Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

При проведении данного занятия ребята закрепляют полученные знания о звуке, слоге, слове,предложении; о согласных и гласных ( твердых и мягких) звуках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Лицей № 9» структурное подразделение - детский сад

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

                                              «Буквоежки»

        Воспитатель:

                                                                                            Горелова Е.А.

Воронеж 2017

Цель: знакомство с разнообразием птичьего мира, закрепление знаний о  зимующих и перелетных птицах, формирование осознанно-правильного отношения к представителям птичьего мира; развитие творческих способностей детей.

Задачи: закреплять знания детей о звуке, слоге, слове, предложении, о гласных и  согласных звуках (твердых, мягких); развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику ; развивать коммуникативные умения,  умения обосновывать свои суждения и делать выводы в процессе совместной деятельности; воспитывать интерес к занятиям, желание работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность; воспитывать бережное отношение к окружающему миру; продолжать направлять  внимание детей на свою осанку.

Материалы к занятию.

Демонстрационный материал: письмо от Весны, презентация, схемы предложений , плакат с изображением дерева, картинки птиц, колокольчик.

Раздаточный материал: квадратики синего, зеленого и красного цвета на каждого ребенка.  

Ход

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Читают хором стихи.

                                  Доброе утро.

Придумано кем- то

Просто и мудро:

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро…

Солнцу и птицам.

- Доброе утро…

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

                  ( Н. Красильников)

Звучит запись голосов птиц.

На окне воспитатель замечает письмо.

Воспитатель: « Ой, ребята, нам кто-то письмо прислал. Давайте прочитаем  от кого же это письмо:

«Здравствуйте , дорогие ребята!

Я – красавица Весна,

В гости к вам , ребята, шла,

Да попала я в беду,

Под замком теперь сижу,

Злая снежная Зима

Не пускает к вам меня.

Если вам нужна Весна,

Помогите мне тогда:

Время даром не теряйте

И заданья выполняйте.

Я узнала, что в этом году вы собираетесь в школу. Вы много знаете. И поэтому, обратилась именно к вам.»

Воспитатель: «Ребята, поможем Весне?»

 

 1. Вот и первое задание. А ведь в школе нужно владеть определёнными знаниями. Там много детей , с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. И общаемся мы с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли.

- Ребята, а из чего же состоят предложения? (Из слов).

- Посчитайте, сколько слов в следующем предложении?

Наступила весна.(2)

 Ярко светит солнце(3)

 На деревьях поют птицы.(4)

Составьте схемы предложений.

-Ребята, почему так обозначили первое слово в предложении ?

(Потому что, первое слово в предложении пишется с большой буквы).

-Какие слова мы пишем с большой буквы?

( Имена, фамилии, клички животных, названия городов, стран, морей, рек)

- Что стоит в конце предложения? ( точка)

- Что она обозначает? ( предложение закончено)

- Ребята, а какой знак ещё можно поставить в конце предложения?

( восклицательный и вопросительный)

Составьте мне ,пожалуйста,  предложение к данной схеме.

- Как называются такие предложения?

( восклицательные и вопросительные)

Молодцы с первым заданием вы справились.

2. Воспитатель: «Ребята, красавица- весна просит вас отгадать загадку?

Закрывайте все глаза , а ушки внимательно слушают.»

( пение птиц)

-Пение каких птиц вы слышали?

(Пение кукушки, дятла, соловья, синицы)

-Как называются птицы, которые улетают зимовать в теплые края?

( Перелётные)

 Назовите представителей

( Соловей, кукушка, жаворонок, гусь, утка, ласточка и т. д.)

-Как называются птицы, которые остаются зимовать с нами?

(Зимующие)

(Воробей, дятел, ворона, синица)

3. Воспитатель: «Ребята, а вы знаете скороговорки про наших пернатых друзей?»

Строит ласточка свой дом

Прямо над моим окном.

На березе скворушка

Пестренькие перышки.

 

Проворонила ворона вороненка.

4.Воспитатель: « А пословицы про птиц , знаете?»

Воробей мал, да удал.

Съел кусочек с птичий носочек.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того на

зеленой ветке.

И журавль тепла ищет.

Старого воробья на мякине не обманешь.

Старый ворон не каркнет мимо.

Молодость пташкой, а старость черепашкой.

Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глазок

продирает.

Физкультминутка.

«ВЕСНА»

Стучат всё громче дятлы,

Синицы стали петь, 
Встаёт пораньше солнце, 
Чтоб землю нашу греть. 
Бегут ручьи под горку, 
Растаял весь снежок, 
А из под старой травки 
Уже глядит цветок...  
Раскрылся вдруг подснежник ,
В тени там, где сосна, 
Динь-динь, звенит тихонько, 
Динь-динь, пришла весна.

Кап, кап, кап – звенит капель.              

А на дворе уже апрель.  

 

 5. Воспитатель:»Ребята, а у нас опять загадка» .  

                 

Сколько есть на свете птиц,
Птичек самых разных - 
Уток, воробьёв, синиц,
И больших и малых.
Но меня не спутать вам,
Я - лесной ваятель.
Я стучу - бам, бам, бам, бам,
И зовусь я ...
(Дятел)

Сколько слогов в этом слове?

Ребята давайте  сделаем звукобуквенный анализ слова « дятел»

Все звуки делятся на две группы гласные и согласные.

 Согласные делятся на мягкие и твердые.

6.  Игра «Скажи правильно».

Воспитатель :

  • Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая) Снегирь
  • Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
  • Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)
  • Если у птицы черная голова? (черноголовая)
  • Если у птицы белый бок? (белобокая)
  • Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая - соловей)

5. Игра «Четвертый лишний» 

Сорока, бабочка, стрекоза, пчела.

Лиса, заяц, белка, синица.

Воробей, синица, грач, голубь.

6. Ребята, а вы знаете, что у птиц тоже есть школы. Они называются «птичьими». В этих школах молодых птенцов,  старые, мудрые птицы учат летать, красиво петь, добывать себе корм.  сейчас волшебница Весна превратит вас всех в маленьких птенчиков, которые пойдут учиться в школу.

Воспитатель раздает бумажных птиц, читает стихотворение, а дети , услышав название своей птички, должны подойти к дереву и прикрепить свою птичку на ветку.

Птичья школа

На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:


"Открыта школа для птенцов!
Занятия - с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!"

И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.

Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся...
Что сделаешь -
Птенцы!

Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась.
Сидит смирнее голубей
На ветках молодежь.
Учитель - Старый Воробей,
Его не проведешь!
Он справедлив, но очень строг.
- И начинается  урок!

Ребята, прикрепляя птичку на ветку, называют множественное число своей птички.

Одна сорока- много сорок.

Один чиж- много чижей.

И т.д..


 И вот звенит звонок

Закончился урок.

А вот на этой ветке
Проставлены отметки.
У всех пятерки.
Молодцы!
Летите по домам, птенцы!

Воспитатель: « Ребята, чтобы весна к нам точно вернулась, нам необходимо вспомнить признаки весны».

Передавая колокольчик из рук в руки, ребята называют признаки весны.

Ребята , вы молодцы! Весна к нам обязательно придет, и свои волшебные подарки принесет».

                               Используемая литература.

  1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 159 с.
  2. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание», март 20017
  4. Ресурсы интернета vospitatel.com.ua


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Наступила весна .

Слайд 3

Ярко светит солнце .

Слайд 4

На деревьях поют птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...