Конспект занятия по развитию речи на тему "Вода-Волшебница"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

- расширение представления о значении воды в жизни человека и для окружающей среды;

-закрепление некоторых свойств воды (отсутствие цвета, запаха, вкуса, возможность растворять

  различные вещества);                                                                                                                                               - формирование представлений о природном  явлении-водопаде;

- активизировать и обогащать речь детей (опыт, водопад, бесцветная, безвкусная, лаборатория; 

- закрепление знания о состоянии воды;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_polyakovoy_v.v._dokument_microsoft_word_3.docx67.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

              детский сад комбинированного вида № 8 «Березка»

                          Ступинского муниципального района

Конспект

 открытой организованной образовательной деятельности                                                                                                       для детей средней группы                                                                                                                                                   на тему «Вода – волшебница»

 

Воспитатель: Полякова Нина Вячеславовна

Ступино

2017 г.

Программные задачи

 Образовательные:

- расширение представления о значении воды в жизни человека и для окружающей среды;

-закрепление некоторых свойств воды (отсутствие цвета, запаха, вкуса, возможность растворять

  различные вещества);                                                                                                                                               - формирование представлений о природном  явлении-водопаде;

- активизировать и обогащать речь детей (опыт, водопад, бесцветная, безвкусная, лаборатория;  

- закрепление знания о состоянии воды;

-обогащение речи детей существительными в именительном падеже и глаголами в настоящем

   времени, характеризующими состояния, свойства и качества воды;

- совершенствование умения согласовывать слова в предложениях;

- формирование умения внимательно слушать звуки музыки и водопада, пения птиц.

Развивающие:

- Развитие умения отстаивать собственное мнение, обобщать результаты работы и делать выводы;                           - развитие координации речи с движением, чувства ритма;

- развитие навыков проведения лабораторных опытов;

- развитие мышления, памяти, связной речи, умения пользоваться полными предложениями

  в правильной грамматической форме; 

- развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

-воспитание любви к природе и бережного отношения к воде как природному ресурсу;                                                                    

-воспитание доброты, желания оказывать помощь другим.

Интеграция образовательных областей   

 «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Предварительная работа

Разучивание пальчиковой гимнастики, беседа о воде и её роли в жизни человека, проведение экспериментов с водой, рассматривание иллюстраций на тему «Вода», проведение игр с водой, чтение художественной литературы, наблюдение за водой на прогулке, отгадывание загадок, заучивание  стихотворений.

 Методические приемы

1.Практические: опытно – экспериментальная деятельность детей.

2.Наглядные: показ, рассматривание.

3.Словесные: рассказ, загадка, вопросы.

Оборудование и материал

  Иллюстрации по теме «Вода», пластиковые стаканы и ложки, контейнеры для исследуемых материалов, питьевая вода, сахар, соль, камешки, электрическая модель «Водопад», музыкальный инструмент «Beamz», «Капельки» из картона.

                                                                 Ход занятия:

Воспитатель: 

«Доброе утро солнцу и птицам.                                                                            Доброе утро приветливым лица.                                                                                                      Собрались все детки в круг.                                                                                     Я твой друг и ты мой друг.                                                                                       Крепче за руки возьмёмся,                                                                                        И друг другу улыбнёмся!»

            (Дети обмениваются рукопожатиями и улыбками, здороваются с гостями).

Воспитатель: о чем сегодня занятие будет, узнаете, отгадав загадку:

Она по трубам к нам бежит, 

А также в лужицах лежит. 

Она - везде в живой природе, 

И даже в клеточках, в кроссворде!

                             (Вода)

Ответ детей.

Воспитатель:

- Правильно, сегодня мы поговорим о "Волшебнице воде"  

Ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода.) Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды.

