Художественное слово как средство развития речи детей раннего возраста
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) на тему
Художественное слово способствует:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud._slovo.pptx | 2.42 МБ |
vystuplenie.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первый принцип ФГОС ДО - это принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово -детская литература и фолклор .
Художественное слово способствует: развитию образности речи детей ; развитию умения вслушиваться в речь, улавливать ее ритм, слышать отдельные словосочетания и проникать в их смысл ; формированию умения ясно и выразительно выражать свои мысли и чувства ; развитию словотворчества детей ; нравственному развитию личности ребенка
Развитие речи дошкольника находится в прямой зависимости от: речевого окружения ребенка ( семья, детский сад , сверстники ) педагогических воздействий взрослых, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания
Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – папенька Этот пальчик – маменька А вот этот – наш малыш, А зовут тебя – (имя ребенка) «Дружные ножки шагают по дорожке» Зашагали ножки топ, топ, топ. Прямо по дорожке топ, топ, топ…
Знаем, знаем да – да – да Где тут прячется вода. Открываю кран: Выходи водица, Мы пришли умыться. Баю, баюшки , баю Песню деткам пою. Все ласточки спят, все касаточки спят Нашим деткам спать велят. Это ложка, это чашка В чашке вкусненькая кашка. Ложка в чашке побывала Кашки вкусненькой не стало!
Проект «Любимые игрушки по стихам А.Барто » Цель: развитие речи посредствам стихотворений А.Барто
Проект «С пальчиками играем - речь развиваем» Цель: развитие речи посредствам пальчиковой гимнастики
Закатаем рукава, Открываем кран - вода. Моем глазки, моем щечки, Моем уши и ладошки! Посмотрите, крошки, На свои ладошки. Ах, какие ладошки! Чистые ладошки! Проект по культурно-гигиеническим навыкам «Водичка, водичка умой мое личико» Цель: формирование начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством использования произведений художественной литературы.
Взаимодействия с родителями. Буклет «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?», «Пальчиковая гимнастика», « Растим Читателя», « Потешки на все случаи»; Выступление на родительском собрание на тему «Влияние художественного слова на развитие речи детей раннего возраста»; Проведен семинар – практикум на тему «Пальчиками играем – речь развиваем».
Целевые ориентиры : Ребенок владеет активной речью, включенной в общение ; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; р ечь становится полноценным средством общения с другими детьми; п роявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. с пониманием следит за действиями героев кукольного театра.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Слайд №1. Художественное слово как средство развития речи детей раннего возраста. Воспитатель первой категории МБДОУ №30 Францева О.В.
Слайд №2.
Для реализации первого принципа федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования необходимо максимально обогатить личностное развитие детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово-детская литература и фольклор.
Слайд № 3. Художественное слово способствует:
- развитию образности речи детей;
- развитию умения вслушиваться в речь, улавливать ее ритм, слышать отдельные словосочетания и проникать в их смысл;
- формированию умения ясно и выразительно выражать свои мысли и чувства;
- развитию словотворчества детей;
- нравственному развитию личности ребенка
Слайд №4. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, яркостью речи. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать : чтение колыбельных песенок, потешек, сказок и вводить их в повседневный разговор.
И начинать эту работу необходимо именно в раннем возрасте. Учеными и исследователями уже давно доказано, что то, что упущено в раннем детстве, наверстать впоследствии очень трудно. Это относится и к развитию речи. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Интенсивное речевое развитие в этот периоде связано с повышением интереса ребенка к окружающему миру, активной предметной деятельностью. Речь становится для ребенка необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками, малыша уже не устраивает общение на уровне жестов и звукоподражания. Формирование активного словаря важно и для психического развития малыша, оно свидетельствует о переходе на другую возрастную ступень – от младенчества к раннему возрасту. Однако ежегодные педагогические наблюдения за детьми, поступающих в нашу группу, показывает явное отставание от нормативных показателей речевого развития. Длительное время работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, определить уровень речевого развития.
Слайд №5. Как я использую художественное слово в работе с детьми раннего возраста. Я решила как можно шире применить фольклорный материал в режимных моментах. Потешка помогает установить первоначальный контакт в период адаптации. Помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к чужому человеку, наладить контакт. Так играя с пальчиками ребенка, приговариваю:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папенька
Этот пальчик – маменька
А вот этот – наш малыш,
А зовут тебя – (имя ребенка)
Фольклор помогает воспитывать положительное отношение к режимным моментам: гимнастике, умыванию, одеванию, приему пищи и др. Режимные процессы я сопровождаю приговорками, маленькими стишками, прибаутками. При организации гимнастики привлекаю детей «веселым» бубном.
«Дружные ножки шагают по дорожке»
Зашагали ножки топ, топ, топ.
Прямо по дорожке топ, топ, топ…
Ребенок стоит в стороне, пока наблюдает. Весело приглашаю его: «Мишенькины ножки тоже хотят идти по дорожке. Ну – ка, Миша, посмелей, топай ножкой веселей!» Через некоторое время ребенок со всеми малышами топает под бубен.
