Знакомство с пословицами и поговорками детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Многие великие люди восхищались мудростью и красотой, живописной изобретательной силой пословиц.
Многозначность пословиц делает их трудным для толкования. А особенность дошкольников и младших школьников - понимание буквально, точно, в прямом, не переносном смысле. Поэтому для работы с детьми лучше отбирать наиболее ясные по смыслу пословицы- такие , которые не требуют особых исторических и филологических толкований. Также не помешает снабдить их поясняющими рисунками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya3.tmp_.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с пословицами и поговорками детей старшего дошкольного возраста.
Многие великие люди восхищались мудростью и красотой, живописной изобретательной силой пословиц. Поражает вездесущность пословиц- они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, людских надежд, помыслов, оценок ближних. Их сила является в разгаре беседы, когда надо подкрепить речь метким замечанием, наблюдением, заключением, выявить самую суть сказанного.
Трудно назвать всё, на что брошен критический взгляд народа .Он говорит о праздности, крикливости, неумении, поспешности, щегольстве, угодливости, обмане, воровстве, боязливости, гордыне, лжи, клевете, трусости, -это обширная энциклопедия человеческих пороков и недостатков. Но всегда рядом и одобрение- хвалят трудолюбие, скромность, мастерство, осмотрительность, бережливость, прямоту, правдивость, щедрость, совестливость, порядочность, разумность, храбрость-это столь же обширная энциклопедия добродетелей и достоинств.
Многозначность пословиц делает их трудным для толкования. А особенность дошкольников и младших школьников - понимание буквально, точно, в прямом, не переносном смысле. Поэтому для работы с детьми лучше отбирать наиболее ясные по смыслу пословицы- такие , которые не требуют особых исторических и филологических толкований. Также не помешает снабдить их поясняющими рисунками.
Для примера предлагаем фрагмент занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Часто в сказках используют русские пословицы.
-А вы знаете , что такое пословицы?(Мудрые высказывания, они короткие, но содержат глубокую мысль.)Например:
Мал, да удал.
Кто видел этот мультфильм? («Самый маленький гном») Что можно сказать о главном герое? Про какого человека можно сказать, что он удалой? Он сам маленький, беззащитный, слабый, но при этом смелый, добрый, находчивый.
Трусливому зайке и пенёк- волк.
Почему речь в пословице идёт о зайке, а нарисован мальчик? В пословицах часто говорится о животных, но подразумеваются люди с похожими чертами характера,
повадками. О каком человеке здесь идёт речь? Почему его назвали зайкой?
Труд человека кормит, а лень портит.
В каких сказках вы встречали похожих персонажей? ( « Двенадцать месяцев», «Морозко»,
« Хаврошечка») Одна- работница, трудолюбивая, добрая, вторая- ленивая, завистливая, злая. Вспомним, чем заканчиваются эти сказки? Почему говорят, что лень портит? Теперь, когда вы увидите, что кто- то бездельничает, да ещё и другим мешает, что вы ему скажете?
Скучен день до вечера, если делать нечего.
Почему так говорят? О каком человеке так можно сказать?
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Чему учит эта пословица? К кому она обращена?
А вы знаете какие-нибудь пословицы? Старайтесь их запоминать и чаще друг другу говорить.
Пословицы характеризуют реальное, земное всезнание и всеведение. В этом суть пословиц, их житейский и поэтический пафос, хотя простота их обманчива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знакомство со звездой Солнце» для детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности Образовательная область «Познавательное развитие»
Привлечь внимание детей к звездному небу, дать детям представление о жизни звезды - Солнце , о сравнительной величине Солнца и планет, дать детям знания о необходимости Солнца для всего живого на Земл...
Спортивный досуг «Знакомство с инспектором Пешеходовым» для детей старшего дошкольного возраста.
Продолжить обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах, закрепить знание сигналов светофора, их значений....
Знакомство со сказочно-былинной живописью детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Мастер – класс для педагогов "Знакомство с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Данный мастер-класс имеет следующую цель: познакомить воспитателей с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дида...
Мастер – класс для педагогов "Знакомство с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Данный мастер-класс имеет следующую цель: познакомить воспитателей с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дида...
Сценарий спортивного досуга "Путешествие с Незнайкой" по знакомству с правилами дорожного движения детей старшего дошкольного возраста, дата проведения сентябрь 2020
Спортивный досуг "Путешествие с Незнайкой" поможет сформировать у детей знания о правилах дорожного движения через игровые ситуации, покажет важность соблюдения правил дорожного движен...
Тема: «В мире волшебных инструментов». (Знакомство с симфоническим оркестром). Для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «В мире волшебных инструментов». (Знакомство с симфоническим оркестром).Для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Создание условий для обобщения знаний у дошкольников о музыкальн...