью этих детей является то, что у них могут отсутствовать все звуки, даже очень простые по артикуляции ([М, Т] и подобные). Может не б...