Художественное слово как средство развития речи детей раннего возраста
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) на тему
Художественное слово способствует:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud._slovo.pptx | 2.42 МБ |
vystuplenie.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первый принцип ФГОС ДО - это принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово -детская литература и фолклор .
Художественное слово способствует: развитию образности речи детей ; развитию умения вслушиваться в речь, улавливать ее ритм, слышать отдельные словосочетания и проникать в их смысл ; формированию умения ясно и выразительно выражать свои мысли и чувства ; развитию словотворчества детей ; нравственному развитию личности ребенка
Развитие речи дошкольника находится в прямой зависимости от: речевого окружения ребенка ( семья, детский сад , сверстники ) педагогических воздействий взрослых, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания
Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – папенька Этот пальчик – маменька А вот этот – наш малыш, А зовут тебя – (имя ребенка) «Дружные ножки шагают по дорожке» Зашагали ножки топ, топ, топ. Прямо по дорожке топ, топ, топ…
Знаем, знаем да – да – да Где тут прячется вода. Открываю кран: Выходи водица, Мы пришли умыться. Баю, баюшки , баю Песню деткам пою. Все ласточки спят, все касаточки спят Нашим деткам спать велят. Это ложка, это чашка В чашке вкусненькая кашка. Ложка в чашке побывала Кашки вкусненькой не стало!
Проект «Любимые игрушки по стихам А.Барто » Цель: развитие речи посредствам стихотворений А.Барто
Проект «С пальчиками играем - речь развиваем» Цель: развитие речи посредствам пальчиковой гимнастики
Закатаем рукава, Открываем кран - вода. Моем глазки, моем щечки, Моем уши и ладошки! Посмотрите, крошки, На свои ладошки. Ах, какие ладошки! Чистые ладошки! Проект по культурно-гигиеническим навыкам «Водичка, водичка умой мое личико» Цель: формирование начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством использования произведений художественной литературы.
Взаимодействия с родителями. Буклет «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?», «Пальчиковая гимнастика», « Растим Читателя», « Потешки на все случаи»; Выступление на родительском собрание на тему «Влияние художественного слова на развитие речи детей раннего возраста»; Проведен семинар – практикум на тему «Пальчиками играем – речь развиваем».
Целевые ориентиры : Ребенок владеет активной речью, включенной в общение ; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; р ечь становится полноценным средством общения с другими детьми; п роявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. с пониманием следит за действиями героев кукольного театра.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Слайд №1. Художественное слово как средство развития речи детей раннего возраста. Воспитатель первой категории МБДОУ №30 Францева О.В.
Слайд №2.
Для реализации первого принципа федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования необходимо максимально обогатить личностное развитие детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово-детская литература и фольклор.
Слайд № 3. Художественное слово способствует:
- развитию образности речи детей;
- развитию умения вслушиваться в речь, улавливать ее ритм, слышать отдельные словосочетания и проникать в их смысл;
- формированию умения ясно и выразительно выражать свои мысли и чувства;
- развитию словотворчества детей;
- нравственному развитию личности ребенка
Слайд №4. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, яркостью речи. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать : чтение колыбельных песенок, потешек, сказок и вводить их в повседневный разговор.
И начинать эту работу необходимо именно в раннем возрасте. Учеными и исследователями уже давно доказано, что то, что упущено в раннем детстве, наверстать впоследствии очень трудно. Это относится и к развитию речи. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Интенсивное речевое развитие в этот периоде связано с повышением интереса ребенка к окружающему миру, активной предметной деятельностью. Речь становится для ребенка необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками, малыша уже не устраивает общение на уровне жестов и звукоподражания. Формирование активного словаря важно и для психического развития малыша, оно свидетельствует о переходе на другую возрастную ступень – от младенчества к раннему возрасту. Однако ежегодные педагогические наблюдения за детьми, поступающих в нашу группу, показывает явное отставание от нормативных показателей речевого развития. Длительное время работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, определить уровень речевого развития.
Слайд №5. Как я использую художественное слово в работе с детьми раннего возраста. Я решила как можно шире применить фольклорный материал в режимных моментах. Потешка помогает установить первоначальный контакт в период адаптации. Помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к чужому человеку, наладить контакт. Так играя с пальчиками ребенка, приговариваю:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папенька
Этот пальчик – маменька
А вот этот – наш малыш,
А зовут тебя – (имя ребенка)
Фольклор помогает воспитывать положительное отношение к режимным моментам: гимнастике, умыванию, одеванию, приему пищи и др. Режимные процессы я сопровождаю приговорками, маленькими стишками, прибаутками. При организации гимнастики привлекаю детей «веселым» бубном.
«Дружные ножки шагают по дорожке»
Зашагали ножки топ, топ, топ.
Прямо по дорожке топ, топ, топ…
Ребенок стоит в стороне, пока наблюдает. Весело приглашаю его: «Мишенькины ножки тоже хотят идти по дорожке. Ну – ка, Миша, посмелей, топай ножкой веселей!» Через некоторое время ребенок со всеми малышами топает под бубен.