       Д/игра «Кому нужна вода?» (используется  интерактивная  доска, на ней  схема)

Воспитатель:
-Давайте с вами поиграем в игру «Кому нужна вода?»
-Как вы думаете, что это? (это река, озеро. вода…)
-Посмотрите и  скажите «Кому же нужна вода?»  «Вода нужна жучку. Вода нужна слонику и т.д.)

Воспитатель:

ля чего нужна вода?( чтобы готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар…).
- Для чего нужна вода животным? (пить, умываться, для жизни)
- Для чего нужна вода растениям? (для роста).
- Где можно увидеть воду? (в реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране).

Представьте, что на планете не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?

(ответы детей)

Воспитатель:

-все живое погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили, что без еды человек может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

Вспомните, какие стихотворения, потешки вы знаете о воде.

1.Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтоб глазки блестели, чтоб щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

2.Зайка серый умывается, видно в гости собирается,

Вымыл лапки, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо.

3.Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды,

Чисто умываемся, маме улыбаемся!

4.Нам водичка – добрый друг, скажут люди все вокруг.

Мы на руки её польём, а потом играть пойдём.

 

5.Чистая водичка умоет Саше личико,

Анечке – ладошки, а пальчики – Антошке.

 

(Воспитатель демонстрирует иллюстрации природных объектов: ручеек, пруд, река, море, состоящих из воды). Задает вопросы по их содержанию.

Воспитатель: 

-в природе мы повсюду можем с вами увидеть воду, только в разных состояниях. Я вам сейчас покажу, где может прятаться вода. (Показ слайдов о воде).

Посмотрите на эти иллюстрации. Что вы на них видите?

(Воспитатель демонстрирует иллюстрации, раскрывающие различные состояния воды: дождь, град, снег, туман, росу)

Ответы детей: дождь, град, снег, туман.

Воспитатель: Как про дождь, снег, град, росу, туман можно сказать одним словом? Что это? Правильно, ребята, это вода. Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница, потому что умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь.

А еще вода умеет издавать различные звуки.
                    Артикуляционная гимнастика.
- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С
-В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.  
- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем) .
-А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать?
Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.

(Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку).
Воспитатель: 
-Кто у нас самый внимательный волшебник? Что ответила вам водичка? (БУЛЬ)

Воспитатель: Сейчас мы с вами прервемся на музыкальную паузу и немножко отдохнём.

Звучит  музыкальный инструмент «Beamz», дети выполняют движения.

Воспитатель:

-отдохнули, я вижу у вас улучшилось настроение, и вы легко можете отгадать загадку.

Он летит с обрыва вниз,

О камни разбивается

Громче зверя он ревет

И в пену превращается!

Что это!

Ответы детей: это водопад.

(воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображением различных водопадов)

Воспитатель: Слово водопад образовано из двух слов- «вода», м «падать». Оно обозначает падающую воду. Давайте все вместе произнесем слово «водопад».

Воспитатель:

 -чаще всего водопады можно встретить в горах, но я вам принесла электрическую модель водопада.  

                    (воспитатель демонстрирует электрическую модель водопада)

Воспитатель:

-а образуется водопад таким образом.  На нашей планете много больших и малых горных рек. Горные реки несутся бурно, стремительно. Это происходит в тех случаях, когда реку перегораживают скалистые горы. Если река внезапно обрывается в виде крутого обрыва, вода, падая с него образует водопад. Падая со скалы, вода с огромной скоростью несется дальше и дальше Самый крупнейший водопад находится в Африке, на реке Замбези. Послушайте, как течет водопад.

Воспитатель: что можно сказать о воде, которая падает вниз? Что она делает?

Ответы детей: она течет, несется, льется, брызгается, журчит, шипит, переливается, грохочет.

   Физминутка «Птицы над водопадом»

Воспитатель: 

-А, сейчас мы с вами немного отдохнем.

Над водопадом птицы кружат (машут руками, словно «крыльями).

Полетим за ними дружно (бегут по кругу, взмахивая руками как «птицы»).

