Дидактические словесные игры для детей 5-7 лет
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Словесные (речевые) игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Речевые игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Словесные (речевые) игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Речевые игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
Для детей 5-7 лет
Да-нет
Дидактическая задача: учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения
Игровые правила: на вопросы водящего можно отвечать только ДА или НЕТ
Игровые действия: угадывание предмета посредством вопросов, даваемых в логической последовательности
Ход игры: Воспитатель объясняет правила. Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.
Воспитатель выходит, затем заходит в комнату и спрашивает:
- Этот предмет на полу?
- Нет
- На потолке?
- Да
- Стеклянный? Похож на грушу?
- Да
- Лампочка?
- Да
Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет:
- Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, ГДЕ находится предмет. Потом узнала, КАКОЙ он. Постарайтесь и вы так же спрашивать.
Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стол?» - «На полу» - «Нужно было его называть?» - «Нет».
Отвечай быстро
Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, приучать их быстро думать и отвечать
Игровые правила: подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом, бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово
Игровые действия: бросание и ловля мяча
Ход игры: Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:
- Сейчас я назову цвет и брошу мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и бросает следующему.
Зеленый –лист- голубой- небо – желтый…
Один и тот же цвет можно повторять.
Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета.
Деревянный – стол – каменный – дом – стальной…
Закончи предложение
Дидактическая задача: учить детей понимать причинные связи между явлениями, упражнять их в правильном подборе слов
Игровые правила: предложение заканчивает тот, на кого укажет стрелка
Игровые действия: вращение стрелки
Ход игры: Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы…» - и предлагает детям закончить его
«Мы зажгли свет, потому что…»
«Мы полили цветы, чтобы…»
Цепочка слов
Дидактическая задача: отрабатывать с детьми навык подбора прилагательных (признака) к предмету и наоборот: предмет к признаку; обогащение словарного запаса
Игровые правила: мяч передается по кругу, по команде воспитателя происходит смена цепочки с признака на предмет или наоборот
Игровые действия: вращение стрелки
Ход игры: Воспитатель начинает: «Осень какая?» - передает мяч по кругу следующему, тот называет признак осени: «золотая» - передает – «ранняя» - передает - «холодная». Воспитатель: «Что еще бывает холодным?» - передает мяч – зима – передает – рука – мороженое. Воспитатель: «Каким бывает мороженое» - белым – вкусным – сливочным….
Лавата
Дидактическая задача: упражнять детей в употреблении противительных предлогов, строить с ними предложения, развивать интонационную выразительность
Игровые правила: хоровод
Игровые действия: слаженное передвижение в хороводе
Ход игры: Дети образуют круг. Не держась за руки, дети двигаются приставным шагом и произносят:
Дружно мы танцуем –
Тра-та-та, тра-та-та,
Танец наш любимый –
Это лавата.
Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети повторяют, затем берут друг друга за мизинцы и повторяют слова, совершая движения приставным шагом. Затем водящий дает другие задания:
Мои плечи хороши, а у соседа лучше
Мои уши хороши, а у соседа лучше
Мои глазки хороши, а у соседа лучше
Мои щеки хороши, а у соседа лучше
Мои коленки хороши, а у соседа лучше
Назови три предмета
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации предметов
Игровые правила: называть три предмета одним общим словом. Кто ошибается – платит фант.
Игровые действия: разыгрывание фантов, бросание и ловля мяча
Ход игры: Воспитатель: Ребята, я называю одно слово, а вы мне в ответ три. Например: мебель – стол, стул, табуретка
Вершки и корешки
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле
Игровые правила: отвечать можно только двумя словами: вершки или корешки
Игровые действия: разыгрывание фантов
Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет овощ, а дети быстро отвечают. Воспитатель предупреждает, что в некоторых овощах могут быть съедобны и корень и плоды на стебле, например, у лука.
Летает – не летает
Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку
Игровые правила: поднимать руки можно только в том случае, если будет назван летающий предмет
Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки
Ход игры: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры: Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?» Если он летает – вы поднимаете руки, если не летает – руки не поднимаете. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду хитрить и поднимать руки даже тогда, когда назову летающий предмет.
Краски
Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание, быстроту мышления
Игровые правила: краски выбирают себе по желанию сами участники, нельзя выбирать одинаковые.
Игровые действия: диалог продавца и монаха-покупателя, прыжки на одной ножке
Ход игры: Выбирается продавец и монах, дети выбирают себе цвет, говорят об этом продавцу. Приходит монах:
- Тук-тук-тук
- Кто там?
- Я – монах в синих штанах в красной рубашке, в зеленой фуражке
- Зачем пришел?
- За красками
- Какую тебе?
- Синюю
Если такой краски нет, продавец говорит:
- Нет такой
А все краски хлопают в ладоши и приговаривают:
Пойди по синенькой дорожке,
Найдешь синие сапожки
Поноси, поноси,
И нам принеси!
Монах уходит в сторону, затем возвращается и ведет прежний диалог с продавцом.
Когда монах просит имеющуюся краску, та начинает от него убегать. Он догоняет. Не догнал – снова будет монахом, догнал – монахом становится эта краска.
Наоборот
Дидактическая задача: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления
Игровые правила: называть слова, только противоположные по смыслу
Игровые действия: бросание и ловля мяча
Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стульчики в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-то из детей мяч. Ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова отбросить мяч воспитателю.
Дополни предложение
Дидактическая задача: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления
Игровые правила: нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять можно только одно слово.
Игровые действия: бросание и ловля мяча
Ход игры: Воспитатель начинает фразу, бросает мяч ребенку, тот, добавив одно слово, заканчивают ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические словесные игры
Словесные игры основаны на методических разработках О.С.Ушаковой, снабжены интересными тематическими картинками. Для групп младшего возраста от 1-3 лет...

Дидактическая (словесная) игра ,,Мост дружбы"
Игра учит детей видеть сходство объектов природного и рукотворного мира по различным признакам....

"Дидактические словесные игры" - средняя группа
Картотека "Дидактические словесные игры" - средняя группа[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6611403","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]...

Мастер-класс для родителей «Дидактические, словесные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...
Дидактическая словесная игра "Доскажи словечко" для детей 4-7 лет
Развивать речевую активность детей, логическое мышление, слуховое внимание....

Дидактические словесные игры по лексической теме "Обувь" для детей старшего дошкольного возраста.
представлены дидактические словесные игры по лексической теме "Обувь".для детей старшего дошкольного возраста, которые можно использовать фронтально или индивидуально....