Игры на логику и мышление
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

Юнькова Екатерина Сергеевна

Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.

 

Операции мышления

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей.

Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, – писал С.Л. Рубинштейн, – «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное». Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения.

Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

 

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Операции мышления(игры)1.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логические приемы умственных действий. Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Синтез — соединение различных элементов в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств Являясь противоположными по своей сути, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.

Слайд 2

Анализ Игры: «Подбери пару» (тренируем анализ, сравнение) Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано. Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок. Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками. Традиционной формой на развитие визуального анализа являются задания на выбор «лишней» фигуры (предмета). Одна фигура отличается от всех других. Какая? Чем она отличается?

Слайд 3

Синтез Синтез Нарисуй недостающую фигуру. Ребенку предлагается несколько фигур, объединенных по какому-то признаку (цвет, форма, размер). В ряду не хватает одного объекта – школьник должен его назвать и дорисовать .

Слайд 4

Выложи фигуру. Из набора элементов ребенку нужно сложить предмет: квадрат, треугольник, ромб, домик, стул и т.д. Мозаика. Количество элементов пазла зависит от возраста ребенка: школьникам среднего звена можно предложить мозаику из 50-150 деталей или разноцветную мозаику, из которой на специальной доске можно собирать различные картинки; более старшим детям – масштабные изображения от 150 элементов. Свяжи предметы по смыслу. Школьнику дается два или более понятия, которые ему необходимо связать между собой по смыслу. Например, лужа и радуга. Возможный ход рассуждения: лужа образуется после дождя, радуга появляется, когда солнечные лучи освещают капли влаги в воздухе. Значит, связь между этими понятиями в том, что они появляются благодаря одному явлению

Слайд 5

Формирование аналитико-синтетического процесса через использование игр геометрического конструктора Монгольская Игра Цель: развитие воображения, восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, зрительный анализ и синтез Правила: при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую.

Слайд 6

Колумбово Яйцо Правила : при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую. Цель: Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздания ее из частей на основе восприятия и сформированного представления. У детей формируется привычка к умственному труду.

Слайд 7

Танграм . Цель: Восприятие формы, зрительно-моторную координацию, выделение основных признаков объекта.

Слайд 8

Тетрис.

Слайд 9

Математический планшет. Цель: Способствовать исследовательской деятельности ребенка, содействие его познавательно – математическому развитию, а также развитию творческих способностей. Игра: «чудесные превращения».

Слайд 10

В данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы получилось 3, равных треугольника

Слайд 11

Ответ

Слайд 12

Переложи 1 палочку, чтобы домик был повёрнут в другую сторону.

Слайд 13

Ответ

Слайд 14

В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата

Слайд 15

Ответ

Слайд 16

Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок

Слайд 17

Ответ

Слайд 18

Переложить 2 палочки так, чтобы фигура; похожая на корову, смотрела в другую сторону

Слайд 19

Ответ

Слайд 20

Сравнение Сравнение. Сопоставление предметов/явлений друг с другом, нахождение сходств и различий между ними. Сравни и найти 10 отличий. Назови сходства и различия. Найди фигуру которая не подходит к остальным Найди среди всех 2 одинаковые

Слайд 21

Классификация(Обобщение) Для школьников среднего и старшего возраста Назови группу. Это задание выполняется также, что и аналогичное упражнение для детей младшего школьного возраста. Только здесь ученикам даются более сложные понятия. Например, любовь, ненависть, счастье. Группа – чувства. Классификация. Материалом для упражнения может быть текст из учебника биологии, химии, обществознания и т.д. или произвольный набор понятий. В первом случае задача усложняется, так как для начала ученику необходимо вычленить понятия из текста. Далее он объединяет их в различные группы по определенному признаку, который можно обозначить заранее или попросить ребенка выделить самостоятельно.

Слайд 22

Конкретизация Для школьников среднего и старшего возраста Дай определение. Школьнику предлагается ряд понятий, которые необходимо объяснить своими словами, сказать, как он понимает суть того или иного явления. Например, радость, любовь, отрочество и др. Развернутый ответ. В этом упражнении ребенку задаются вопросы, на которые ему нужно ответить наиболее полно. Почему светит солнце? Почему люди не летают? и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ. ЛОГИКА И МЫШЛЕНИЕ.

Как помочь ребенку развить логику и мышление....

игры и упражнения для развития логики и мышления

Игры и упражнения для развития логики и мышленияИгра «Разноцветные кружочки»Цель: знакомство с цветами, геометрическими фигурамиИгровой материал: цветные круги разных размеровХод: надо вырезать из цве...

Дидактическая игра на развитие логики, внимания, мышления "Чего не хватает?"

Перед ребенком карточка с расположенными в определенной последовательности кружочками разного цвета. Но в этой цепочке один кружок не раскрашен. Задание: подобрать необходимый кружок, соблюдая законом...

Развитие логико-математического мышления. Игры с блоками Дьенеша

Формальная логика – это не обязательно совокупность рутинных процедур. В ней всегда есть место «игре ума». Но это относится к развитому логическому мышлению взрослого человека. Осваи...

Консультация для родителей « Логико-математические игры для развития логического мышления у детей».

Интеллектуальное развитие ребенка – дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ...

Развивающие игры на логику и мышление

Игры предназначены для детей младшего возраста.Подбираем фигуры соответствующей картинке.Развивает внимательность,мышление,логику,зрительную память....

1. Педагогическая находка: Игры на логику, пространственное мышление с использованием элементов техники мандала

Педагогическая находка: Игры на логику, пространственное мышление с использованием элементов техники мандала...