конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Данный конспект направлен на развитие любви детей к русскому фольклору и рассмотрение картины В.Васнецова "Снегурочка" и нахождению сходства главных героинь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektsnegurochka.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи.
Непосредственно – образовательной деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы по пересказу сказки Снегурочка.
Форма проведения: литературно – художественная гостиная.
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.
Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.
Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские).
Учить выражать эмоциональную отзывчивость на образ героини через изобразительную деятельность.
Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.
Материалы, оборудование, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картин В. Васнецова, Б. Зворыкина, М. Врубеля «Снегурочка».
Словарная работа: «неможится», «души не чаю», «свечерело» и т. д.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей), «Сочини сказку».
Планируемые результаты: эмоционально реагируют на литературные и художественные произведения; определяют настроение и характер изобразительного творчества.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент. (Вводный этап)
В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из сказки: - Здравствуйте, люди добрые!
- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).
- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).
В.: - Я рада приветствовать вас в нашей литературно – художественной гостиной.
2 часть. Основная. (Основной этап).
В.: - «В мире много сказок – грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них».
В.: - Очень часто в сказках описывается красота, ум и доброта молодых девушек, давайте вспомним этих героинь.
. Дидактическое упражнение: «Назови героиню и название сказки».
В.: - Сегодня в гостиной разместились иллюстрации. Рассмотрите их, и скажите, к какой они сказке? («Снегурочка»). Воспитатель показывает репродукцию картины В. Васнецова «Снегурочка», звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
-Эту картину написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов, много раз изображавший героев сказок. Она тоже написана на сюжет русской народной сказки. Вы уже догадались, какой?
Давайте рассмотрим эту картину и постараемся увидеть всё то, что хотел показать нам художник (по вопросам):
- Опишите Снегурочку, какая она?
- Какое у нее лицо?
- Какая поза, одежда?
- Что окружает Снегурочку?
- Вам нравится картина? Почему?
Мне она тоже понравилась. Обратите внимание: на первом плане героиня Снегурочка. Она в длинном пальто белого цвета, украшенном узорами, в светлых варежках и шапке. Фигура размещена не по центру картины, а сбоку. За спиной Снегурочки видны следы на снегу. Все это создает впечатление, что Снегурочка только что вышла навстречу зрителю и растерянно осматривает по сторонам. Как и все персонажи Васнецова, Снегурочка отражает красоту, чистоту заснеженной России. Таинственный лес, раскиданные елочки, мрачное лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег. Фигура Снегурочки освещена от снега. Все на картине создает впечатление волшебства и загадочности.
Представьте, что вы в этом сказочном лесу вместе со снегурочкой. Звучит музыка, медленно падает снег, и Снегурочка вместе с вами танцует вальс..
3. Чтение сказки.
В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка». «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается». Перед чтением хочу спросить у вас, что значат слова – «Души не чаять», «неможится»? (словарная работа).
Выразительное чтение сказки с показом картин. Русская народная сказка «Снегурочка»
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
- А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега
дочку сделаем. - Давай, — говорит старуха.
- Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается.
Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.
Прошла зима.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.
- Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая
невеселая стала? Иль тебе неможется? - Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек. №6
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
- Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила: - Пойди, дочка, повеселись с подружками!
- Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело
- А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла , обратилась в белое облачко
- Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
Стали они кликать ее:
— Ау, ау, Снегурочка!
Только эхо им в лесу откликнулось.
Беседа по содержанию:
- Понравилась сказка?
- Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?
- Какой получилась у стариков доченька?
- Красивая?
- А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?
- Какими словами описывается Снегурочка, вспоминайте.
- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
- Какая она была? Опишите её.
Радостная была Снегурочка, вот какая.
Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
- А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло? (Растаяла).
- Во что, превратилась Снегурочка? (В облачко).
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной?
4. Подвижная игра «Заря – заряница».
В.: - Снегурочка вместе с подругами играла, песни пела, хороводы водила, вставайте и вы в хоровод:
Заря – заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется.
5. Игра «Переводчики».
В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)
- Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их? (какие?)
- А есть те слова, которые не понятны?
Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!
- Жили ладно – это как?
- Приладили ручки и ножки – что сделали?
- Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
- Души старики в дочке не чают – это как?
- Работа в руках спорится –
- Неможется –
- Свечерело –
- Стали кликать Снегурочку –
Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось».
- Грустный конец у этой русской народной сказки?
- А почему же нам грустно? (снегурочка испарилась)
- А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?
- А как?
- Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)
6. Рефлексия.
- Молодцы, как вы здорово придумали!
Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!
А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка зовёт нас в гости к нам на участок где научит вас играть в русские народные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...