Слайд №6. Подбирая устный материал, обращаю внимание на то, чтобы он был прост по содержанию, с четким ритмом. Чтобы вызвать положительные эмоции в процессе умывания и привлечь внимание говорю:
Знаем, знаем да – да – да
Где тут прячется вода.
Открываю кран:
Выходи водица,
Мы пришли умыться.
***
Ах, ты девочка чумазая,
Где ладошки так измазала?
Дети с удовольствием осваивают навыки гигиены.
Использую потешки и во время приема пищи, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, желание есть:
***
Это ложка, это чашка
В чашке вкусненькая кашка.
Ложка в чашке побывала
Кашки вкусненькой не стало!
В работе с маленькими детьми, учитывая индивидуальные особенности, я использую игрушки. Игрушка в сочетании с потешкой помогли мне найти общий язык с детьми нерешительными, плохо идущими на контакт. На пример, стараясь вовлечь детей в игру, я приговаривала:
Скачет зайка маленький
Около завалинки
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
Игрушка – заяц побуждает детей догнать его, поиграть с ним.
Не все дети укладываются спать охотно. Этот режимный процесс вызывает много негативных эмоций. В этих случаях я приговариваю:
Баю, баюшки, баю
Песню деткам пою.
Все ласточки спят, все касаточки спят
Нашим деткам спать велят.
Из опыта работы я поняла, что любимые потешки следует время от времени повторять. Дети проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами.
Используя малые формы фольклора в работе с детьми в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.
Слайд №7. Художественное слово использую в проектной деятельности.
Проект «Любимые игрушки по стихам А.Б. Цель: развитие речи детей раннего возраста посредствам стихотворений А.Барто. В этом возрасте дети знакомятся с первыми стихами А. Барто, О. Высотской, К. Чуковского, З.Александровой, С.Михалкова, Б.Заходера и других классиков детской литературы. При подборе стихотворений для малышей необходимо помнить, что стихотворная строка должна быть короткой. В стихах должна быть чистая и ясная рифма, а слова, используемые в стихах, должны относиться к сфере русского литературного языка и не содержать жаргонизмов, диалектизмов. И, конечно, содержание стихотворения должно в образной форме отражать реальную окружающую действительность, развивать представления ребёнка о мире, воспитывать нравственные качества. Запоминание, проговаривание стихов формируют не только речевой навык малыша, но и совершенствуют память и мышление.
Слайд №8. Проект «С пальчиками играем - речь развиваем».
Цель: развитие речи посредствам пальчиковой гимнастики .
Пальчиковые игры включенные в организованную образовательную и досуговую деятельность детей помогает педагогу поддерживать высокий уровень работоспособности, вовремя снимать физическое напряжение, активизирует процессы восприятия, внимания.
Были разработаны 3 комплекса пальчиковой гимнастики(высокий, средний, низкий). Использовала технологию Ольга Юрьевна Крепенчук.(Предложить посмотреть)
Слайд №9. Проект по культурно-гигиеническим навыкам «Водичка, водичка умой мое личико»
Цель: формирование начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством использования произведений художественной литературы.
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. Создана картотека потешек на все случаи.
Слайд №10.Таким образом, «развитие речи детей раннего возраста средствами художественного слова наиболее результативно происходит при планомерном введении различных жанровых видов: пестушек, потешек, стихов и сказок. Однако закрепление приобретенных речевых навыков не может быть устойчивым без включения в педагогический процесс родителей малыша. Развитие речи обусловлено общением ребенка со взрослым, поэтому задача родителей в благоприятном эмоциональном общении помогать ребенку осваивать родную речь, формировать речевые умения исходя из личного опыта .Поэтому моя работа направлена на взаимодействие с родителями. Собрание «Влияние художественного слова на развитие », семинар – практикум «С пальчиками играем - речь развиваем», разработаны буклеты «Потешки на все случаи», «Пальчиковая гимнастика», «Растим читателя», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».
Слайд №12.Целевые ориентиры:
- Ребенок владеет активной речью, включенной в общение;
- может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
- знает названия окружающих предметов и игрушек;
- речь становится полноценным средством общения с другими детьми;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку;
- эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
- с пониманием следит за действиями героев кукольного театра.
Как показывает мой опыт, наблюдается положительная динамика в освоение целевых ориентиров посредствам художественное слово.
Слайд №13. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература как средство развития речи детей раннего возраста.
Статья о влиянии художественной литературы на развитие речи детей раннего возраста....
План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...
План работы по самообразованию воспитателя ДОУ на тему: "Использование художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста"
В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, ка...
"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"
Статья для родителей"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"...
«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей раннего возраста
Игры с пальчиками...
Использование художественной литературы в режимных моментах как средства развития речи детей раннего возраста
Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.В раннем возрасте уд...
Презентация "Обобщение опыта по теме: "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей раннего возраста"
В презентации предоставлен опыт работы по теме: "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей раннего возраста".(дидактические игры, структура занятия...)...