Дидактические словесные игры для детей 5-7 лет
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Словесные (речевые) игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Речевые игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_slovesnye_igry.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Словесные (речевые) игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Речевые игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
Для детей 5-7 лет
Да-нет
Дидактическая задача: учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения
Игровые правила: на вопросы водящего можно отвечать только ДА или НЕТ
Игровые действия: угадывание предмета посредством вопросов, даваемых в логической последовательности
Ход игры: Воспитатель объясняет правила. Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.
Воспитатель выходит, затем заходит в комнату и спрашивает:
- Этот предмет на полу?
- Нет
- На потолке?
- Да
- Стеклянный? Похож на грушу?
- Да
- Лампочка?
- Да
Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет:
- Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, ГДЕ находится предмет. Потом узнала, КАКОЙ он. Постарайтесь и вы так же спрашивать.
Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стол?» - «На полу» - «Нужно было его называть?» - «Нет».
Отвечай быстро
Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, приучать их быстро думать и отвечать
Игровые правила: подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом, бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово
Игровые действия: бросание и ловля мяча
Ход игры: Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:
- Сейчас я назову цвет и брошу мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и бросает следующему.
Зеленый –лист- голубой- небо – желтый…
Один и тот же цвет можно повторять.
Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета.
Деревянный – стол – каменный – дом – стальной…
Закончи предложение
Дидактическая задача: учить детей понимать причинные связи между явлениями, упражнять их в правильном подборе слов
Игровые правила: предложение заканчивает тот, на кого укажет стрелка
Игровые действия: вращение стрелки
Ход игры: Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы…» - и предлагает детям закончить его
«Мы зажгли свет, потому что…»
«Мы полили цветы, чтобы…»
Цепочка слов
Дидактическая задача: отрабатывать с детьми навык подбора прилагательных (признака) к предмету и наоборот: предмет к признаку; обогащение словарного запаса
Игровые правила: мяч передается по кругу, по команде воспитателя происходит смена цепочки с признака на предмет или наоборот
Игровые действия: вращение стрелки
Ход игры: Воспитатель начинает: «Осень какая?» - передает мяч по кругу следующему, тот называет признак осени: «золотая» - передает – «ранняя» - передает - «холодная». Воспитатель: «Что еще бывает холодным?» - передает мяч – зима – передает – рука – мороженое. Воспитатель: «Каким бывает мороженое» - белым – вкусным – сливочным….
Лавата
Дидактическая задача: упражнять детей в употреблении противительных предлогов, строить с ними предложения, развивать интонационную выразительность
Игровые правила: хоровод
Игровые действия: слаженное передвижение в хороводе
Ход игры: Дети образуют круг. Не держась за руки, дети двигаются приставным шагом и произносят:
Дружно мы танцуем –
Тра-та-та, тра-та-та,
Танец наш любимый –
Это лавата.
Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети повторяют, затем берут друг друга за мизинцы и повторяют слова, совершая движения приставным шагом. Затем водящий дает другие задания:
Мои плечи хороши, а у соседа лучше
Мои уши хороши, а у соседа лучше
Мои глазки хороши, а у соседа лучше
Мои щеки хороши, а у соседа лучше
Мои коленки хороши, а у соседа лучше
Назови три предмета
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации предметов
Игровые правила: называть три предмета одним общим словом. Кто ошибается – платит фант.
Игровые действия: разыгрывание фантов, бросание и ловля мяча
Ход игры: Воспитатель: Ребята, я называю одно слово, а вы мне в ответ три. Например: мебель – стол, стул, табуретка
Вершки и корешки
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле
Игровые правила: отвечать можно только двумя словами: вершки или корешки
Игровые действия: разыгрывание фантов
Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет овощ, а дети быстро отвечают. Воспитатель предупреждает, что в некоторых овощах могут быть съедобны и корень и плоды на стебле, например, у лука.
Летает – не летает
Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку
Игровые правила: поднимать руки можно только в том случае, если будет назван летающий предмет
Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки
Ход игры: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры: Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?» Если он летает – вы поднимаете руки, если не летает – руки не поднимаете. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду хитрить и поднимать руки даже тогда, когда назову летающий предмет.
Краски
Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание, быстроту мышления
Игровые правила: краски выбирают себе по желанию сами участники, нельзя выбирать одинаковые.
Игровые действия: диалог продавца и монаха-покупателя, прыжки на одной ножке
Ход игры: Выбирается продавец и монах, дети выбирают себе цвет, говорят об этом продавцу. Приходит монах:
- Тук-тук-тук
- Кто там?
- Я – монах в синих штанах в красной рубашке, в зеленой фуражке
- Зачем пришел?
- За красками
- Какую тебе?
- Синюю
Если такой краски нет, продавец говорит:
- Нет такой
А все краски хлопают в ладоши и приговаривают:
Пойди по синенькой дорожке,
Найдешь синие сапожки
Поноси, поноси,
И нам принеси!
Монах уходит в сторону, затем возвращается и ведет прежний диалог с продавцом.
Когда монах просит имеющуюся краску, та начинает от него убегать. Он догоняет. Не догнал – снова будет монахом, догнал – монахом становится эта краска.
Наоборот
Дидактическая задача: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления
Игровые правила: называть слова, только противоположные по смыслу
Игровые действия: бросание и ловля мяча
Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стульчики в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-то из детей мяч. Ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова отбросить мяч воспитателю.
Дополни предложение
Дидактическая задача: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления
Игровые правила: нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять можно только одно слово.
Игровые действия: бросание и ловля мяча
Ход игры: Воспитатель начинает фразу, бросает мяч ребенку, тот, добавив одно слово, заканчивают ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические словесные игры
Словесные игры основаны на методических разработках О.С.Ушаковой, снабжены интересными тематическими картинками. Для групп младшего возраста от 1-3 лет...
Дидактические (словесные) игры по развитию речи.
Подборка игр с целью и описанием....
Дидактическая (словесная) игра ,,Мост дружбы"
Игра учит детей видеть сходство объектов природного и рукотворного мира по различным признакам....
"Дидактические словесные игры" - средняя группа
Картотека "Дидактические словесные игры" - средняя группа[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6611403","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]...
дидактические словесные игры экологического содержания
развивать внимание.память,логическое мышление, совершенствовать фонетический слух, расширять и активировать словарный запас....
Мастер-класс для родителей «Дидактические, словесные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...
Дидактическая словесная игра "Доскажи словечко" для детей 4-7 лет
Развивать речевую активность детей, логическое мышление, слуховое внимание....