Слайд №6. Подбирая устный материал, обращаю внимание на то, чтобы он был прост по содержанию, с четким ритмом. Чтобы вызвать положительные эмоции в процессе умывания и привлечь внимание говорю:
Знаем, знаем да – да – да
Где тут прячется вода.
Открываю кран:
Выходи водица,
Мы пришли умыться.
***
Ах, ты девочка чумазая,
Где ладошки так измазала?
Дети с удовольствием осваивают навыки гигиены.
Использую потешки и во время приема пищи, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, желание есть:
***
Это ложка, это чашка
В чашке вкусненькая кашка.
Ложка в чашке побывала
Кашки вкусненькой не стало!
В работе с маленькими детьми, учитывая индивидуальные особенности, я использую игрушки. Игрушка в сочетании с потешкой помогли мне найти общий язык с детьми нерешительными, плохо идущими на контакт. На пример, стараясь вовлечь детей в игру, я приговаривала:
Скачет зайка маленький
Около завалинки
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
Игрушка – заяц побуждает детей догнать его, поиграть с ним.
Не все дети укладываются спать охотно. Этот режимный процесс вызывает много негативных эмоций. В этих случаях я приговариваю:
Баю, баюшки, баю
Песню деткам пою.
Все ласточки спят, все касаточки спят
Нашим деткам спать велят.
Из опыта работы я поняла, что любимые потешки следует время от времени повторять. Дети проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами.
Используя малые формы фольклора в работе с детьми в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.
Слайд №7. Художественное слово использую в проектной деятельности.
Проект «Любимые игрушки по стихам А.Б. Цель: развитие речи детей раннего возраста посредствам стихотворений А.Барто. В этом возрасте дети знакомятся с первыми стихами А. Барто, О. Высотской, К. Чуковского, З.Александровой, С.Михалкова, Б.Заходера и других классиков детской литературы. При подборе стихотворений для малышей необходимо помнить, что стихотворная строка должна быть короткой. В стихах должна быть чистая и ясная рифма, а слова, используемые в стихах, должны относиться к сфере русского литературного языка и не содержать жаргонизмов, диалектизмов. И, конечно, содержание стихотворения должно в образной форме отражать реальную окружающую действительность, развивать представления ребёнка о мире, воспитывать нравственные качества. Запоминание, проговаривание стихов формируют не только речевой навык малыша, но и совершенствуют память и мышление.
Слайд №8. Проект «С пальчиками играем - речь развиваем».
Цель: развитие речи посредствам пальчиковой гимнастики .
Пальчиковые игры включенные в организованную образовательную и досуговую деятельность детей помогает педагогу поддерживать высокий уровень работоспособности, вовремя снимать физическое напряжение, активизирует процессы восприятия, внимания.
Были разработаны 3 комплекса пальчиковой гимнастики(высокий, средний, низкий). Использовала технологию Ольга Юрьевна Крепенчук.(Предложить посмотреть)
Слайд №9. Проект по культурно-гигиеническим навыкам «Водичка, водичка умой мое личико»
Цель: формирование начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством использования произведений художественной литературы.
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. Создана картотека потешек на все случаи.
Слайд №10.Таким образом, «развитие речи детей раннего возраста средствами художественного слова наиболее результативно происходит при планомерном введении различных жанровых видов: пестушек, потешек, стихов и сказок. Однако закрепление приобретенных речевых навыков не может быть устойчивым без включения в педагогический процесс родителей малыша. Развитие речи обусловлено общением ребенка со взрослым, поэтому задача родителей в благоприятном эмоциональном общении помогать ребенку осваивать родную речь, формировать речевые умения исходя из личного опыта .Поэтому моя работа направлена на взаимодействие с родителями. Собрание «Влияние художественного слова на развитие », семинар – практикум «С пальчиками играем - речь развиваем», разработаны буклеты «Потешки на все случаи», «Пальчиковая гимнастика», «Растим читателя», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».
Слайд №12.Целевые ориентиры:
- Ребенок владеет активной речью, включенной в общение;
- может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
- знает названия окружающих предметов и игрушек;
- речь становится полноценным средством общения с другими детьми;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку;
- эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
- с пониманием следит за действиями героев кукольного театра.
Как показывает мой опыт, наблюдается положительная динамика в освоение целевых ориентиров посредствам художественное слово.
Слайд №13. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""
Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли. Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....
Художественная литература как средство развития речи детей раннего возраста.
Статья о влиянии художественной литературы на развитие речи детей раннего возраста....
Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Чтение книг – тропинка, по которой умелый,умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ребенка».В. А. Сухомлинский.Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в...
План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...
План работы по самообразованию воспитателя ДОУ на тему: "Использование художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста"
В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, ка...
Использование художественной литературы в режимных моментах как средства развития речи детей раннего возраста
Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.В раннем возрасте уд...