Мы с тобою (Останавливаются, показывают руками друг на друга)

Я и ты! (указательным пальцем правой руки показывают на себя, а затем кистью правой ладони друг на друга).

Воспитатель: вот видите ребята и водопады, и реки, и пруды, моря и океаны состоят из воды. Вода как «Волшебница» может принимать различные состояния и имеет различные свойства! Сейчас мы с вами это проверим, отправившись в мини-лабораторию. Садитесь на свои места.

Воспитатель:                                                                                                                                                 -ну что, юные ученые, вы готовы проводить опыты?                                                                  

Воспитатель:

-сейчас мы с вами проведем и изучим некоторые свойства воды.

Опыт №1. Вода не имеет запаха

Воспитатель:                                                                                                                                                             -имеет ли вода запах? Как мы можем узнать об этом?

 Дети: понюхать (берут стакан и нюхают)

Вывод: вода не имеет запаха.

 Опыт №2.  Какая вода на вкус?.

Воспитатель:

- возьмите стаканы с водой и попробуйте воду на вкус? Скажите, какая вода на вкус?

 (Ответы детей: вода не имеет вкуса).

Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите ложечкой в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

 (ответы детей)

- Как вы думаете, что вы добавили в воду? (соль, сахар)

 Ответы детей: Сахар растворился в воде, и она стала сладкая на вкус! Соль растворилась в воде и вода стала солёной.

Воспитатель: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили. Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.

Воспитатель предлагает детям опустить в стаканчик с водой вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине и посмотреть, что произойдёт.

(Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы).

 Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам размяться и представить, что мы с вами как рыбки плаваем в воде.  

(Проводится пальчиковая гимнастика «Рыбка») 

1.Рыбка плавает в водице,            (Ладони сложены вместе, дети изображают, как плывет рыбка).

   Рыбке весело играть.

2.Рыбка, рыбка, озорница,            (Грозят пальчиком).

   Мы хотим тебя поймать.

3.Рыбка спину изогнула,                (Медленно сближают ладони. Делают хватательное движение).

   Крошку хлебную взяла.

4.Рыбка хвостиком вильнула.       (Снова «плывут).

   Рыбка быстро уплыла.

Воспитатель: вот, какие веселые рыбки обитают в реке

 Воспитатель:

-Ой, ребята я забыла вам сказать, когда я утром пришла в детский сад, мне принесли телеграмму. А прислал её главный начальник по чистоте-Мойдодыр.

 (Зачитывает ребятам по фразам. Дети должны найти ошибки и исправить текст телеграммы).

«Полотенцем моют руки»

«Расчёской вытираются»

«Зубной щёткой намыливают тело»

«Мылом причёсываются».

 -Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:

-полотенцем, что делают?

-Расчёской…………….

-Зубной щёткой……………

-Мылом……………

Воспитатель:

-вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр, но мы справились с заданием.

Воспитатель:   

Воспитатель: сегодня ребята мы с вами выяснили, что вода – одно из самых удивительных веществ на планете Земля. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии о воде?  Что вам больше всего запомнилось и понравилось на занятии? (Ответы детей)

Спасибо вам, ребята, за работу, хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь и не расходовать понапрасну.

 Запомните правила пользования водой.

1. Закрывайте кран с водой.

3. Набирайте столько воды, сколько необходимо.

4. Содержите реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засоряйте природные водоемы.

                                                   Дети, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

                                                   Экономь ее и береги –

                                                   Мы ведь не планете не одни!

Рефлексия

Юные ученые посмотрите, у меня на столе лежат капельки: веселые и грустные. Если вы считаете, что вам на занятии сегодня было легко, и вы справились с заданиями, выберите себе веселую капельку. А кто затруднялся в чем-то – выберите грустную капельку.

(Дети выбирают капельки, а воспитатель комментирует их выбор).

Мне понравилось с вами работать. Вы были молодцы

 

c:\users\галина\pictures\img2.gif

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...